Ссылки для упрощенного доступа

Реабилитация ведьм как борьба за справедливость


Инициатором реабилитации сожженных на кострах по решению церковных судов женщин стал Кёльн
Инициатором реабилитации сожженных на кострах по решению церковных судов женщин стал Кёльн
В Германии развернулась общественная дискуссия об официальной реабилитации мучениц инквизиции - женщин, сожженных на кострах по решению церковных судов по обвинениям в сговоре с дьяволом. Комиссия по жалобам городского совета Кельна по заявлению протестантского пастора Хартмута Хегелера единогласно приняла резолюцию, осуждающую проходившие в городе четыреста лет назад так называемые процессы над ведьмами.

Согласно принятому решению, предполагается, что все женщины, осужденные как ведьмы, были оболганы и поэтому должны быть реабилитированы. Среди тех, кого реабилитация коснется в первую очередь - казненная в 1627 году Катарина Хенот, считающаяся самой известной из так называемых ведьм Кельна. Резолюция призвала также современный епископат Кельна дистанцироваться от совершенной 400 лет назад братьями по вере несправедливости.

О Катарине Хенот известно достаточно много. Она была весьма влиятельной горожанкой, получившей в наследство от отца одно из почтовых учреждений города, которым она управляла вместе с братом. Но у нее возник конфликт с графом Леонардом фон Таксисом-вторым, который хотел централизовать почту. Хенот вступила с ним в судебную тяжбу, настаивая на своих наследственных правах. И вот тут и появилась якобы одержимая монахиня, обвинившая Хенот в колдовстве, приведшем к вселению в монахиню дьявола.

Слух об этом быстро распространился, обвинение разрослось до фантастических размеров, а все попытки Хенот и ее родных добиться участия в процессе адвокатов были тогдашними церковными - и одновременно государственными - властями отвернуты. Арестованную в течение месяцев подвергали жесточайшим пыткам. Искалеченную и больную женщину приговорили к сожжению на костре, несмотря на то, что она так и не призналась ни в одном вменяемом ей деянии. Это было явным нарушением тогдашних законов: не сознавшуюся под пытками должны были освободить, но видимо те, кто хотел смерти Хенот, были очень сильны и влиятельны.

Однако в заговоре против Хенот с участием графа Леонарда фон Таксиса историки сомневаются, напоминая в частности, что среди многочисленных казненных псевдоведьм того времени оказалась впоследствии и обвинившая Хенот монахиня. Из своеобразно понимаемого милосердия саму признанную ведьмой Хенот все же не сжигали живьем, а предварительно задушили.

Интересно, что нечто вроде реабилитации осужденных за колдовство немецких женщин на свой лад ранее готовили и нацисты - готовили тайно, планируя при удобном случае избавиться от власти церкви, обвинив католическую церковь в намеренном уничтожении в лице одаренных свыше женщин лучшего генофонда немецкого народа и арийской расы вообще. Католиков хотели обвинить и в том, что делали они это в сговоре с мировым еврейством. Возглавлял подготовительную исследовательскую работу Генрих Гиммлер, среди предков которого также нашлась осужденная как ведьма и сожженная на костре женщина.

Но поражение в войне и крах нацистского режима не дали этой реабилитации ведьм состояться. Впрочем, это не стопроцентно доказанное намерение нацистов; не исключено, что они больше интересовались методами средневековых пыток. Что до якобы желания научно обосновать геноцид немецкого языческого племени, то и в нацистские времена серьезные ученые обращали внимание нанятых Гиммлером историков на то, что казненные женщины были как правило уже в возрасте, несовместимом с деторождением - и, стало быть, уже выполнившими свой генетический долг.

Возвращаясь к инициативе кельнских властей, следует отметить, что она выглядит убедительной в глазах горожан, которые уже давно, не дожидаясь юридической реабилитации, отдают дань светлой памяти Катарины Хенот, именем которой названа одна из улиц и школа, а ее скульптурное изображение украшает городскую ратушу. Ей также посвящено несколько литературных произведений, в частности, популярный роман "Ведьма" Вольфганга Ломайера.

Идеологическим руководством для проведения процессов над обвиняемыми в сговоре с дьяволом стала вышедшая в 1486 году книга доминиканских инквизиторов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера "Молот ведьм". В трактате квалифицировались три типа злодейств, совершаемых ведьмами, способы противодействия каждому из них, а также устанавливались формальные правила для осуждения и вынесения приговора несчастным. Историки расходятся во мнениях о том, сколько именно женщин были сожжены на кострах в XIV-XVII веках по обвинению в сговоре с дьяволом. Известно, что в центральноевропейском регионе - в германских княжествах, Богемии и других владениях Габсбургов этих несчастных было от 100 до 300 тысяч.

