Правительство Ульяновской области озаботилось низким культурным уровнем населения, правда, исправлять положение намерено чисто административными методами: глава региона Сергей Морозов подписал распоряжение со сложным названием «О некоторых мерах, направленных на повышение уровня культуры и социальной ответственности, изменение поведенческих стереотипов жителей УО».
Прошлогодний опрос показал, что 40 процентов ульяновцев лучшим досугом считают телевизор. Опрошенные сами признали, что им не хватает бытовой культуры, культуры общения, в том числе в транспорте. А весна и стаявший снег обнажили залежи мусора как явный признак бескультурья горожан.
Бывший Министр искусства и культуры регионального правительства Геннадий Журавлев комментирует итоги опроса, который был проведен в бытность его руководителем министерства.
Геннадий Журавлев: Основная проблема нашего региона это депрессия в настроениях населения. Это очень плохой диагноз для общества, это заданность людей. Через это надо пройти.
Сергей Гогин: Как ни странно, обломовский характер ульяновца, да и русского человека вообще, в условиях рыночной экономики является стабилизирующим фактором, считает эксперт.
Геннадий Журавлев: И не оттого, что человек попал в жернова одного социального строя, перешел в другой. Дело в том, какая личность сложится после этого. То, что мы еще не «съели» друг друга и не все деньги решают, это заслуга «обломовщины». Если бы мы все хотели заработать по сто миллионов, мы бы давно перебили друг друга. Поэтому Обломов – это еще и спасение общества.
Сергей Гогин: Исправлять некультурного ульяновца предлагается по плану мероприятий, в основном пропагандистского характера, среди них – школьный конкурс творческих работ «Этот город – самый лучший город на земле», областной конкурс на лучшую организацию пропаганды здорового образа жизни, круглые столы и беседы на тему нравственности и семейных ценностей, конкурс детских рисунков «Ульяновск – город будущего», экскурсии и лекции по патриотическому воспитанию и так далее. Понятно, что для чиновника важнее прочего – отчитаться о проведенном мероприятии. Бюрократическая культура способна победить всякую прочую культуру.
Директор детской школы искусств №10 Александр Додосов недавно вернулся из Братиславы, где академический хор под его руководством победил в международном конкурсе «Словакия кантат». Вот что музыкант говорит о принятой инструкции по повышению культуры:
Александр Додосов: Мы в этом живем. И когда нам сверху начинают спускать эти принудительные, обязательные вещи, на которые нужно «реагировать», это создает напряжение, отвлекает нас от работы. Тот самый культурный уровень, который надо повышать, – мы его повышаем практически ежесекундно.
Сергей Гогин: Упомянутый план мероприятий – это, в формулировке заместителя губернатора Татьяны Девяткиной, работа «по привитию любви к своему краю». Я спросил людей на улицах Ульяновска, как они относятся к этой мичуринской деятельности и что они сами предлагают.
Людмила, менеджер турагентства: Сравнивать надо с лучшим. Много поездишь и увидишь, что можно жить совсем по-другому. А если люди ничего не видели, они считают, что так и должно быть: они в этом выросли и ничего не захотят менять. Все одноразовые мероприятия для галочки никакой роли не играют: они не перевоспитают детей, они не будут по-другому смотреть на мир.
Елена, работницы швейной фабрики: От компьютера просто так не оттащишь. Нужно, чтобы секции работали, чтобы это все доступно было. К чему ребенок предрасположен – туда его и отдать. Мы со своим ребенком с этим столкнулись: невозможно устроить в секции. Спортивный склад у ребенка – куда его повести?
Сергей Гогин: Пенсионерка, бывшая работница приборостроительного завода Галина Новикова предлагает сделать упор на пропаганду, в том числе и личным примером.
Галина Новикова: Мы, например, ходим на восточные танцы, сейчас оттуда. Мне кажется, нужна пропаганда по телевидению – не «Дом-2», а о спорте, о культуре, здоровый образ жизни пропагандировать. Почему у нас по телевизору показывают пиво – «Козел», «Клинское», а почему не показывать прыжки в высоту, в длину?
Сергей Гогин: Пенсионерка одобряет губернаторский план мероприятий, но предлагает расширить его мерами принуждения.
Галина Новикова: Говорят, в других странах бросил спичку – заплати 100 долларов. Наверное, нужны меры и такого порядка, чтобы люди отвечали за то, что они делают.
Сергей Гогин: Региональный министр культуры Татьяна Мурдасова в силу занятости не нашла времени для комментария, у бывшего министра Геннадий Журавлева времени оказалось больше. Как оторвать ульяновцев от телевизора, спросил я его.
Геннадий Журавлев: Оторвать его можно большими деньгами и большим интересом. Две вещи, которые я понял: человек поедет на край света за удовольствием и за здоровьем. Если наше зрелищное мероприятие является удовольствием – он к нам придет.
Торговый центр сегодня он полностью подменил собой центр культуры: там есть доступность и культура обслуживания. И человек за деньги сам себя поглощает в этом пространстве. Рядом стоит уважаемый объект культуры: утром с главного входа закрыто, вечером будет концерт, а где публичность учреждения? Мы все время говорим о социальном заказе. Общество этот заказ давно сформулировало: скучно, вредно, глупо, неинтересно – уж куда острее вопросы? Человек пошел дальше, а отрасль осталась позади.
Сергей Гогин: Серьезная проблема провинциального Ульяновска – утечка рук и мозгов: город покидает активная умная молодежь. Замгубернатора Тамара Девяткина предлагает оценивать эффективность выполнения губернаторского плана по числу желающих уехать из региона. Геннадий Журавлев отождествляет патриотизм и ответственность:
Геннадий Журавлев: Если ты просыпаешься в этом городе, ты уже виноват в том, что это не тот город, который тебе нравится. Ты живешь, ноешь, но ничего не делаешь – до свидания! Ты потерян для этого города.
Сергей Гогин: Чиновники признают, что негативные стереотипы поведения, которые складывались десятилетиями, за год не изменишь. Решено начать с составления списка стереотипов – в деле борьбы за культуру врага надо знать в лицо.