Ссылки для упрощенного доступа

Двадцатый лауреат премии Солженицына


Олег Павлов
Олег Павлов
В Доме русского зарубежья в 15-й раз прошла торжественная церемония награждения премией Александра Солженицына. Ее лауреатом стал писатель и публицист Олег Павлов, победитель "Русского Букера" - 2000, финалист "Национального бестселлера" - 2001, "Большой книги" - 2010, "Русского Букера десятилетия" - 2011. Олег Павлов - автор десяти книг. В их числе - "Карагандинские девятины", "Асистолия" и "Дневник больничного охранника".

Пятнадцать лет премии и двадцать лауреатов (были годы, когда вручалось по две премии). В списке - филологи (Владимир Топоров, Сергей Бочаров, Андрей Зализняк, Елена Чуковская), поэты (Инна Лиснянская, Ольга Седакова, Юрий Кублановский), археолог Валентин Янин, режиссер Владимир Бортко, актер Евгений Миронов, философ Александр Панарин, но - в основном, конечно, писатели: Валентин Распутин, Константин Воробьев, Евгений Носов, Леонид Бородин, Алексей Варламов, Борис Екимов и Виктор Астафьев. На вопрос, есть ли что-то общее между литераторами, награжденными премией Солженицына, отвечает ректор Щепкинского театрального училища Борис Любимов:

- Боль за судьбу мира и за судьбу страны, в которой им довелось родиться и жить. Это люди разного возраста. И фронтовое поколение, и люди 28-го или 27-го года рождения. Олег Павлов - самый молодой - 70-го года, но, так или иначе, это все люди, для которых судьба страны, культуры и человека небезразличны и важны. Это объединяет и членов жюри, и авторов.

Олег Павлов получил премию с формулировкой "за исповедальную прозу, проникнутую поэтической силой и состраданием, за художественные и философские поиски смысла существования человека в пограничных обстоятельствах". Владислав Отрошенко, писатель и друг Олега Павлова, цитировал его прозу, и она звучала действительно поэтично.

Обычно награждению сопутствуют литературные доклады. В этот раз выступал член жюри Павел Басинский. Он рассказывал не только о произведениях, но о самом Олеге Павлове:

- Мы с Алексеем Варламовым и Олегом Павловым были в Перми. Мы выступали в библиотеках, в том числе, в детской библиотеке. Закончилось выступление, и я вижу, что Олега окружили детишки шести-семилетнего возраста (дети его вообще очень любят), которые задают ему очень "простой" вопрос: " Олег Олегович, скажите нам, в чем смысл жизни?". Тут меня за руку потащил в курилку страшный местный графоман, возвращаюсь я через полчаса назад и застаю ту же самую картину - стоит Олег, вокруг него детишки, и он им рассказывает, в чем смысл жизни.

Церемонию всегда завершает ответное слово лауреата. Олег Павлов говорил о смысле литературы

- Я убежден, что литература нужна, как правда. Если лишь человек может быть источником правды, то, передав его состояние в конкретных жизненных обстоятельствах, мы и узнаем ее, настоящую, подлинную. И если мы хотим знать правду о человеке, то должны узнать ее всю, какой бы ни была она неудобной, неугодной для кого-либо или мучительной. Только поэтому писатель обязан быть реалистом. Когда людей учат лгать и отказывать себе подобным в праве на сострадание, спасительно каждое слово правды. В нем всегда заключается спасение. Чье-то спасенное достоинство, свобода или даже жизнь. Я верю в это. Так воспитан русской литературой. И она учила не одно поколение состраданию, понятиям о добре и зле. Если я что-то знаю и понимаю о своем народе, о его жизни, то знаю и понимаю, опять же, благодаря литературе. Литература воспитывает чувства, то есть меняет что-то в самом человеке. Это как покаяние. Литература может внушать обществу моральное беспокойство и на многое давать моральное право. В ее власти - смена моральных представлений своего времени. Теперь многим кажется, что учиться нечему и не у кого, что знание народной жизни необязательно и ни к чему не обязывает. Но тогда откуда взяться честности во взгляде на себя и свою жизнь? Мы - люди. Мы должны многое пережить, чтобы оставаться людьми. Сделавшись человеком, получаешь не право на свободу или счастье, а душу. И писать о человеке - значит, рассказывать историю его души. Смысл и совесть литературы, ее душа - это народ. О народности русской литературы замолчали, перестав испытывать сочувствие к человеку. Я говорю о 90-х, когда обещанное обновление социально-экономической жизни обернулось распадом и нищетой. От народа требовали жертв, народ приносили в жертву... Почему? За что? Ну, сколько можно отворачиваться от его горя? И это вопрос не к власти, а к интеллигенции.
XS
SM
MD
LG