На 8 апреля назначена 25-я торжественая церемония награждения премии "Ника". Последние годы ее принимал у себя Театр Армии, на этот раз "Ника" перелетит на сцену более вместительного Крокус Сити Холла. Имя лауреата в номинации "за честь и достоинство профессии" уже известно, это - Олег Басилашвили.
В категории "игровой фильм" в списке номинантов на премию 2012-го года - пять названий: "Высоцкий. Спасибо, что живой", "Елена", "Сибирь. Монамур", "Шапито-шоу", "Жила-была одна баба".
"Елена" и "Шапито-шоу" были представлены в основных номинациях и на "Золотом Орле", и на "Белом слоне" ( премии Гильдии кинокритиков и киноведов).
"Жила-была одна баба", представленнная на "Нику" аж в девяти номинациях, получила двух "Слонов" за роли Дарьи Екамасовой и Алексея Серебрякова, а от участия в конкурсе "Золотого Орла" Андрей Смирнов отказался.
У самого Андрея Смирнова одна, актерская, "Ника" уже есть, за роль Бунина в фильме "Дневник его жены", а за режиссуру быть не могло, потому что "Нике" - двадцать пять лет, а он почти тридцать лет не снимал. Зато под приказом об учреждении Академии и премии стоит его подпись.
- Я в то время был исполняющим обязанности Первого секретаря Союза кинематографистов СССР . А "Ника" - настоящая киноакадемия. То, что у нас сейчас их две , "Ника" и "Орел" это недоразумение и абсурд. Во всех странах - по одной. Тем более, что голосуют фактически одни и те же люди, - сказал Андрей Смирнов в интервью РС.
На вопрос Радио Свобода о состоянни отечественного кино, Андрей Смирнов ответил:
-Я только что пережил судьбу своей картины в прокате. Российское кино находится не в стадии кризиса, а в состоянии катастрофы - так стремительно падает число зрителей российского кино. Оно никому не нужно - ни директорам кинотеатров, ни владельцам сетей, ни телевизионным каналам. Если число зрителей будет убывать с такой же скоростью что последние годы, российского кино через три года не будет. Тому очень много причин - и коммерческих, и духовных. Телевидение обвалило рынок российского кино, резко снизило цены при покупке. Показывают российское кино по телевидению после полуночи. Есть целая категория граждан, которая перестала ходить в кино вообще. Люди старше 30-ти лет практически в кино не ходят. Семейный поход в кино, как это было раньше, невозможен. Это дорого. 400 рублей стоит билет. Значит, тысячу двести рублей надо потратить, чтобы мама, папа и ребенок в кино сходили. Если не вмешается государство, если кинематографисты не найдут способа предложить государству поучаствовать в наведении порядка на этом рынке, российский кинематограф исчезнет. Он уже на наших глазах исчезает.
Президент Академии "Ника" Алексей Баталов назвал нынешнее время наимутнейшим и по моей просьбе пояснил:
- Когда изобрели фотографию, погибло самое выгодное ремесло - портретирование. Портреты заказывали все - от императора до всякого мало-мальски богатого человека. А сегодня рядом с кинематографом появилось круглосуточное телевидение. И, конечно, ситуация изменилась коренным образом. Дома повился экран. Сколько вообще людей теперь ходит в кинотеатр? Стоят кругом кинотеатры , и они пустуют. Вот и все.
Юлий Гусман тревоги своих товарищей не разделяет, и на вопрос Радио Свобода, как он оценивает состояние российского кино в год 25-летия "Ники", отвечает:
- Выросли и окрепли, более или менее независимые от государства, продюсерские центры, киноструктуры, которые могут позволить себе снимать умное кино, развлекательное кино, доброе кино - это, мне кажется, здорово. Произошло то же самое, что со всей страной. Я помню ведь,что не было зеленого горошка, что чай "со слоником" давали только в заказе, что два мандарина давали на елке в Баку. А сейчас полно магазинов, в которых есть все, и даже больше, чем надо. Конечно, в кино пока похуже. Оно должно стать реально прибыльным делом ( вкладываешь миллион - получаешь десятки миллионов). Уже появились первые ласточки. Они не всегда высокого вкуса, высокого кинематографического мастерства, высокого полета души и профессии. Мы должны стремиться к тому, чтобы кино стало индустрией. Сегодня развивается цифровая техника, снимают телефонами, "мыльницами" , спичечными коробками, и любой дурачок, если у него есть пара миллионов долларов, будет желанен всюду. Раньше путь в режиссуру был долгим и трудным. Но все было бы хорошо, если бы не "откаты", взятки, коррупция, которая в кинематографе чудовищная. Но я надеюсь, что это издержки роста, и они будут преодолены.
