Буддистские благовония воскуряют не только верующие, ими активно пользуются приверженцы йоги, любят вдыхать ароматы разноцветных палочек дети. Многие считают, что зажженные дома благовония очищают пространство, помогают сконцентрироваться или расслабиться. Правда ли это?
Благовония использовались людьми всех эпох и народов с давних пор. Так, в Гелиополе, древнеегипетском городе Солнца, религиозные ритуалы отправлялись перед большим кругом, который символизировал Солнце, почитавшееся под именем Pa. Благовония возжигались трижды в день: на рассвете для этой цели использовали янтарь, когда Солнце находилось в зените – мирру, а на закате – смесь из шестнадцати ингредиентов, которая называлась куфи. Важнейшая роль отводилась благовониям в религиозных празднествах, устраиваемых древними египтянами в честь своих многочисленных богов. Наиболее подходящими жертвенными дарами считался ладан и другие благовонные курения. Под надзором жрецов в храмах курились ароматические смолы и древесина благовонных деревьев, а в самые торжественные дни богослужение проводил сам царь, в одной руке держа трубку с ароматическими курениями, а в другой – кувшин с вином или ароматическим маслом, предназначенным для ритуального возлияния на алтарь. В городе Марракеш в Марокко находится минарет – башня высотой около 70 метров, построенная по приказу турецкого султана в знак победы над испанцами. Минарет знаменит тем, что его стены пахнут мускусом. Натуральный мускус – ценное благовоние, которое вырабатывают железы самца кабарги. Оказывается, при строительстве минарета в конце XII века в цемент, скрепляющий камни, подмешали около тысячи мешков мускуса. Щедро применялись благовония во время грандиозных религиозных процессий. В одной из таких процессий в эпоху династии Птолемеев в шествии участвовали сто двадцать детей, они несли в золотых чашах курения, мирру и шафран. За ними следовало множество верблюдов, некоторые из них были навьючены трехсотфунтовым грузом олибанума, а остальные — таким же количеством крокуса, кассии, корицы, ириса и других ценных благовоний. В ритуал коронации любого царя непременно входило помазание.
В буддистских обрядах благовония используются с давних пор. Если говорить о пяти органах чувств, то благовония являются подношением для обоняния (в то время как зеркало – подношение для зрения, звук от специальных ритуальных тарелок или гонга – для слуха, фрукты, сладости – для вкуса, а шелковая ткань – для осязания). В наше время благовония выпускаются в различных странах и территориях (Индии, Китае, Тибете, Непале, Бутане, Монголии, России и других), но каждая страна производит благовония, отличающиеся по составу. Это прежде всего связано с произрастающими в данной местности травами. Лишь знатокам известны благовония, изготовленные монахами достаточно закрытого от мира королевства Бутан. Они стоят намного дороже фабричных индийских и китайских палочек, но эти благовония изготовлены вручную. Кстати, как бы много ни было сырья для производства благовоний в Китае и Индии, все-таки его не хватает для того огромного объема воскурений, который направляется из этих стран в Европу и Америку, поэтому часто добавляют в палочки химические ароматизаторы. Известно, что шиваиты, последователи одного из течений индуизма, порой совершают воскурения благовоний с небольшим количеством наркотических веществ. В России из того разнообразия благовоний, которые продаются в специализированных магазинах и при буддистских храмах, более качественными считаются те, что произведены тибетцами (обычно проживающими в Индии), монголами и бурятами.
Как меня уверил Церен лама Дармаев, соржо лама Санкт-Петербургского дацана, по крайней мере про монгольские и бурятские благовония можно с ответственностью сказать, что они произведены по старым рецептам и выдержаны в буддистских канонах.
