Ссылки для упрощенного доступа

Объявят ли Библию экстремистской литературой? (Томск)


Первое российское издание "Бхагавад-гиты", 1788
Первое российское издание "Бхагавад-гиты", 1788


21 марта Томский областной суд отклонил апелляционную жалобу прокуратуры по делу о признании экстремистской книги "Бхагават-гита, как она есть". Ведомство настаивало на запрете этого трактата, несмотря на то, что Ленинский суд Томска в декабре прошлого года соответствующий иск также отклонил.


"Бхагават-гита, как она есть" – перевод древнеиндийского эпоса с комментариями к нему. Книгу считают самым популярным изложением священного для индуизма текста за пределами Индии. Она переведена на 52 языка.

Судебный процесс в Томске по делу о признании "Бхагават-гита, как она есть" экстремистской длился полгода. Все это время кришнаиты пытались доказать, что ни книга, ни они сами к экстремистской деятельности не имеют никакого отношения. Но, как подчеркивает юрист московского общества "Сознание Кришны" Михаил Фролов, закон в определении понятия "экстремизм" неоднозначен:

– При недобросовестном, избирательном правоприменении под категорию "экстремизм" может попасть что угодно, любое явление. Любой комплимент может быть оценен как пропаганда превосходства. Любая критика, любая негативная оценка, сатира может быть оценена как пропаганда неполноценности.

Прокуратура подчеркивает, что требует признать экстремистской не саму книгу, а комментарии к ней, которые распространяет общество "Сознание Кришны". Заведующий кафедрой истории Древнего мира Томского государственного университета Олег Хазанов говорит, что в этом требовании есть определенное лукавство:

– Любой комментарий, тем более переведенный, априори отличается от текста первоисточника. Вопрос в том, насколько комментарий исследует традиции. В данном случае, претензии совершенно безосновательны. Но помимо этого, следует отметить, что в любом древнем религиозном тексте (а "Бхагават-гита" очень древний текст), можно найти фразы, которые с современной точки зрения являются экстремистскими, радикальными, сеющими вражду и ненависть. То же можно найти и в Библии, и в Коране. Вопрос только в том, зачем это делать?

Между религиозной практикой и экстремизмом тонкая грань, которую кришнаиты не переходили, уверяет Хазанов. С ним согласна и уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова. Она попросила суд приобщить к делу ее заявление в защиту книги и томских кришнаитов:

– Если прокуратура считает, что чтение этой литературы провоцирует конкретные экстремистские действия, то она должна привести конкретный пример. Пусть вспомнит хотя бы один судебный процесс по конкретному делу об экстремизме, связанному с этой книгой за те 20 лет, что "Бхагават-гита" распространялась на территории России. Ни одного дела конкретно экстремистской направленности нет.

Процесс над книгой "Бхагават-гита, как она есть", сами кришнаиты считают, направлен не столько против самой книги, сколько против них.

– По законодательству любое распространение экстремистского материала – это уголовное преступление. Хранение экстремистских материалов в целях распространения (то есть больше одной книги на одного человека) – это преступление. Организации, которые занимаются распространением этой литературы, признаются экстремистскими организациями и ликвидируются. Я думаю, что прокуратура будет последовательна: если "Бхагават-гита" будет признана экстремистским материалом, то нужно будет на территории Российской Федерации ликвидировать и саму организацию. Это уже происходило с некоторыми малыми религиозными группами в России, например со "Свидетелями Иеговы". Мне видится в этом очень серьезный сдвиг к идеологическому тоталитаризму: одна нация, одна страна, одна религия. Мне кажется, это очень опасно, – считает правозащитник Александр Шахов.

Томские кришнаиты не раз подвергались гонениям. В деревне Кандинка, под Томском, где кришнаиты собирались поселиться, представители епархии провели с местными жителями беседы, и люди, как они потом говорили, боясь соседства с сектой, выступили категорически против. В итоге уже почти построенные капитальные дома кришнаитов снесли по решению суда. Разъяснительные беседы о том, что общество "Сознание Кришны" – это секта, с деревенскими жителями вел представитель епархии, известный томский борец с сектами Максим Степаненко. К суду над "Бхагават-гита, как она есть" он отнесся с энтузиазмом:

– Мнение Томской епархии может высказывать только архиепископ, я не могу. А мое личное отношение к данному судебному процессу – сугубо положительное. Потому что не должно государство допускать, чтобы секта, появившись 50 лет назад в США, называла практически все население России невеждами, глупцами, демонами.

Кришнаиты с тревогой ждали процесса над "Бхагават-гитой". Впрочем, не только они. С текстом этой книги работают в российских университетах историки и философы.

– Не далее как на прошлой неделе, завершая курс истории Древнего Востока для студентов-первокурсников, я говорил им следующее: возможно, история древнего текста "Бхагават-гиты" звучит на этой лекции в последний раз, потому что если текст будет признан экстремистским, я буду вынужден прекратить читать лекции на эту тему. Студенты мои спрашивали: как так, почему именно Томск, который называют "сибирскими Афинами"? Ну, мне оставалось только отшучиваться, что и в Афинах когда-то казнили Сократа, о чем мы теперь вспоминаем. Может быть, Томск решил создать аналогичный прецедент, – рассказал заведующий кафедрой истории Древнего мираОлег Хазанов.

Группа российских ученых из ведущих научных организаций и вузов России обратилась к президенту – взять под личный контроль этот судебный процесс. Копии обращения были направлены в Генпрокуратуру, Министерство юстиции и Общественную палату. В этом обращении, в частности, сказано: "Считаем, что дальнейшее продолжение процесса в Томске над книгой "Бхагават-гита, как она есть" противоречит духу закона и свободы, демократическим ценностям нашего государства, наносит непоправимый урон репутации России как образованной, культурной и толерантной державы".
XS
SM
MD
LG