В десятый раз в Москве вручена премия Союза театральных деятелей, которая называется "Гвоздь сезона". Пятерка финалистов становится известна заранее, обладатель Гран-при – на торжественной церемонии, которая всегда проходит в Театральном центре "На Страстном".
В число финалистов вошли: "Враги. История любви" и "Время женщин" театра "Современник", "Вечер с Достоевским" "Сатирикона", "Буря" театра "Et Cetera" и "Пер Гюнт" "Ленкома". Обладателем главного приза – большого хрустального "Гвоздя" – стал "Пер Гюнт" в режиссуре Марка Захарова.
С тех пор, как перестала существовать премия "Чайка", церемония награждения "Гвоздем сезона" оказалась единственной, на которую публика приходит не столько поболеть за своих любимцев, сколько посмотреть капустник. Его сценарий всегда пишет Константин Богомолов, он же – режиссер, он же – в партнерстве с актером вахтанговского театра Сергеем Епишевым – ведущий. Актер он тоже замечательный.
Капустники Константина Богомолова всегда чрезвычайно ядовиты, при этом дразнят не только театральных, но и политических гусей. Марк Захаров оценил зрелище:
– Моему поколению уже казалось, что кончилась полоса блистательных капустников в ВТО-СТД. И вот сегодня блеснул тот самый луч надежды, и мы страшно благодарны за это блистательное шоу. Вы – остроумные очень, а теперь это большая редкость, – отметил Марк Захаров.
На этот раз действие происходило на "кладбище". На сцене соорудили песчаные могилы с каменными надгробиями и свечами в красных плошечках. Рядом поставили бутылки с букетами белых цветов (их-то и вручали финалистам премии). Замогильные голоса ведущих поначалу доносились откуда-то сверху, а чуть позже из могил выбралась на свет парочка вампиров. Губы фиолетовые, зубы окрашены кроваво-красным, лица густо набелены, за спиной – черные крылышки. В таком виде они и провели шутовскую сатанинскую мессу. Осмеянию подверглись все, начиная с конкретных театров или режиссеров:
– Итак, новости театральной Москвы. Александр Калягин приступил к репетициям спектакля "Шинель". Он должен исполнить роль глубоко несчастного, нищего чиновника, пытающегося скопить деньги на шинель. Однако сейчас репетиции прерваны, поскольку артист категорически не может поверить в предлагаемые обстоятельства...
– Трагедией закончились репетиции юбилейного вечера народного артиста России Коренева в театре имени Станиславского. Артист утонул в гигантском бассейне с морской водой, установленном на сцене театра. Режиссер вечера Валерий Белякович, давая объяснения следователю, повторял одну и ту же фразу: "А я думал, что у него – жабры"...
– Малый театр приступил к ребрендингу. С нового сезона театр будет называться "Островский-хаус". Главным хитом сезона обещает стать спектакль "Путина" по пьесе Островского "Путина"...
– Очередной актерский бунт в Москве. Артисты театра "Уголок дедушки Дурова" обвинили худрука в зверском обращении и откровенном скотстве. В итоге кресло худрука занял медведь Василий, которому коллектив театра выразил полное доверие...
На мотив песни бременских музыкантов Богомолов с Епишевым исполнили куплеты на животрепещущую тему: артистов собираются переводить на контракты:
"Ничего на свете лучше нету, чем идти в гримерку из буфету.
Тем, кто в штате, не страшны тревоги, были бы побольше монологи.
Скромная стабильная зарплата, мы – репертуарные солдаты.
В фойе фото в рамочке цветное – наше счастье жить такой судьбою.
Мы свое призванье не забудем – смех и радость мы приносим людям.
Наших сцен обшарпанные своды нам дороже всякой там свободы".
Представляя "Бурю" театра "Et Cetera", в которой Просперо играет Александр Калягин, на мониторы вывели фрагмент спектакля "Так победим" с Калягиным в роли Ленина, но озвучили изображение монологом Просперо. Если Калягин на церемонии отсутствовал (он – в Америке), то Марк Захаров мужественно сносил и пародийные рецепты, по которым он, согласно тексту ведущих, строит свои спектакли, и шутки о том, что сперва хотел ставить "День опричника" Владимира Сорокина, но потом счел произведение недостаточно актуальным и заменил его "Критикой чистого разума" Иммануила Канта. При этом роль "Звездного неба" в постановке отдана Александре Захаровой.
Дальше перешли к политике: "Это он, это он – разрядившийся айфон". Зал, и до того все время смеявшийся, взорвался гомерическим хохотом, потому что на этих словах на мониторе появилось изображение Дмитрия Медведева в голубенькой футболке и с бадминтонной ракеткой в руке. Ему, то есть изображению, нежно пропели песню Юрия Визбора: "Вот и закончилось все, расставаться пора..."
Заговорив о спектакле-финалисте "Время женщин", ведущие собрались было поздравить женщин с наступающим 8 марта, но быстро переменили намерения:
– Дорогие наши женщины...
– Костя, давай ты женщин поздравишь 8-го марта.
– Сереж, я тоже хочу кого-то поздравить.
– Ну, поздравь того, у кого сегодня праздник. (После паузы, мечтательно):
– Володя, дорогой мой, любимый, единственный, неповторимый, сногсшибательный, умопомрачительный, Вовочка наш, ласточка наша, рыбка, заинька, я не побоюсь этого слова, пусечка. Мы хотим, чтобы вы знали, мы без вас не можем. То есть совсем – никуда. Никак – без ваших ласковых прекрасных глаз, без ваших нежных заботливых рук, без вашего всепрощающего, мы знаем, всепрощающего, сердца.
– Кость, а это вот что сейчас было?
– Это была небольшая хореографическая миниатюра.
– А где здесь хореография?
– А ты разве не заметил, что выделывал мой язык, когда я это говорил?
...Чернокрылые ангелочки под занавес поразмышляли о "царстве гниения и тлена", не оставив тени сомнения в том, что эти слова относятся к общественной, а не к театральной, ситуации. Перед тем, как упокоиться с миром, то есть забраться обратно в разрытые могилки, парочка клоунов-вампиров пообещала показать, как выглядит театральная Москва с высоты птичьего полета. Показала. И стало совсем не смешно.
По сцене поползли, пиликая и мигая разноцветными лампочками, заводные игрушки: велосипедисты, голенькие пупсы, розовые зайчики. Над ними нависали могилы, над могилами – экран, а на экране бурлила Манежная площадь, приветствующая будущего президента России. И это был жуткий в своей выразительности художественный образ.
Вышедший на сцену за наградой Евгений Арье (автор спектакля "Враги. История любви"), художественный руководитель израильского театра "Гешер", казался искренне удивленным происходящим в ТЦ " На Страстном":
– Выходя из метро, я увидел ряды солдат, ОМОНа, автобусы и не сразу понял, что это такое. Теперь, послушав тексты, которые здесь произносятся, я понял: они охраняют народ от вас. Я хочу вам пожелать, чтобы спустя какое-то время у вас появились другие темы для капустников.
В число финалистов вошли: "Враги. История любви" и "Время женщин" театра "Современник", "Вечер с Достоевским" "Сатирикона", "Буря" театра "Et Cetera" и "Пер Гюнт" "Ленкома". Обладателем главного приза – большого хрустального "Гвоздя" – стал "Пер Гюнт" в режиссуре Марка Захарова.
С тех пор, как перестала существовать премия "Чайка", церемония награждения "Гвоздем сезона" оказалась единственной, на которую публика приходит не столько поболеть за своих любимцев, сколько посмотреть капустник. Его сценарий всегда пишет Константин Богомолов, он же – режиссер, он же – в партнерстве с актером вахтанговского театра Сергеем Епишевым – ведущий. Актер он тоже замечательный.
Капустники Константина Богомолова всегда чрезвычайно ядовиты, при этом дразнят не только театральных, но и политических гусей. Марк Захаров оценил зрелище:
– Моему поколению уже казалось, что кончилась полоса блистательных капустников в ВТО-СТД. И вот сегодня блеснул тот самый луч надежды, и мы страшно благодарны за это блистательное шоу. Вы – остроумные очень, а теперь это большая редкость, – отметил Марк Захаров.
На этот раз действие происходило на "кладбище". На сцене соорудили песчаные могилы с каменными надгробиями и свечами в красных плошечках. Рядом поставили бутылки с букетами белых цветов (их-то и вручали финалистам премии). Замогильные голоса ведущих поначалу доносились откуда-то сверху, а чуть позже из могил выбралась на свет парочка вампиров. Губы фиолетовые, зубы окрашены кроваво-красным, лица густо набелены, за спиной – черные крылышки. В таком виде они и провели шутовскую сатанинскую мессу. Осмеянию подверглись все, начиная с конкретных театров или режиссеров:
– Итак, новости театральной Москвы. Александр Калягин приступил к репетициям спектакля "Шинель". Он должен исполнить роль глубоко несчастного, нищего чиновника, пытающегося скопить деньги на шинель. Однако сейчас репетиции прерваны, поскольку артист категорически не может поверить в предлагаемые обстоятельства...
