Ссылки для упрощенного доступа

Литературный критик Наталья Иванова – о премии Белкина и "Новом Белкине"


Наталья Иванова
Наталья Иванова
В Библиотеке иностранной литературы 21 февраля проходит торжественная церемония награждения лауреатов премии Ивана Петровича Белкина. Жюри (Леонид Юзефович, Екатерина Гениева, Анатолий Курчаткин, Валерия Пустовая и Наталия Рязанцева) назовет имя победителя. Премия присуждается за лучшую повесть года.

В шорт-лист 2012 вошли: "Товарищ Анна" Ирины Богатырёвой, "Все так" Елены Стяжкиной, "Человек эпохи Возрождения" Максима Осипова, "Запах искусственной свежести" Алексея Козлачкова и "Пусть будут все" Марины Вишневецкой. Наталья Иванова – заместитель главного редактора журнала "Знамя", координатор премии – напоминает, как определяется победитель:

– "Повестей Белкина" у Пушкина – пять, и мы танцуем от этой цифры. У нас пять членов жюри (состав меняется каждый год, я – координатор премии и ее автор, я ее придумала). Это единственная в мире премия имени литературного персонажа. Собираются опубликованные произведения, и все новогодние каникулы члены жюри их читают. Поэтому я против отмены новогодних каникул. Затем, уже на Татьянин день, жюри собирается и определяет пятерку финалистов. Как правило, мнение председателя жюри не совпадает с мнением других членов судейской коллегии, поэтому короткий список вырабатывается довольно трудно. Это честные выборы, и я за это отвечаю своей репутацией.

Второй раз жюри собирается накануне церемонии и определяет своего лауреата буквально за полтора часа до съезда гостей. На этом этапе тоже возможны конфликты, сражения, любые неожиданности. Например, в позапрошлом году разгорелся спор из-за вручения премии Ульяне Гамаюн за повесть "Бесконечность". Были бесконечные дискуссии в интернете, в результате чего молодая женщина, автор из Днепропетровска, отказалась от денежной составляющей премии. Впала в своего рода депрессию, из которой, правда, скоро вышла и напечатала в журнале "Знамя" свою следующую повесть.

Премия эта мистификационная. Очень часто в шорт-лист попадают произведения людей, которых не отождествляют с реальными фигурами литературного процесса. В шорт-лист попадал некто Фигль-Мигль, и никто не знает, мужчина это или женщина, откуда он и сколько ему лет. Нет, что-то мы, конечно, знаем, потому что переводим финалистам деньги. Премию поддерживает Фонд Бориса Николаевича Ельцина. Лауреат получает 150 тысяч рублей, остальные финалисты – 50 тысяч.

В прошлом году мы приурочили к торжественной церемонии презентацию книги, составленной из сочинений финалистов. А в этом году мы издали сборник эссе финалистов. Потому что каждого из них мы просим написать эссе к торжественной церемонии. Они еще не знают, кто из них станет лауреатом, и сражаются не только своими произведениями, но и этими эссе: остроумием, изяществом стиля, глубиной мысли. Сборник "Новый Белкин", состоящий из нескольких десятков таких эссе, по-моему, очень важен, потому что он, помимо прочего, показывает движение самой литературы.

Еще одна новость из жизни нашей премии – инициатива учителей. Причем, не только московских школ, но учителей России и, кажется, Киев к ним тоже присоединится. Идея принадлежит преподавателям Московского педагогического университета. Учителя сами скинулись по копеечке (как скидывался народ на памятник Пушкину на Тверском бульваре) и подготовили приз-сюрприз работы замечательного художника, кукольного мастера Ольги Андриановой. Выставка ее работ в Библиотеке иностранной литературы приурочена к нашей торжественной церемонии.

Этот "Учительский Белкин", на мой взгляд, развеивает миф о том, что учителя словесности – это самая косная, консервативная часть нашей школы. Нет, они очень продвинутые. Они хотят читать и знать современную литературу, делают это с огромным интересом, втягивают в это старшеклассников, делают школьные спектакли по произведениям наших финалистов, и обсуждают их так интересно, что "Знамя" собирается опубликовать лучшие рецензии учителей на те книги, которые вошли в финал.
XS
SM
MD
LG