Сергей Лобан, Андрей Звягинцев и Андрей Смирнов представлены в номинации "лучшая режиссерская работа".
"Лучший неигровой фильм" : "Родина или смерть" Виталия Манского, "Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне" Алексея Вахрушева, "Я тебя люблю" Павла Костомарова и Александра Расторгуева.
"Лучший анимационный фильм" : "Домашний романс", "Еще раз" и "Метель".
"Лучшая актриса": Ксения Раппопорт ("Два дня"), Оксана Фандера ("Огни притона"), Оксана Акиньшина ("Высоцкий. Спасибо, что живой"), Дарья Екамасова ("Жила-была одна баба") и Надежда Маркина ("Елена").
"Лучший актер": Сергей Гармаш ("Дом"), Петра Зайченко ("Сибирь. Монамур") и Максим Суханов ("Борис Годунов").
"Лучшая операторская работа" : Александр Ильховский ("Мишень"), Михаил Кричман ("Елена") и Юрий Шайгарданов и Николай Ивасив ("Жила-была одна баба").
"Открытие года": Дмитрий Астрахан ( роль в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой") и Михаил Процько ( роль в картине "Сибирь. Монамур"), а также режиссеры Ангелина Никонова ("Портрет в сумерках") и Константин Буслов ("Бабло").
Почетной награды "За честь и достоинство" будет удостоен Олег Басилашвили
В категории "игровой фильм" в списке номинантов на премию 2012-го года - пять названий: "Высоцкий. Спасибо, что живой", "Елена", "Сибирь. Монамур", "Шапито-шоу", "Жила-была одна баба".
"Елена" и "Шапито-шоу" были представлены в основных номинациях и на "Золотом Орле", и на "Белом слоне" ( премии Гильдии кинокритиков и киноведов).
"Жила-была одна баба", представленнная на "Нику" аж в девяти номинациях, получила двух "Слонов" за роли Дарьи Екамасовой и Алексея Серебрякова, а от участия в конкурсе "Золотого Орла" Андрей Смирнов отказался.
У самого Андрея Смирнова одна, актерская, "Ника" уже есть, за роль Бунина в фильме "Дневник его жены", а за режиссуру быть не могло, потому что "Нике" - двадцать пять лет, а он почти тридцать лет не снимал. Зато под приказом об учреждении Академии и премии стоит его подпись.
- Я в то время был исполняющим обязанности Первого секретаря Союза кинематографистов СССР . А "Ника" - настоящая киноакадемия. То, что у нас сейчас их две , "Ника" и "Орел" это недоразумение и абсурд. Во всех странах - по одной. Тем более, что голосуют фактически одни и те же люди, - сказал Андрей Смирнов в интервью РС.
На вопрос Радио Свобода о состоянни отечественного кино, Андрей Смирнов ответил:
-Я только что пережил судьбу своей картины в прокате. Российское кино находится не в стадии кризиса, а в состоянии катастрофы - так стремительно падает число зрителей российского кино. Оно никому не нужно - ни директорам кинотеатров, ни владельцам сетей, ни телевизионным каналам. Если число зрителей будет убывать с такой же скоростью что последние годы, российского кино через три года не будет. Тому очень много причин - и коммерческих, и духовных. Телевидение обвалило рынок российского кино, резко снизило цены при покупке. Показывают российское кино по телевидению после полуночи. Есть целая категория граждан, которая перестала ходить в кино вообще. Люди старше 30-ти лет практически в кино не ходят. Семейный поход в кино, как это было раньше, невозможен. Это дорого. 400 рублей стоит билет. Значит, тысячу двести рублей надо потратить, чтобы мама, папа и ребенок в кино сходили. Если не вмешается государство, если кинематографисты не найдут способа предложить государству поучаствовать в наведении порядка на этом рынке, российский кинематограф исчезнет. Он уже на наших глазах исчезает.
