Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты – об особенностях президентской кампании в США


Митт Ромни пока лидирует в гонке на президентскую номинацию от Республиканской партии
Митт Ромни пока лидирует в гонке на президентскую номинацию от Республиканской партии
2012 года в США – год президентской кампании. Эксперты и журналисты внимательно следят, в первую очередь, за тем, что происходит в рядах Республиканской партии. Главный вопрос: сможет ли партия, по мнению многих, расколотая на радикальное и умеренное крылья, назвать кандидата, который имел бы шансы противостоять в ноябре Бараку Обаме?

Ход предвыборной кампании обсуждают директор Русской службы Радио Свобода Ефим Фиштейн, главный редактор Русской службы Кирилл Кобрин и обозреватель Брайан Уитмор.

– В республиканской предвыборной кампании в США небольшой тайм-аут. Давайте воспользуемся им для того, чтобы обсудить два очень важных, но, может быть, не столь актуальных пару недель назад вопроса. Первый из них такой. Вот республиканские кандидаты сражаются между собой на праймериз и кокусах, а как на это все смотрит руководство Демократической партии и сам президент Обама?

Брайан Уитмор:

– Я считаю, что эта кампания за номинацию Республиканской партии очень хорошо работает на то, чтобы обеспечить президенту Обаме переизбрание. Поговорим о стратегии. Чего хочет Обама в этой предвыборной кампании в ноябре? Он хочет, чтобы было с чем сравнивать. И это будет сравнение между Обамой и одним из республиканцев. На праймериз Республиканской партии пытались понять, с кем они будут сравнивать Обаму в ноябре при голосовании. Если смотреть на рейтинг, когда начинались праймериз, рейтинг Обамы сильно растет. Второе: предвыборная кампания Обамы отнюдь не в состоянии спячки. Идет его реклама в каждом штате, когда там происходит республиканский праймериз. Например, следующий праймериз будет в штате Мичиган – якобы родном штате Митта Ромни. Но уже и здесь антиреклама Ромни, поскольку он противостоял планам Обамы оказать финансовую помощь промышленности в Америке. В этих рекламе говорится о том, что Ромни предал свой родной штат.

– То есть продал право первородства за чечевичную похлебку? Скажите, не рано ли для демократов начинать злорадствовать по поводу республиканской предвыборной кампании?

Ефим Фиштейн:

– Когда бы они ни начинать злорадствовать, это всегда рано. Потому, что обычно близкая демократам печать выдает желаемое за действительное, так как временные колебания поддержки того или иного претендента или президента Обамы выдаются за тренд. В данном случае мы не можем вообще говорить о тренде, точно так же как пока еще реально не наметился тренд восстановления экономики – данные очень противоречивые, и некоторое повышение занятости, скажем, обычно сопровождается недостаточным повышением других показателей: объема валового внутреннего продукта, снижения задолженности, которая просто трагически выглядит. А оговорки или просчеты республиканских кандидатов вполне укладываются в общую схему предвыборных кампаний в США.

Если мы вспомним предыдущую кампанию, там гораздо более яростные споры велись вокруг происхождения и воспитания самого кандидата в президенты Обамы, вокруг его противоречий с Хиллари Клинтон или другими демократами. Сейчас пока таких яростных споров внутри Республиканской избирательной кампании я не нахожу.

Брайан Уитмор:

– Если вспомнить демократический праймериз четыре года назад, там была тяжелая борьба между Хиллари Клинтон и Бараком Обамы, тогда не было идеологического спора. Это был просто спор личностей. Если смотреть на предвыборные программы Обамы и Клинтон, они были почти одинаковые. А в Республиканской партии сейчас идет идеологический спор между крайне правых баз партии и центристами, истеблишментом.

– Но персональных выпадов хватает и в республиканской кампании, помимо идеологических разногласий. Давайте перейдем к еще одному вопросу, который важен для аудитории. Это кампания таких событий, которые носят для русского уха экзотические названия – праймериз и особенно кокусы. Что это такое? Может быть, проще было бы собрать съезд одной и другой партии, на котором выдвинуть кандидата и начать борьбу?

Брайан Уитмор:

– До 60-х годов обе партии просто выбирали своих кандидатов на съезде. Это был истеблишмент партии: губернаторы, сенаторы, главные финансисты. Но потом эта система изменилась. Раньше тоже был праймериз, но они не были не так важны, скорее символичны. Если помните, в 1968 году, когда Роберт Кеннеди выиграл праймериз в штате Индиана, партия посмотрела на него и сказала: вот этот человек может быть серьезным кандидатом. Почти все делегаты избраны в праймериз, поэтому истеблишмент в этом смысле потерял формальный контроль (и главные слова – это формальные контроль) на номинации. Еще есть средства влиять на это, естественно.

– А насколько важен этот фильтр?

Ефим Фиштейн:

– Считаю этот фильтр исключительно важным, это правильная находка американской политической системы. Потому что оказывается, что последнее слово – за реальным партийным активом. Тот факт, что в Америке праймериз – первичные выборы – это просто особенности автономии отдельных штатов, их традиции, которые, из уважения к этим традициям, не решаются отменить. Но это уже детали предвыборных машин. На самом деле, первичные выборы всюду становятся весьма популярными, потому, что они выявляют волю партийной массы, актива и, скажем так, сравнивают популярность и потенциал отдельных кандидатов, как они выглядят в глазах сначала партийного актива, а потом и всех избирателей. И, мне кажется, это довольно правильно.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG