С 1 по 11 июня в Колонном зале Дома союзов пройдет седьмой фестиваль симфонических оркестров мира. В его программе – восемь вечеров. Два из них отданы оркестрам России (Ярославскому и оркестру московской филармонии), а остальные связаны с коллективами Южной и Северной Америки. В афише: Хьюстонский симфонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Кубы и филармонический оркестр Боготы из Колумбии.
В этом году фестиваль дал географический крен в сторону американского континента. Хьюстонский оркестр представит 11-ю Симфонию Шостаковича, 38-ю Моцарта и 9-ю Брукнера, а также сыграет симфонию Джона Адамса "Атомный доктор". Первоначально это была опера, главный герой которой – Роберт Оппенгеймер, а действие происходит на полигоне в 1945-м году, накануне испытания атомной бомбы. В 2007-м Адамс написал симфонию под тем же названием. В России она никогда не звучала, но ее автор в Москву не приедет. Директор Ассоциации симфонических оркестров РФ Лолита Сильвиан объясняет:
– У него свои планы, но вот дирижер Ханс Граф даже переводчика себе не попросил, он будет говорить по-русски. Он учился в России, его жена – русская. И еще в Хьюстоне есть огромное русскоговорящее Общество дружбы с оркестром. И из Хьюстона приедут люди поддержать свой оркестр.
Русский след обнаружен и в Кубинском оркестре. Во-первых, восемь его музыкантов учились в российских консерваториях. Во-вторых, композиторы Энрике Гонсалес Мантичи, Хорхе Лопес Марин и Гидо Лопес-Гавилан (музыку которых можно услышать вечером 2 июня) тоже учились в России. Первый – у Николая Аносова, Александра Гаука и Лео Гинзбурга, второй закончил аспирантуру у Арама Хачатуряна, третий занимался в Москве по классу оркестрового дирижирования. На музыку Мануэля де Фальи (она прозвучит в концерте 3 июня) Леонид Мясин поставил для труппы Дягилева "Треуголку". В афише – еще два мексиканских композитора (Артуро Маркес и Хосе Пабло Монтайо), а также "Испанское каприччио" Римского-Корсакова и Четвертая Симфония Чайковского.
На вопрос, часто ли кубинские оркестры попадают под одну фестивальную "обложку" с американскими, отвечает Посол Кубы в РФ Хуан Вальдес Фигероа:
– Мы – соседи. Наши музыканты и оркестры выступают в самих Соединенных Штатах. Этот оркестр осенью поедет в тур по двенадцати городам США, что нормально для культурного обмена. А политика это другое дело.
Фестиваль завершится 11 июня концертом "Музыка истории России". Первые буквы образуют слово" МИР", хотя некоторые сочинения программы написаны по случаю военных побед России или не совсем мирных моментов ее истории. Здесь "Гром победы раздавайся" Осипа Козловского и Гаврилы Державина (неофициальный гимн конца 18-го-начала 19-го века), "Боже, Царя храни" Алексея Львова и Василия Жуковского, вариант гимна Александра Гречанинова и Константина Бальмонта, отвергнутый Временным правительством, и гимн РСФСР Сергея Прокофьева – с 1946 года он хранился в архиве и прежде никогда не исполнялся. Говорит автор оркестровки, композитор, заведующий кафедрой композиции и инструментовки Академии имени Гнесиных Кирилл Волков:
– Последний концерт фестиваля, который проведет Юрий Симонов со своим оркестром, включает замечательные, забытые или даже никогда не исполнявшиеся произведения российских композиторов. Многие связаны с тематикой гимнов. Я увидел в архиве две странички рукописи Прокофьева 1946-го года, накорябанные странным почерком, потому что Прокофьев только что вышел из больницы (у него был микроинсульт). А тут наших авторов призвали подумать о российском гимне – не СССР, а РСФСР. Этому сопутствовало оригинальное решение, которое только в то время и могло родиться (хотя сейчас тоже рождаются очень "оригинальные" решения в области музыкального образования, но это другая тема) – поставить всех авторов в равные условия (Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Прокофьева) и поручить сделать оркестровку одному человеку – Рогаль-Левицкому. И вот Прокофьев "картошками" (речь идет об очень приблизительной, схематичной записи – РС) написал мелодию и – снизу – гармонию. А мне хотелось, чтобы Прокофьев в сознании слушателей остался Прокофьевым. Я такую задачу поставил, а вы решите, получилось или нет. Если получилось, то это для меня большое счастье, – говорит Кирилл Волков.