Президент Академии "Ника" Алексей Баталов назвал нынешнее время наимутнейшим и по моей просьбе пояснил:
- Когда изобрели фотографию, погибло самое выгодное ремесло - портретирование. Портреты заказывали все - от императора до всякого мало-мальски богатого человека. А сегодня рядом с кинематографом появилось круглосуточное телевидение. И, конечно, ситуация изменилась коренным образом. Дома повился экран. Сколько вообще людей теперь ходит в кинотеатр? Стоят кругом кинотеатры , и они пустуют. Вот и все.
Юлий Гусман тревоги своих товарищей не разделяет, и на вопрос Радио Свобода, как он оценивает состояние российского кино в год 25-летия "Ники", отвечает:
- Выросли и окрепли, более или менее независимые от государства, продюсерские центры, киноструктуры, которые могут позволить себе снимать умное кино, развлекательное кино, доброе кино - это, мне кажется, здорово. Произошло то же самое, что со всей страной. Я помню ведь,что не было зеленого горошка, что чай "со слоником" давали только в заказе, что два мандарина давали на елке в Баку. А сейчас полно магазинов, в которых есть все, и даже больше, чем надо. Конечно, в кино пока похуже. Оно должно стать реально прибыльным делом ( вкладываешь миллион - получаешь десятки миллионов). Уже появились первые ласточки. Они не всегда высокого вкуса, высокого кинематографического мастерства, высокого полета души и профессии. Мы должны стремиться к тому, чтобы кино стало индустрией. Сегодня развивается цифровая техника, снимают телефонами, "мыльницами" , спичечными коробками, и любой дурачок, если у него есть пара миллионов долларов, будет желанен всюду. Раньше путь в режиссуру был долгим и трудным. Но все было бы хорошо, если бы не "откаты", взятки, коррупция, которая в кинематографе чудовищная. Но я надеюсь, что это издержки роста, и они будут преодолены.
Номинации "Ники"
"Лучший игровой фильм" : "Шапито-шоу" Сергея Лобана, "Елена" Андрея Звягинцева, "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова, "Сибирь. Монамур" Вячеслава Росса и "Высоцкий. Спасибо, что живой" Петра Буслова.Сергей Лобан, Андрей Звягинцев и Андрей Смирнов представлены в номинации "лучшая режиссерская работа".
"Лучший неигровой фильм" : "Родина или смерть" Виталия Манского, "Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне" Алексея Вахрушева, "Я тебя люблю" Павла Костомарова и Александра Расторгуева.
"Лучший анимационный фильм" : "Домашний романс", "Еще раз" и "Метель".
"Лучшая актриса": Ксения Раппопорт ("Два дня"), Оксана Фандера ("Огни притона"), Оксана Акиньшина ("Высоцкий. Спасибо, что живой"), Дарья Екамасова ("Жила-была одна баба") и Надежда Маркина ("Елена").
"Лучший актер": Сергей Гармаш ("Дом"), Петра Зайченко ("Сибирь. Монамур") и Максим Суханов ("Борис Годунов").
"Лучшая операторская работа" : Александр Ильховский ("Мишень"), Михаил Кричман ("Елена") и Юрий Шайгарданов и Николай Ивасив ("Жила-была одна баба").
"Открытие года": Дмитрий Астрахан ( роль в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой") и Михаил Процько ( роль в картине "Сибирь. Монамур"), а также режиссеры Ангелина Никонова ("Портрет в сумерках") и Константин Буслов ("Бабло").
Почетной награды "За честь и достоинство" будет удостоен Олег Басилашвили