9-ое мая остается для россиян особым днем. Две трети граждан сообщают, что в их семьях кто-то погиб на войне, у трети среди родных и знакомых есть участники войны. Для подавляющего большинства, более 60% опрошенных ФОМом 9-ое мая – народный праздник, для трети – государственный, три процента говорят «семейный», и только два процента полагают, что это просто выходной день. Цифры говорят сами за себя: очевидно, что День Победы - это один из немногих российских праздников, наполненных для людей настоящим смыслом. Характерно, что важным, значимым днем считают 9-ое мая представители практически всех социально-демографических групп. Об особенностях восприятия этого дня в России – социолог Леонид Седов:
- Для подавляющего большинства россиян этот день довольно-таки значим, ведь страна пережила тогда колоссальную трагедию, завершившуюся победой. Но, конечно, в разных слоях населения отношение к этому дню разное в силу хотя бы того, что только для части людей война является делом воспоминаний, то есть они были как-то вовлечены как свидетели этого события, участники. Другая часть людей знает уже об этом событии по литературе, по фильмам, по воспоминаниям, может быть, родных и близких, но , во всяком случае, не непосредственно. Что же касается разных измерений того, как люди относятся к этому празднику, то разные социологические службы дают довольно различные цифры. Например, ФОМ дает цифру 60%, что это народный праздник, 33% - что это праздник официозный, государственный. А ВЦИОМ говорит о 90% того, что это праздник всего народа.
- А вас лично не смущает тот налет официозности, парадности, который всегда присутствует в этом празднике (причем, мне кажется, чем дальше, тем больше)?
- Смущает, потому что праздник становится все более официозным. Он является как бы элементом некой идеологической конструкции. Дело в том, что наше общество и наш народ (я называю это подростковым синдромом) склонны к тому, чтобы создавать какие-то идеологические конструкции, доказывающие принадлежность к общности самых лучших, самых правильных, самых победоносных людей. В данном случае, такую идеологическую конструкцию выстраивают вокруг Дня победы. Это как бы должно быть свидетельством того, что наш народ всегда победоносен. Так же как во всех других идеологических конструкциях. Сначала в религиозной, в православии сводилось дело к тому, что у нас самая правильная вера, самый правильный путь к спасению. Потом такую роль такого элемента играл марксизм – у нас самое лучшее учение, всепобеждающее. (Кстати, тоже слово "победа" там присутствовало.) Таким же образом День победы с его парадностью, с его такой торжественностью служит этой цели – утверждения нашего народа как самого лучшего, самого правильного, самого победоносного.
- Насколько оправдано, насколько необходимо создание подобных конструкций?
- Это достаточно опасно, потому что реальность на каждом шагу опровергает эту идею. И те срывы космической программы, которые происходят, и наше отставание в технике, и даже наш автопром начинают людям внушать обратное: что не такие уж мы и передовые. Это опасный такой контраст, опасное противоречие. Но дело в том, что в такой конструкции есть потребность.
- Что для вас лично означает праздник 9 Мая?
- Для меня лично он очень много значит. Вообще, в людской памяти как очень значимые и неизгладимые из памяти запечатлеваются события, как правило, трагические. Бывают события и радостные, которые тоже неизгладимы. Таким именно событием вспоминается мне День победы, хотя и не принадлежу к поколению, которое непосредственно участвовало в войне, я был еще мальчик, но я помню, что испытания тыловой жизни во время войны были достаточно тяжелыми для того, чтобы День победы воспринимался как великая радость, великое событие. Так, собственно, мы этот день и встретили, мальчишки. День победы запомнился как какое-то сияние необыкновенное – салют, праздник. Это из памяти не изглаживается никогда.
- Для подавляющего большинства россиян этот день довольно-таки значим, ведь страна пережила тогда колоссальную трагедию, завершившуюся победой. Но, конечно, в разных слоях населения отношение к этому дню разное в силу хотя бы того, что только для части людей война является делом воспоминаний, то есть они были как-то вовлечены как свидетели этого события, участники. Другая часть людей знает уже об этом событии по литературе, по фильмам, по воспоминаниям, может быть, родных и близких, но , во всяком случае, не непосредственно. Что же касается разных измерений того, как люди относятся к этому празднику, то разные социологические службы дают довольно различные цифры. Например, ФОМ дает цифру 60%, что это народный праздник, 33% - что это праздник официозный, государственный. А ВЦИОМ говорит о 90% того, что это праздник всего народа.
- А вас лично не смущает тот налет официозности, парадности, который всегда присутствует в этом празднике (причем, мне кажется, чем дальше, тем больше)?
- Смущает, потому что праздник становится все более официозным. Он является как бы элементом некой идеологической конструкции. Дело в том, что наше общество и наш народ (я называю это подростковым синдромом) склонны к тому, чтобы создавать какие-то идеологические конструкции, доказывающие принадлежность к общности самых лучших, самых правильных, самых победоносных людей. В данном случае, такую идеологическую конструкцию выстраивают вокруг Дня победы. Это как бы должно быть свидетельством того, что наш народ всегда победоносен. Так же как во всех других идеологических конструкциях. Сначала в религиозной, в православии сводилось дело к тому, что у нас самая правильная вера, самый правильный путь к спасению. Потом такую роль такого элемента играл марксизм – у нас самое лучшее учение, всепобеждающее. (Кстати, тоже слово "победа" там присутствовало.) Таким же образом День победы с его парадностью, с его такой торжественностью служит этой цели – утверждения нашего народа как самого лучшего, самого правильного, самого победоносного.
- Насколько оправдано, насколько необходимо создание подобных конструкций?
- Это достаточно опасно, потому что реальность на каждом шагу опровергает эту идею. И те срывы космической программы, которые происходят, и наше отставание в технике, и даже наш автопром начинают людям внушать обратное: что не такие уж мы и передовые. Это опасный такой контраст, опасное противоречие. Но дело в том, что в такой конструкции есть потребность.
- Что для вас лично означает праздник 9 Мая?
- Для меня лично он очень много значит. Вообще, в людской памяти как очень значимые и неизгладимые из памяти запечатлеваются события, как правило, трагические. Бывают события и радостные, которые тоже неизгладимы. Таким именно событием вспоминается мне День победы, хотя и не принадлежу к поколению, которое непосредственно участвовало в войне, я был еще мальчик, но я помню, что испытания тыловой жизни во время войны были достаточно тяжелыми для того, чтобы День победы воспринимался как великая радость, великое событие. Так, собственно, мы этот день и встретили, мальчишки. День победы запомнился как какое-то сияние необыкновенное – салют, праздник. Это из памяти не изглаживается никогда.