В тот же вечер будут исполнены сочинения Ивана Грозного (Стихира на праздник Владимирской иконы Божьей матери и "Вострубите трубою"), а также произведение Федора Иоанновича "Достойно есть". Современный гимн РФ в программе не заявлен, нынешние руководители России, кажется, музыки не пишут, зато режиссером вечера будет советник президента по культуре Юрий Лаптев.
В этом году фестиваль дал географический крен в сторону американского континента. Хьюстонский оркестр представит 11-ю Симфонию Шостаковича, 38-ю Моцарта и 9-ю Брукнера, а также сыграет симфонию Джона Адамса "Атомный доктор". Первоначально это была опера, главный герой которой – Роберт Оппенгеймер, а действие происходит на полигоне в 1945-м году, накануне испытания атомной бомбы. В 2007-м Адамс написал симфонию под тем же названием. В России она никогда не звучала, но ее автор в Москву не приедет. Директор Ассоциации симфонических оркестров РФ Лолита Сильвиан объясняет:
– У него свои планы, но вот дирижер Ханс Граф даже переводчика себе не попросил, он будет говорить по-русски. Он учился в России, его жена – русская. И еще в Хьюстоне есть огромное русскоговорящее Общество дружбы с оркестром. И из Хьюстона приедут люди поддержать свой оркестр.
Русский след обнаружен и в Кубинском оркестре. Во-первых, восемь его музыкантов учились в российских консерваториях. Во-вторых, композиторы Энрике Гонсалес Мантичи, Хорхе Лопес Марин и Гидо Лопес-Гавилан (музыку которых можно услышать вечером 2 июня) тоже учились в России. Первый – у Николая Аносова, Александра Гаука и Лео Гинзбурга, второй закончил аспирантуру у Арама Хачатуряна, третий занимался в Москве по классу оркестрового дирижирования. На музыку Мануэля де Фальи (она прозвучит в концерте 3 июня) Леонид Мясин поставил для труппы Дягилева "Треуголку". В афише – еще два мексиканских композитора (Артуро Маркес и Хосе Пабло Монтайо), а также "Испанское каприччио" Римского-Корсакова и Четвертая Симфония Чайковского.
На вопрос, часто ли кубинские оркестры попадают под одну фестивальную "обложку" с американскими, отвечает Посол Кубы в РФ Хуан Вальдес Фигероа:
– Мы – соседи. Наши музыканты и оркестры выступают в самих Соединенных Штатах. Этот оркестр осенью поедет в тур по двенадцати городам США, что нормально для культурного обмена. А политика это другое дело.
Фестиваль завершится 11 июня концертом "Музыка истории России". Первые буквы образуют слово" МИР", хотя некоторые сочинения программы написаны по случаю военных побед России или не совсем мирных моментов ее истории. Здесь "Гром победы раздавайся" Осипа Козловского и Гаврилы Державина (неофициальный гимн конца 18-го-начала 19-го века), "Боже, Царя храни" Алексея Львова и Василия Жуковского, вариант гимна Александра Гречанинова и Константина Бальмонта, отвергнутый Временным правительством, и гимн РСФСР Сергея Прокофьева – с 1946 года он хранился в архиве и прежде никогда не исполнялся. Говорит автор оркестровки, композитор, заведующий кафедрой композиции и инструментовки Академии имени Гнесиных Кирилл Волков:
– Последний концерт фестиваля, который проведет Юрий Симонов со своим оркестром, включает замечательные, забытые или даже никогда не исполнявшиеся произведения российских композиторов. Многие связаны с тематикой гимнов. Я увидел в архиве две странички рукописи Прокофьева 1946-го года, накорябанные странным почерком, потому что Прокофьев только что вышел из больницы (у него был микроинсульт). А тут наших авторов призвали подумать о российском гимне – не СССР, а РСФСР. Этому сопутствовало оригинальное решение, которое только в то время и могло родиться (хотя сейчас тоже рождаются очень "оригинальные" решения в области музыкального образования, но это другая тема) – поставить всех авторов в равные условия (Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Прокофьева) и поручить сделать оркестровку одному человеку – Рогаль-Левицкому. И вот Прокофьев "картошками" (речь идет об очень приблизительной, схематичной записи – РС) написал мелодию и – снизу – гармонию. А мне хотелось, чтобы Прокофьев в сознании слушателей остался Прокофьевым. Я такую задачу поставил, а вы решите, получилось или нет. Если получилось, то это для меня большое счастье, – говорит Кирилл Волков.
В тот же вечер будут исполнены сочинения Ивана Грозного (Стихира на праздник Владимирской иконы Божьей матери и "Вострубите трубою"), а также произведение Федора Иоанновича "Достойно есть". Современный гимн РФ в программе не заявлен, нынешние руководители России, кажется, музыки не пишут, зато режиссером вечера будет советник президента по культуре Юрий Лаптев.