В Лондонской Национальной галерее открылась выставка под названием "Тёрнер, вдохновленный светом Клода" (Turner inspired in the Light of Claude). На выставке впервые сопоставляются картины одного из крупнейших английских художников, Уильяма Тёрнера (1775-1851), и знаменитого французского пейзажиста XVII века Клода Лорена.
На выставке в Национальной галерее картины Уильяма Тёрнера и Клода Лорена висят рядом, так что зависимость живописной техники и сюжетных идей английского художника от работ его французского предтечи очевидна.
Впервые столь обширная выставка посвящена истокам революционной живописной техники Тёрнера, преобразившей представление о пейзаже в начале XIX века. Устроители выставки стремились показать, что новаторские идеи английского мастера во многом были вдохновлены искусством заменитого французского пейзажиста XVII века Клода Лорена (1600-1682).
Работы Лорена через Тёрнера оказали всеобъемлющее и непреходящее влияние на английскую живопись. Тёрнера особенно поразило умение французского художника создавать в своих картинах световые эффекты, придающие им разнообразные эмоциональные звучания. Живописное созвучие солнца и воздуха, солнца и воды в работах Клода Лорена стало центральным мотивом пейзажей великого британского художника. Один из современников Тёрнера так описывал его первое впечатление от живописи Лорена: "Тёрнер был потрясен и расплакался, увидев картину "Вид порта с погрузкой на суда царицы Савской".
Картина эта демонстрируется на выставке в Национальной галерее рядом с вдохновленным ею полотном Тёрнера "Дидона, основывающая Карфаген". Несмотря на античный сюжет в ней поражает современное звучание, создающееся за счет невиданного в 1815 году умения художника передавать тонкие градации меняющегося в природе солнечного освещения. Один из организаторов выставки "Тёрнер, вдохновленный светом Клода", искусствовед Иэн Уоррел в интервью РС сказал, что английский художник по существу предвосхитил живопись импрессионистов.
- То, что Клод Лорен делал в свое время, было откровением, потому что он помещал солнце в центр своих работ, и тогда свет полностью преобразовывал весь пейзаж. Тёрнер понимал всю мощь этого приёма и заимствовал его у Лорена. Он использовал его во многих своих работах. Если для Клода Лорена пейзаж - это свого рода религиозное высказывание о божественной гармонии мира, то для Тёрнера его подражания Лорену – это скорее апофеоз природных красот и возникающих при этом эмоциональных и духовных переживаний. Ему нравилась экзальтация, которую вызывал у него этот эксперимент со светом. В 1870 году в Лондоне побывали Клод Моне и Камиль Писсаро, они смогли познакомиться со многими работами Тёрнера, которые экспонируются на этой выставке. Однако знаменитые незаконченные картины Тёрнера в то время были недоступны; впервые они были выставлены только в начале ХХ века. В то время они поразили зрителей, поскольку стало очевидно, что Тёрнер во многом предвосхитил живопись импрессионистов. Эти его работы походили на то, что позднее делал Моне, - сказал Иэн Уоррел.
Новаторские пейзажи Тёрнера шокировали и удивляли его современников. Радикальность его живописной техники многих отталкивала. Тёрнер вовсе не сразу получил на родине статус выдающегося живописца. Собранные на выставке его огромные и величественные картины, написанные маслом и гуашью, акварели, гравюры, неоконченные полотна и даже карандашные наброски в записных книжках оставляют впечатление созданий мощного и в высшей степени оригинального художественного гения. Иэн Уоррел - не только один из организаторов этой выставки, но и куратор крупнейшей коллекции произведений Тёрнера в лондонской Тэйт-гэлери считает Уильяма Тёрнера великим реформатором английского художественного пейзажа.
- До Тёрнера жанр пейзажа занимал довольно скромное место в английской живописной традиции. Тёрнер превратил его в жанр не менее важный, чем популярная в то время историческая живопись. Надо сказать, что он заимстовал эту идею у Клода Лорена, который считал, что пейзажная живопись способна не только фиксировать время дня и градации света, но и повествовать о важных событиях. Конечно, нам давно было известно, что Тёрнер восхищался Лореном и испытывал его влияние, однако эта выставка впервые демонстрирует всю глубину этого влияния. На ней со всей очевидностью можно увидеть и осознать эту перекличку двух гениев. Но что еще важно: выставка впервые показывает, что влияние Лорена, которое Тёрнер испытывал в конце жизни (если судить по выставленным картинам его позднего периода), было особенно основательным и особенно сблизило его с нашим временем, - считает Иэн Уоррел.
