Ссылки для упрощенного доступа

Самый продуктивный саммит НАТО для стран Балтии


Ирина Лагунина: Саммит НАТО, прошедший на этой неделе в Чикаго, по мнению президента Литвы Дали Грибаускайте, оказался для стран Балтии из подобных встреч самой результативной: продлено военное патрулирование воздушного пространства в этом регионе и, - что принципиально важно для Литвы, Латвии и Эстонии - достигнуто соглашение о том, что система противоракетной обороны НАТО охватит всех союзников.
Эти решения, считают в Вильнюсе, подтвердили обязательства Союза НАТО осуществлять коллективную оборону.
Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Литве Ирина Петерс

Ирина Петерс: Комментируя итоги чикагской встречи, президент Литвы Даля Грибаускайте заявила: "Одно из самых существенных достижений – решение о том, что система противоракетной обороны НАТО охватит всех союзников".
Ранее Москва предлагала ввести балтийские страны в зону действия российской ПРО, что не устраивало Эстонию, Латвию и Литву. Сейчас, по словам Грибаускайте, США в этом вопросе изменили позицию. "Президент Барак Обама ясно высказал мнение, что страны НАТО должен защищать сам Альянс". В интервью Литовскому радио Грибаускайте сказала: "Хочу поблагодарить президента США. Именно он подкорректировал позицию по ПРО, из-за чего ранее у нас было много проблем. Лично я критически относилась к "перезагрузке" в отношениях с Россией, когда державы пытались добиваться сотрудничества, не смотря ни на что. Мне пришлось побороться ещё на саммите в Лиссабоне, не всегда это стоило легких отношений, но мои усилия увенчались тем, что президент Обама поддержал нашу позицию относительно противоракетной обороны. А также по воздушной полиции и энергетической безопасности".
Система противоракетной обороны НАТО будет осуществлена в четыре этапа и должна функционировать с 2018 года. При этом Москва опасается, что система ПРО Альянса может быть направлена против нее. Союзники же заявляют, что их цель – оборона стран НАТО от таких государств, как Иран и Северная Корея.
Итоги чикагской встречи подводит глава комитета по обороне и национальной безопасности Сейма Литвы Арвидас Анушаускас.

Арвидас Анушаускас: Достигнута официальная договоренность, что миссия воздушной полиции будет продолжена. Во-вторых, будет совместными усилиями стран НАТО помощь создаваемому центру по энергетической безопасности. Он уже существует, но еще не получил аккредитацию как центр компетенции НАТО. Это в ближайшее полугодие будет сделано.
Определились все страны НАТО, что ответственность за безопасность в Афганистане афганские власти должны будут принять к середине 13 года и концу 14 все, за исключением тех, которые обучают афганские силы, будут выведены. Это касается литовских сил, которые находятся в провинции на юге Афганистана.

Ирина Петерс: Продолжает другой литовский парламентарий Витянис Андрюкайтис.

Витянис Андрюкайтис: Этот саммит завершил постановления, которые обсуждались почти два года. Миссия по охране воздушного пространства не является временной. Тут есть еще споры, где эта миссия – в Литве или, допустим, в Эстонии. Тут уже дело техники. Второе: еще раз подтверждено, что планы, которые были намечены для этих встреч, они становятся реальными. Тут нельзя не говорить о том, что отношения между НАТО и Россией должны все-таки направляться на более конструктивное русло, тоже должен быть прогресс.

Ирина Петерс: Насколько существует проблема оплаты услуг по охране воздушного пространства?

Витянис Андрюкайтис: Мы пока не выделяем столько средств, сколько надо по общим договорам. Весь бюджет охраны страны 0,79%. Нам нужно шаг за шагом увеличивать бюджетные средства, чтобы другие члены НАТО поверили в наши слова. Увы, слова, а на деле мы далеко не все домашние работы исполняем. Если ты вступил в этот клуб, будь добр, как джентльмен, это делать.

Ирина Петерс: Тема неспособности Литвы придерживаться финансовых обязательств по членству в НАТО волнует и депутата Сейма Альгирдаса Сисаса.

Альгирдас Сисас: За все надо платить. Так как мы щит воздушный имеем, конечно, налогоплательщики должны вкладывать в общее дело. Насколько мы выигрываем или проигрываем, участвуя в разных акциях натовских, так как мы вступили в эту организацию, я больше скептик, но надо выполнять свои обязательства.
Когда собираются руководители стран, все-таки принимают очень важные решения. И по выводу натовской армии из Афганистана, большие убытки от этой акции. Поэтому Франция ярко выразила, что она с 13 года полностью выводит. Нужны другие пути присутствия натовских солдат – это финансирование местных военных частей и полиции. Много вопросов, потому что мир не без самых жестких, жестоких людей с их идеологиями, миропониманием. Последние события в Дании, где один человек может убить сто. Терроризм жив и с этим можно столкнуться любому, когда границы открыты, кто может сказать, что такое не произойдет и в Литве. Поэтому мы должны вкладываться в общее дело, чтобы терроризм пресекался на корню.

Ирина Петерс: Преподаватель Каунасского университета, политолог Бернарас Ивановас рассматривает успех чикагского саммита для стран Балтии в историческом аспекте.

Бернарас Ивановас: Разделительные явления, которые проходили от нас на Запад, очень негативно влияли и влияют на сознание людей Литвы. Поэтому действительно если ПРО НАТО накроет страны Балтии, это, конечно, позитивный момент в плане морально-пропагандистском. В некоторой мере это такое ограждение нас от российского влияния. С другой стороны, страхи, которые были раньше, припоминаю саммит президентов России и Америки в Праге, боялись, что будут очерчены новые линии и страны Балтии могут очутиться в зоне влияния России. Теперь, мне кажется, все точки над i поставлены, и Литва оказывается в зоне, в которой хотела всегда быть, то есть в западной.

Ирина Петерс: Кто-нибудь может спросить: при том, что все время подчеркивают, что этот натовский щит не для какого-то противодействия с Россией, а других стран, то какая разница странам Балтии быть защищенными ПРО российскими или ПРО натовскими?

Бернарас Ивановас: Есть принципиальная разница с исторической точки зрения. Мы долгие десятилетия были оккупированы Советским Союзом и любое воспоминание, даже не прямое – негативный фактор. Хочу подчеркнуть, что тут не идет речь, что что-то против России замышляется или со стороны НАТО что-то делается против России, нет, но это символичный момент. Символы в отношениях между странами очень важны. А то, что общий враг – это международный терроризм, в этом никаких сомнений нет.

Ирина Петерс: Физически эти установки ПРО в Литве не будут находиться, они будут в других странах?

Бернарас Ивановас: Да, необязательно размещать эти установки в Литве, чтобы защищать территорию. Радиус действия очень обширный.

Ирина Петерс: ПРО натовское является камнем преткновения для диалога дальнейшего НАТО – Россия, не только по военной сфере, но вообще.

Бернарас Ивановас: Это по большому счету вопрос российской внутренней политики, такой пропагандистский момент, который рассчитан на внутренний электорат. Российские военные прекрасно понимают, что ракеты не летят через зону влияния ПРО, они летят через Северный полюс. По этой причине разговоры о том, что эти системы, дескать, против России, не имеют никакого основания. С другой стороны, в риторике Путина, президента России, заметны некоторые новые нотки по отношению к НАТО. В связи с операциями в Афганистане мы видим, что русские десантники нанесли визит на военную базу США, где проводятся общие учения. Беспрецедентный факт в новейшей истории. Так что изменения некоторые происходят. Будут ли они системными или нет – это уже другой вопрос. Поживем – увидим.
XS
SM
MD
LG