Тот, кто пользуется благовониями постоянно, уже знает, что некоторые посвящены различным буддистским божествам: Белой Таре (подробнее о ней – здесь) или Зеленой Таре (подробнее – здесь), бодхисаттве мудрости Манжушри, богу богатства Намсараю и другим. При воскурении этих благовоний, чтобы, так сказать, активировать их действие, желательно произнести мантру божества. Если же вы не знаете мантр, но ощущаете потребность в помощи именно этого божества, то, по словам Церен ламы, нужно отогнать от себя плохие мысли и, думая только о хорошем, зажечь благовоние и обратиться к божеству с просьбой. Также известны благовония, которые используются для улучшения сна, имеют успокаивающий эффект («подавляют ветер», как говорят буддисты) – это агар.
В Бурятии расположены три дацана: Иволгинский, Кижингинский и Курумканский, где ламы и хувараки (ученики лам) изготавливают благовония вручную. Тогда, перед тем, как использовать их во время молебнов или продавать верующим, ароматные палочки и смеси приносят в храм и проводят специальный ритуал освящения подношений.
Я недаром упомянула про благовония-смеси, выглядящие как перемолотые травы. Одно из ярких воспоминаний моего детства – всякий раз, когда я приходила в гости к дедушке, повторялся один и тот же ритуал. В специальной емкости, похожей на маленькую чашу, зажигалась смесь трав, и дымом от этой травы по часовой стрелке окуривались вся квартира и присутствовавшие в ней люди. Причем вокруг каждого гостя чаша с воскурением обносилась трижды, и нужно было всякий раз, когда она оказывалась перед лицом, рукой направлять на себя и втягивать носом поднимающийся вверх дымок. Санзай (произносительная бурятская норма санзэ) – так называется эта молотая трава зеленоватого цвета – очищающее вещество. В основе смеси находится можжевельник (чувствуете опять-таки общую для многих религий связь, ведь можжевельником принято окуривать-очищать пространство не только в буддизме, но и в христианстве, например), к нему добавляют сандал и другие очищающие вещества. Санзай традиционно используется для проведения ритуала очищения зданий, домов, квартир, человека, особенно важно это сделать перед наступлением Сагаалгана (буддистского нового года) или во время его празднования.
Ламы чаще используют рассыпную смесь трав, вы же можете поэкспериментировать и выбрать для себя благовония любой формы и запаха. Удачи!
Благовония использовались людьми всех эпох и народов с давних пор. Так, в Гелиополе, древнеегипетском городе Солнца, религиозные ритуалы отправлялись перед большим кругом, который символизировал Солнце, почитавшееся под именем Pa. Благовония возжигались трижды в день: на рассвете для этой цели использовали янтарь, когда Солнце находилось в зените – мирру, а на закате – смесь из шестнадцати ингредиентов, которая называлась куфи. Важнейшая роль отводилась благовониям в религиозных празднествах, устраиваемых древними египтянами в честь своих многочисленных богов. Наиболее подходящими жертвенными дарами считался ладан и другие благовонные курения. Под надзором жрецов в храмах курились ароматические смолы и древесина благовонных деревьев, а в самые торжественные дни богослужение проводил сам царь, в одной руке держа трубку с ароматическими курениями, а в другой – кувшин с вином или ароматическим маслом, предназначенным для ритуального возлияния на алтарь. В городе Марракеш в Марокко находится минарет – башня высотой около 70 метров, построенная по приказу турецкого султана в знак победы над испанцами. Минарет знаменит тем, что его стены пахнут мускусом. Натуральный мускус – ценное благовоние, которое вырабатывают железы самца кабарги. Оказывается, при строительстве минарета в конце XII века в цемент, скрепляющий камни, подмешали около тысячи мешков мускуса. Щедро применялись благовония во время грандиозных религиозных процессий. В одной из таких процессий в эпоху династии Птолемеев в шествии участвовали сто двадцать детей, они несли в золотых чашах курения, мирру и шафран. За ними следовало множество верблюдов, некоторые из них были навьючены трехсотфунтовым грузом олибанума, а остальные — таким же количеством крокуса, кассии, корицы, ириса и других ценных благовоний. В ритуал коронации любого царя непременно входило помазание.
