Ссылки для упрощенного доступа

Деятели культуры о том, как они голосовали на выборах


Радио Свобода пыталось связаться со знаменитостями, активно проявившими себя во время предвыборной кампании за Владимира Путина. Секретари Тины Канделаки перестали отвечать после выяснения предмета беседы, Федор Бондарчук сказал, что с удовольствием поговорил бы о кино, а о выборах совсем не хочется. Многие ссылались на нездоровье и занятость.

Кинорежиссер Алексей Герман-старший, в политической активности последних месяцев не принимавший участия, не раскрыл тайны своего голосования и просто рассказал, как ходил на участок:

– Это происходит в школе, не знаю ее номер. Там были вежливые люди, какие-то старички и старушки. Я проголосовал, откланялся и ушел. Вот, собственно, и все. Там не было ни бунтующих толп, ни красных знамен, ничего такого. Суперспокойная обстановка. А вот за предвыборной кампанией я не очень слелил. С тех пор, как оппозиция стала соединяться с коммунистами и фашистами, мне все они стали неинтересны.

Писатель Людмила Улицкая голосовала в Лондоне:

– Здесь необычайный энтузиазм, русские лондонцы говорят, что никогда на прежних выборах не видели такого количества людей в посольстве. Все очень спокойно и достойно выглядит. Наблюдатели работают. Знаю об этом, потому что друг моего сына работает наблюдателем.

Я приехала сюда неделю назад, так что предвыборную кампанию в России застала. Мы прекрасно видели не только то, как мощно работали власти, но и как над ними посмеивались окружающие. В истории моей жизни это первое такое веселое отношение к выборам: и осмеивание власти, и достаточно глубокое понимание происходящего. Много людей в России, оказывается, с не замороченной головой.

Я голосовала за Михаила Прохорова, потому что это единственный, судя по предвыборной программе, цивилизованный человек. Во всяком случае, это не сторонник холодной войны и разделения мира на лагеря. Он явно хочет интеграции России в мировую систему, и мне это кажется единственно возможным для страны путем выживания. Кроме того, у него очень хорошая культурная программа. После смехотворных выступлений, например, Жириновского по поводу культуры, выступление Ирины Прохоровой, которая представляла интересы партии и интересы брата, мне представляется внятным, понятным. Это политика, которая меня больше устраивает.

Музыкальный критик Артемий Троицкий голосовал в Подмосковье:

– Я заранее взял открепительный талон, поскольку живу в деревне, хотя и прописан в Москве. И ездил в ближайший избирательный пункт – в деревню Шарапово. Все там было тихо-спокойно. Пообщался с наблюдателем от коммунистической партии, которая мне сказала, что вроде все неплохо, кроме того, что приходит масса людей без открепительных талонов, хотят голосовать, и жалуются, что открепительных у них не было – они закончились. Не знаю, что наблюдатели будут с этим делать, но так понимаю, что это история сейчас происходит на многих избирательных участках.

Я посмотрел твиттер, там огромное количество сообщений (с номерами автобусов) о том, что ездят ребята с участка на участок, и председатели избирательных комиссий их принимают с распростертыми объятиями, подмахивают липовые документы и прочее.

Если же говорить о впечатлениях от двух предыдущих месяцев, то они – кисло-сладкие. Во многом это время напомнило мне комедию ошибок. Имеется оппозиция, которая, на мой взгляд, ведет себя глупее некуда, и имеется власть, которая дает оппозиции шанс, потому что она – еще глупее. Оппозиция мне не нравится тем, что дезорганизована, спонтанна, и состоит в основном из людей, которым, в первую очередь, есть дело до самих себя, а во вторую очередь – уже до всего остального. Для меня было шоком, когда на митинге на Сахарова 24 декабря я услышал слова прощания: все, ребята, пока, увидимся в начале февраля. Оппозиция взяла отпуск. Это патологическая беспечность и сибаритство. Если происходит революция – не нравится слово "революция", можем употребить слово "движение". Но движение не должно останавливаться, это смешно. С такой оппозицией любой власти иметь дело – большой подарок. Но и власть, к сожалению, бездарная, поэтому таким подарком она смогла воспользоваться не в полной мере. Ни о какой честной агитационной кампании речь идти не может. Оппозиция не обязала кандидатов отчитаться о доходах. Вместо того, чтобы оглашать списки политзаключенных, надо было призывать к более эффективным и прозаическим вещам.

Я голосовал против Путина. Другое дело, что из оставшихся 4 кандидатов никакого фаворита у меня не было. Поэтому я придумал для себя простой способ: голосование "методом тыка". Зайдя в кабинку, я прикрыл глаза, поводил пальцем над бюллетенем и ткнул вслепую. Мой палец попал аккурат в отчество кандидата Миронова. Поэтому за Сергея Миронова я и проголосовал. Если бы палец попал, скажем, в Прохорова, Зюганова или даже Жириновского, думаю, что голосование мое было бы несколько иным

Писатель Борис Акунин, он же Григорий Чхартишвили, голосовал по месту московской прописки:

– Мой участок находится на Земляном Валу, в здании школы, недалеко от того места, где жил Андрей Сахаров. Это один из участков, на который были жалобы во время парламентских выборов. Там фигурировали два протокола, в первом было немного голосов у "Единой России", а потом окончательный, где их было очень много. Не знаю, те же люди там работают или нет, но участок тот самый. Люди, которые там сидят, произвели на меня вполне благоприятное впечатление. Но когда я там находился, примчался мобильный отряд Лиги избирателей, потому что им поступил сигнал о нарушениях. Приехала решительная Ксения Собчак и долго разбиралась с председателем избирательной комиссии. Потом я поехал в пресс-центр Лиги Избирателей, куда поступает информация со всей страны, потом на Росвыборы.

Сегодняшний день, несмотря на массу сигналов о нарушениях со всех сторон, в целом производит позитивное впечатление. Я такой гражданской активности в стране не наблюдал лет двадцать. Все начали интересоваться политикой. Зарегистрированы 300 с лишним тысяч наблюдателей, они бдительно следят за жуликами, которые предположительно пытаются украсть наши голоса, по стране носится огромное количество автобусов и "каруселей", которые возят мобилизованных граждан, чтобы они где-то за кого-то там голосовали. Все это в целом повышает градус гражданской активности. И мне нравится то, что гражданское общество явно выступает в качестве наступательной, а не отступающей стороны. Думаю, что так дальше и будет.

Я голосовал так, как собирался: вычеркнул всех кандидатов и написал: это не выбор. С моей точки зрения, это действительно не выбор.
XS
SM
MD
LG