– Трагедией закончились репетиции юбилейного вечера народного артиста России Коренева в театре имени Станиславского. Артист утонул в гигантском бассейне с морской водой, установленном на сцене театра. Режиссер вечера Валерий Белякович, давая объяснения следователю, повторял одну и ту же фразу: "А я думал, что у него – жабры"...
– Малый театр приступил к ребрендингу. С нового сезона театр будет называться "Островский-хаус". Главным хитом сезона обещает стать спектакль "Путина" по пьесе Островского "Путина"...
– Очередной актерский бунт в Москве. Артисты театра "Уголок дедушки Дурова" обвинили худрука в зверском обращении и откровенном скотстве. В итоге кресло худрука занял медведь Василий, которому коллектив театра выразил полное доверие...
На мотив песни бременских музыкантов Богомолов с Епишевым исполнили куплеты на животрепещущую тему: артистов собираются переводить на контракты:
"Ничего на свете лучше нету, чем идти в гримерку из буфету.
Тем, кто в штате, не страшны тревоги, были бы побольше монологи.
Скромная стабильная зарплата, мы – репертуарные солдаты.
В фойе фото в рамочке цветное – наше счастье жить такой судьбою.
Мы свое призванье не забудем – смех и радость мы приносим людям.
Наших сцен обшарпанные своды нам дороже всякой там свободы".
Представляя "Бурю" театра "Et Cetera", в которой Просперо играет Александр Калягин, на мониторы вывели фрагмент спектакля "Так победим" с Калягиным в роли Ленина, но озвучили изображение монологом Просперо. Если Калягин на церемонии отсутствовал (он – в Америке), то Марк Захаров мужественно сносил и пародийные рецепты, по которым он, согласно тексту ведущих, строит свои спектакли, и шутки о том, что сперва хотел ставить "День опричника" Владимира Сорокина, но потом счел произведение недостаточно актуальным и заменил его "Критикой чистого разума" Иммануила Канта. При этом роль "Звездного неба" в постановке отдана Александре Захаровой.
Дальше перешли к политике: "Это он, это он – разрядившийся айфон". Зал, и до того все время смеявшийся, взорвался гомерическим хохотом, потому что на этих словах на мониторе появилось изображение Дмитрия Медведева в голубенькой футболке и с бадминтонной ракеткой в руке. Ему, то есть изображению, нежно пропели песню Юрия Визбора: "Вот и закончилось все, расставаться пора..."
Заговорив о спектакле-финалисте "Время женщин", ведущие собрались было поздравить женщин с наступающим 8 марта, но быстро переменили намерения:
– Дорогие наши женщины...
– Костя, давай ты женщин поздравишь 8-го марта.
– Сереж, я тоже хочу кого-то поздравить.
– Ну, поздравь того, у кого сегодня праздник. (После паузы, мечтательно):
– Володя, дорогой мой, любимый, единственный, неповторимый, сногсшибательный, умопомрачительный, Вовочка наш, ласточка наша, рыбка, заинька, я не побоюсь этого слова, пусечка. Мы хотим, чтобы вы знали, мы без вас не можем. То есть совсем – никуда. Никак – без ваших ласковых прекрасных глаз, без ваших нежных заботливых рук, без вашего всепрощающего, мы знаем, всепрощающего, сердца.
– Кость, а это вот что сейчас было?
– Это была небольшая хореографическая миниатюра.
– А где здесь хореография?
– А ты разве не заметил, что выделывал мой язык, когда я это говорил?
...Чернокрылые ангелочки под занавес поразмышляли о "царстве гниения и тлена", не оставив тени сомнения в том, что эти слова относятся к общественной, а не к театральной, ситуации. Перед тем, как упокоиться с миром, то есть забраться обратно в разрытые могилки, парочка клоунов-вампиров пообещала показать, как выглядит театральная Москва с высоты птичьего полета. Показала. И стало совсем не смешно.
По сцене поползли, пиликая и мигая разноцветными лампочками, заводные игрушки: велосипедисты, голенькие пупсы, розовые зайчики. Над ними нависали могилы, над могилами – экран, а на экране бурлила Манежная площадь, приветствующая будущего президента России. И это был жуткий в своей выразительности художественный образ.
Вышедший на сцену за наградой Евгений Арье (автор спектакля "Враги. История любви"), художественный руководитель израильского театра "Гешер", казался искренне удивленным происходящим в ТЦ " На Страстном":
– Выходя из метро, я увидел ряды солдат, ОМОНа, автобусы и не сразу понял, что это такое. Теперь, послушав тексты, которые здесь произносятся, я понял: они охраняют народ от вас. Я хочу вам пожелать, чтобы спустя какое-то время у вас появились другие темы для капустников.