На выставке в Национальной галерее картины Уильяма Тёрнера и Клода Лорена висят рядом, так что зависимость живописной техники и сюжетных идей английского художника от работ его французского предтечи очевидна.
Впервые столь обширная выставка посвящена истокам революционной живописной техники Тёрнера, преобразившей представление о пейзаже в начале XIX века. Устроители выставки стремились показать, что новаторские идеи английского мастера во многом были вдохновлены искусством заменитого французского пейзажиста XVII века Клода Лорена (1600-1682).
Работы Лорена через Тёрнера оказали всеобъемлющее и непреходящее влияние на английскую живопись. Тёрнера особенно поразило умение французского художника создавать в своих картинах световые эффекты, придающие им разнообразные эмоциональные звучания. Живописное созвучие солнца и воздуха, солнца и воды в работах Клода Лорена стало центральным мотивом пейзажей великого британского художника. Один из современников Тёрнера так описывал его первое впечатление от живописи Лорена: "Тёрнер был потрясен и расплакался, увидев картину "Вид порта с погрузкой на суда царицы Савской".
Картина эта демонстрируется на выставке в Национальной галерее рядом с вдохновленным ею полотном Тёрнера "Дидона, основывающая Карфаген". Несмотря на античный сюжет в ней поражает современное звучание, создающееся за счет невиданного в 1815 году умения художника передавать тонкие градации меняющегося в природе солнечного освещения. Один из организаторов выставки "Тёрнер, вдохновленный светом Клода", искусствовед Иэн Уоррел в интервью РС сказал, что английский художник по существу предвосхитил живопись импрессионистов.
- То, что Клод Лорен делал в свое время, было откровением, потому что он помещал солнце в центр своих работ, и тогда свет полностью преобразовывал весь пейзаж. Тёрнер понимал всю мощь этого приёма и заимствовал его у Лорена. Он использовал его во многих своих работах. Если для Клода Лорена пейзаж - это свого рода религиозное высказывание о божественной гармонии мира, то для Тёрнера его подражания Лорену – это скорее апофеоз природных красот и возникающих при этом эмоциональных и духовных переживаний. Ему нравилась экзальтация, которую вызывал у него этот эксперимент со светом. В 1870 году в Лондоне побывали Клод Моне и Камиль Писсаро, они смогли познакомиться со многими работами Тёрнера, которые экспонируются на этой выставке. Однако знаменитые незаконченные картины Тёрнера в то время были недоступны; впервые они были выставлены только в начале ХХ века. В то время они поразили зрителей, поскольку стало очевидно, что Тёрнер во многом предвосхитил живопись импрессионистов. Эти его работы походили на то, что позднее делал Моне, - сказал Иэн Уоррел.
Новаторские пейзажи Тёрнера шокировали и удивляли его современников. Радикальность его живописной техники многих отталкивала. Тёрнер вовсе не сразу получил на родине статус выдающегося живописца. Собранные на выставке его огромные и величественные картины, написанные маслом и гуашью, акварели, гравюры, неоконченные полотна и даже карандашные наброски в записных книжках оставляют впечатление созданий мощного и в высшей степени оригинального художественного гения. Иэн Уоррел - не только один из организаторов этой выставки, но и куратор крупнейшей коллекции произведений Тёрнера в лондонской Тэйт-гэлери считает Уильяма Тёрнера великим реформатором английского художественного пейзажа.
- До Тёрнера жанр пейзажа занимал довольно скромное место в английской живописной традиции. Тёрнер превратил его в жанр не менее важный, чем популярная в то время историческая живопись. Надо сказать, что он заимстовал эту идею у Клода Лорена, который считал, что пейзажная живопись способна не только фиксировать время дня и градации света, но и повествовать о важных событиях. Конечно, нам давно было известно, что Тёрнер восхищался Лореном и испытывал его влияние, однако эта выставка впервые демонстрирует всю глубину этого влияния. На ней со всей очевидностью можно увидеть и осознать эту перекличку двух гениев. Но что еще важно: выставка впервые показывает, что влияние Лорена, которое Тёрнер испытывал в конце жизни (если судить по выставленным картинам его позднего периода), было особенно основательным и особенно сблизило его с нашим временем, - считает Иэн Уоррел.