Рассказывает обозреватель РС, историк Центральной Европы Ярослав Шимов::

- Часто путают две вещи - преследование инквизицией еретиков и процессы по делам о колдовстве, так называемую охоту на ведьм. Это разные вещи. Они даже относятся к разным историческим периодам, потому что пик борьбы с еретичеством пришелся на последние века Средневековья - это ХII-XIII столетия, а охота на ведьм - в основном более позднее явление. Оно достигло своего пика в XV-XVI и даже продолжалось в XVII веке. Почему? Историки и культурологи выдвигают такую достаточно обоснованную версию. Прежде всего, XV век - это очень грустное и опасное время: постоянные эпидемии, войны, общественные кризисы. Приходит в упадок традиционное средневековое общество, приходит в упадок та вера и связанное с ней мировосприятие, которые существовали в средние века. И человек оказывается один на один с непознанной природой и с глубокими социальными конфликтами, потому что расслоение общества усиливается. Более того, ухудшается даже климат. К этому периоду относится довольно сильное похолодание в Европе. Людям становится очень неуютно жить. А люди, когда им жить неуютно, очень часто склонны к тому, чтобы искать виновных. Если раньше были виноваты еретики, то в этот период все чаще говорят о колдовстве, темных силах, демонах и прямом вмешательстве дьявола в человеческую жизнь.

- Речь идет в первую очередь о женщинах или не только о женщинах?

- Почему? Были и колдуны, и колдуньи. В смысле не были, а, конечно, представлялись таковыми общественному мнению того времени. По большей части это были, действительно, женщины, которые в представлениях того времени вступали в связь (физическую, плотскую) с демонами или даже с самим дьяволом, получая, тем самым, свою колдовскую силу.

- Доказательства этому приводились религиозными судами? Как часто и кого именно сжигали?

- Во-первых, суды не всегда были религиозные, то есть церковные. Там возникали довольно сложные правовые аспекты. По большей части судили светские суды под надзором и с санкции церкви. Поводы же для преследования бывали иногда совершенно ничтожными и смешными Допустим, репутация кошек была в христианских странах не очень хорошей. Кошки, особенно черные, связывались в представлениях людей с дьяволом, с темными силами. Известны случаи, когда начинался процесс о колдовстве с того, что кто-то замечал, что-то у соседки очень много кошек - она кормит их, любит их. Дальше соседский конфликт мог в итоге привести к тому, что к делу подключалась по доносу инквизиция, и потом разворачивался судебный процесс. А поскольку пытки при тогдашних дознаниях использовались сплошь и рядом, то человек - уже сломленный, несчастный, израненный - просто сам себя потом оговаривал. Последняя в Европе жертва процесса о колдовстве была в Швейцарии - ее звали Анна Гельди, горничная. Она была казнена по обвинению в колдовстве в 1782 году, то есть уже в эпоху Просвещения. Тем не менее, ее обвинили в колдовстве, а также в том, что она иголки подмешивала в еду и питье дочери своего хозяина. В результате суд приговорил ее формально за отравление, но подоплекой этого было обвинение в колдовстве.

- Ее сожгли на костре?

- Нет, ей отрубили голову. Традиционным наказанием для ведьм, предусмотренным церковным правом, был огонь, но поскольку Гельди формально осудили за отравление, то ее казнили другим способом.

- Вся территория Западной Европы была подвержена охоте на ведьм? Или какие-то регионы особенно отличились в этом отношении?

- Историки отмечают странную вещь, что почему-то особенно активно и часто процессы над ведьмами протекали в горных регионах, в Швейцарии, в Австрии, в Судетах. В Судетах, в нынешней Чехии, был знаменитый процесс Кристофа Лаутнера в конце XVII века. Это был священник, который не поладил с судьей, и результатом был подложно обвинен в колдовстве - после долгих пыток оговорил себя и был сожжен.

- Какую роль сыграл трактат "Молот ведьм" в организации этих процессов?

- Этот трактат вопреки распространенному ошибочному мнению никогда не был неким официальным церковным установлением. Более того, церковь осуждала эту книгу, поскольку ее авторы занимались демонологией, то есть описывали, какие "есть" демоны, как они могут выглядеть, как они действуют и т. д. А это шло вразрез с церковным учением. И смотрели на книгу "Молот ведьм" церковные деятели, в общем-то, довольно критически. Тем не менее, ее влияние на ход этих событий, на сами эти процессы было достаточно велико, поскольку это было своего рода популярное руководство по тому, как следует бороться с этим явлением. Но были люди (судьи, церковники и даже монархи), которые напрямую отрицали существование ведьм. Например, в XII веке, когда все эти процессы только-только разворачивались, венгерский король Кальман, прозванный Книжником, издал закон о том, что "по поводу ведьм, которых, как известно, не существует, никаких судебных действий производиться не должно". Дословно. Человек и в ту пору все понимал. Но он был, конечно, исключением.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG