Ссылки для упрощенного доступа

ЛГБТ-активист Гуля Султанова - о фестивале "Бок о бок"


Московские власти не чинили устроителям "Бок о бок" фестиваля никаких препятствий.
Московские власти не чинили устроителям "Бок о бок" фестиваля никаких препятствий.
В Москве 26 апреля начались – и продлятся до конца недели – показы Пятого международного кинофестиваля "Бок о бок" с тематикой ЛГБТ-сообщества. В программе фестиваля – показы игровых и документальных фильмов, дискуссии о гендерной цензуре, о воспитании детей в однополых семьях, об отношении общества к проблемам сексуальных меньшинств.

Девиз фестиваля – "Мы разные, но у нас равные права". Директор фестиваля "Бок о бок" Гуля Султанова рассказала о мероприятии в интервью Радио Свобода:

– Наш фестиваль существует уже четыре года. В программе последнего года присутствуют фильмы, которые говорят о замалчиваемой истории геев и лесбиянок, не только в России, но и во всем мире. В те годы, когда быть геем или лесбиянкой было предосудительным, люди прятались, никак не выражали свою идентичность. Например, 27 апреля будет показ фильма "Швейцарская бунтарка" об Анне-Марии Шварценбах, которая родилась в одной из самых богатых семей Швейцарии. В 30-е годы она была антифашисткой, открытой лесбиянкой, писателем, фотографом и открыто выступала против национал-социализма, который потихоньку приходил в Швейцарию в те годы. Документальная лента рассказывает о том, как ее имя было практически выкинуто из истории - именно из-за того, что Анна-Мария Шварценбах была лесбиянкой.

Эта ситуация очень схожа с тем, что происходит в России, когда в публичном пространстве начинают поднимать вопрос о том, что у геев и лесбиянок тоже есть права. Мы тоже люди, нам нужно антидискриминационное законодательство, мы имеем право создавать семьи, так же вступать в брак, как и гетеросексуалы. За несколько веков истории России социальная ориентация или гендерная идентичность многих известных людей, которые внесли вклад и в литературу, и в искусство, и в политику, были стерты.

– Ваш фестиваль – это не только художественное высказывание, но и своего рода общественный жест. Чего больше в вашей работе – художественного или общественного?

– Достаточно и того и того. Я бы сказала так: когда власти нас не запрещают, не закрывают площадки, в нашей работе больше художественного. И те фильмы, которые мы показываем, они действительно интересны. Но когда начинаются репрессии, конечно, то это уже чистая политика. Сейчас в России началось публичное обсуждение вопросов, связанных с геями, лесбиянками, бисексуалами и трансгендерами именно в правозащитном контексте. Мы противостоим волне, которая демонизирует людей с другой ориентацией, и пытаемся предложить что-то другое. Мы говорим: ребята, посмотрите, медицина, в том числе российский Минздрав, говорит, что гомосексуальность – это нормально, так же как бисексуальность и гетеросексуальность. Почему в таком случае около 5-7 процентов населения России, а это порядка 8 миллионов людей, оказываются людьми второго сорта? Это наше право – быть самими собой. И фестиваль, конечно же, и об этом.

– Все-таки этот фестиваль – своего рода тусовка для своих, или вы наблюдаете расширение аудитории от года к году?

– Фестиваль затевался, замышлялся и проводится именно как кинофестиваль для всего общества, для гетеросексуалов, для геев, для лесбиянок, для бисексуалов, для всех. Для людей, у которых есть интерес к кино и к общественным вопросам, кому интересно не просто смотреть, что показывают по ящику, но думать. 29 процентов нашей аудитории – это не ЛГБТ-сообщество. На показах мы раздаем анкеты, и люди высказывают свое мнение об увиденном, говорят, изменилось ли что-то у них в голове, рассказывают, что понравилось, что нет. Среди прочего, мы узнаем, относятся ли они к ЛГБТ-сообществу или нет. Геи и лесбиянки не живут изолированно, у нас у всех есть родственники, друзья, коллеги по работе, мы партнеры по бизнесу, мы политики, мы общество. У людей есть дефицит достоверной, нормальной информации, в том числе и о том, что геи и лесбиянки – это обычные люди. Что они не бегают, как это принято изображать, в перьях по сцене, или являются какими-то мужененавистницами, а что мы самые обычные люди, которые в силу своей природы чем-то отличаются. В последнее время, когда фестиваль в Петербурге легитимизировался, и на нас перестали устраивать гонения, мы можем спокойно проводить кинофестиваль в открытых местах. К нам на показы стали приходить даже пожилые люди, которые хотят больше знать об этом. И это здорово!

– Московские власти не чинили вам препятствия в организации?

– Фестиваль "Бок о бок" пройдет в Петербурге в октябре. Это большой фестиваль, который продлится 10 дней. А в Москве мы проводим как бы "гастрольные показы", собираем сливки со всей программы – показываем наиболее понравившиеся зрителям ленты. И московские власти не чинили нам никаких преград.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на страенице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG