Если я попрошу вас описать буддиста, каковым вы его себе представляете, уверена, что большинство из вас упомянут о медитации. Почему-то для непосвященных буддист представляется эдаким чуть ли не постоянно находящимся в медитации субъектом. А между тем, это просто стереотип. Хотя медитацию как практику буддисты (как и представители других религий) используют активно.
С буддистской точки зрения медитация – это прежде всего умение контролировать и делать счастливым свой ум. Настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев говорит: «Медитацию можно определить как духовную практику, направленную на улучшение сознания. С ее помощью мы стараемся искоренить в себе отрицательные эмоции и аффекты». Кого из нас подчас не захлестывали эмоции, не душил гнев, не тяготили «неразрешимые» проблемы, не снедала тоска? В такие сложные моменты медитативная практика может помочь, потому что она позволяет справляться с аффективными состояниями и «убирать» негативные эмоции. Но нельзя бросаться в медитативные практики, что называется, с разбегу и исключительно следуя советам из книжек. Как и многое другое в буддизме, для правильного понимания и выполнения, практику медитации следует постигать под руководством Учителя.
Недостаточно сесть в позу лотоса – и ждать, когда вы окажетесь в «другом измерении», нужно потихоньку и планомерно учиться «выталкивать» из себя все обиды и горести, заполняя образовывающуюся пустоту радостью, счастьем и буддистским состраданием. Кстати, принятие особой позы и создание других необходимых условий для занятий медитациями требуют так называемые однонаправленные медитации, которые больше похожи на буддистские практики. А для новичков и для повседневной жизни подходят медитации динамические, их используют везде: при ходьбе, в поездках в транспорте, в быту.
Когда прошлым летом в столице Бурятии Улан-Удэ участники Байкальского образовательного форума встречались с руководством Буддистского университета «Даши Чойнхорлин», один из лам предложил рассмотреть вопрос об обучении школьников технике медитации, которая затем могла бы пригодиться им и во взрослой жизни. Видимо, услышанное представлялось участникам форума чем-то необыкновенным, потому что они не слишком заинтересовались этим предложением. Между тем, техника медитации была бы полезна (если бы они ею владели) тем подросткам, которые в этом учебном году массово добровольно расставались с жизнью. Ведь многие из них уходили в иной мир, столкнувшись с какими-то проблемами в этом измерении. Возможно, этим детям помогли бы медитации на дыхание – они чрезвычайно полезны, когда люди гневаются и не знают, как справиться со своим раздражением.
Я попросила прокомментировать это предложение настоятеля Санкт-Петербургского дацана Буду Бадмаева.
– Если обучать школьников и студентов медитациям, то только очень простым, связанным с повышением внимания, улучшением внутреннего духовного состояния – спокойствием, уравновешенностью. Конечно, школьникам не подойдут сложные медитации, связанные с практикой тантры, божествами, – для таких медитаций нужны особые посвящения. Большое внимание я бы уделил тем людям, которые должны обучать медитациям, ведь если научить медитировать неправильно, то человек может нанести себе большой вред. Начав с простого, затем можно провести с подростками лекции о драгоценности человеческого рождения, соблюдении главных буддистских обетов и так далее. Я считаю это важным потому, что человек, имеющий сформировавшееся сознание, приносит обществу пользу или, по крайней мере, не наносит вреда. Получается, что человек, который контролирует свой ум, максимально подготовлен для жизни в обществе, быстро привыкает к окружению, может развивать творческие навыки.
С буддистской точки зрения медитация – это прежде всего умение контролировать и делать счастливым свой ум. Настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев говорит: «Медитацию можно определить как духовную практику, направленную на улучшение сознания. С ее помощью мы стараемся искоренить в себе отрицательные эмоции и аффекты». Кого из нас подчас не захлестывали эмоции, не душил гнев, не тяготили «неразрешимые» проблемы, не снедала тоска? В такие сложные моменты медитативная практика может помочь, потому что она позволяет справляться с аффективными состояниями и «убирать» негативные эмоции. Но нельзя бросаться в медитативные практики, что называется, с разбегу и исключительно следуя советам из книжек. Как и многое другое в буддизме, для правильного понимания и выполнения, практику медитации следует постигать под руководством Учителя.
Недостаточно сесть в позу лотоса – и ждать, когда вы окажетесь в «другом измерении», нужно потихоньку и планомерно учиться «выталкивать» из себя все обиды и горести, заполняя образовывающуюся пустоту радостью, счастьем и буддистским состраданием. Кстати, принятие особой позы и создание других необходимых условий для занятий медитациями требуют так называемые однонаправленные медитации, которые больше похожи на буддистские практики. А для новичков и для повседневной жизни подходят медитации динамические, их используют везде: при ходьбе, в поездках в транспорте, в быту.
Когда прошлым летом в столице Бурятии Улан-Удэ участники Байкальского образовательного форума встречались с руководством Буддистского университета «Даши Чойнхорлин», один из лам предложил рассмотреть вопрос об обучении школьников технике медитации, которая затем могла бы пригодиться им и во взрослой жизни. Видимо, услышанное представлялось участникам форума чем-то необыкновенным, потому что они не слишком заинтересовались этим предложением. Между тем, техника медитации была бы полезна (если бы они ею владели) тем подросткам, которые в этом учебном году массово добровольно расставались с жизнью. Ведь многие из них уходили в иной мир, столкнувшись с какими-то проблемами в этом измерении. Возможно, этим детям помогли бы медитации на дыхание – они чрезвычайно полезны, когда люди гневаются и не знают, как справиться со своим раздражением.
Я попросила прокомментировать это предложение настоятеля Санкт-Петербургского дацана Буду Бадмаева.
– Если обучать школьников и студентов медитациям, то только очень простым, связанным с повышением внимания, улучшением внутреннего духовного состояния – спокойствием, уравновешенностью. Конечно, школьникам не подойдут сложные медитации, связанные с практикой тантры, божествами, – для таких медитаций нужны особые посвящения. Большое внимание я бы уделил тем людям, которые должны обучать медитациям, ведь если научить медитировать неправильно, то человек может нанести себе большой вред. Начав с простого, затем можно провести с подростками лекции о драгоценности человеческого рождения, соблюдении главных буддистских обетов и так далее. Я считаю это важным потому, что человек, имеющий сформировавшееся сознание, приносит обществу пользу или, по крайней мере, не наносит вреда. Получается, что человек, который контролирует свой ум, максимально подготовлен для жизни в обществе, быстро привыкает к окружению, может развивать творческие навыки.