В буддистских обрядах благовония используются с давних пор. Если говорить о пяти органах чувств, то благовония являются подношением для обоняния (в то время как зеркало – подношение для зрения, звук от специальных ритуальных тарелок или гонга – для слуха, фрукты, сладости – для вкуса, а шелковая ткань – для осязания). В наше время благовония выпускаются в различных странах и территориях (Индии, Китае, Тибете, Непале, Бутане, Монголии, России и других), но каждая страна производит благовония, отличающиеся по составу. Это прежде всего связано с произрастающими в данной местности травами. Лишь знатокам известны благовония, изготовленные монахами достаточно закрытого от мира королевства Бутан. Они стоят намного дороже фабричных индийских и китайских палочек, но эти благовония изготовлены вручную. Кстати, как бы много ни было сырья для производства благовоний в Китае и Индии, все-таки его не хватает для того огромного объема воскурений, который направляется из этих стран в Европу и Америку, поэтому часто добавляют в палочки химические ароматизаторы. Известно, что шиваиты, последователи одного из течений индуизма, порой совершают воскурения благовоний с небольшим количеством наркотических веществ. В России из того разнообразия благовоний, которые продаются в специализированных магазинах и при буддистских храмах, более качественными считаются те, что произведены тибетцами (обычно проживающими в Индии), монголами и бурятами.
Как меня уверил Церен лама Дармаев, соржо лама Санкт-Петербургского дацана, по крайней мере про монгольские и бурятские благовония можно с ответственностью сказать, что они произведены по старым рецептам и выдержаны в буддистских канонах.
Тот, кто пользуется благовониями постоянно, уже знает, что некоторые посвящены различным буддистским божествам: Белой Таре (подробнее о ней – здесь) или Зеленой Таре (подробнее – здесь), бодхисаттве мудрости Манжушри, богу богатства Намсараю и другим. При воскурении этих благовоний, чтобы, так сказать, активировать их действие, желательно произнести мантру божества. Если же вы не знаете мантр, но ощущаете потребность в помощи именно этого божества, то, по словам Церен ламы, нужно отогнать от себя плохие мысли и, думая только о хорошем, зажечь благовоние и обратиться к божеству с просьбой. Также известны благовония, которые используются для улучшения сна, имеют успокаивающий эффект («подавляют ветер», как говорят буддисты) – это агар.
В Бурятии расположены три дацана: Иволгинский, Кижингинский и Курумканский, где ламы и хувараки (ученики лам) изготавливают благовония вручную. Тогда, перед тем, как использовать их во время молебнов или продавать верующим, ароматные палочки и смеси приносят в храм и проводят специальный ритуал освящения подношений.
Я недаром упомянула про благовония-смеси, выглядящие как перемолотые травы. Одно из ярких воспоминаний моего детства – всякий раз, когда я приходила в гости к дедушке, повторялся один и тот же ритуал. В специальной емкости, похожей на маленькую чашу, зажигалась смесь трав, и дымом от этой травы по часовой стрелке окуривались вся квартира и присутствовавшие в ней люди. Причем вокруг каждого гостя чаша с воскурением обносилась трижды, и нужно было всякий раз, когда она оказывалась перед лицом, рукой направлять на себя и втягивать носом поднимающийся вверх дымок. Санзай (произносительная бурятская норма санзэ) – так называется эта молотая трава зеленоватого цвета – очищающее вещество. В основе смеси находится можжевельник (чувствуете опять-таки общую для многих религий связь, ведь можжевельником принято окуривать-очищать пространство не только в буддизме, но и в христианстве, например), к нему добавляют сандал и другие очищающие вещества. Санзай традиционно используется для проведения ритуала очищения зданий, домов, квартир, человека, особенно важно это сделать перед наступлением Сагаалгана (буддистского нового года) или во время его празднования.
Ламы чаще используют рассыпную смесь трав, вы же можете поэкспериментировать и выбрать для себя благовония любой формы и запаха. Удачи!