ДС: «Музыка всегда была для меня чем-то вроде проклятья, я ею одержим. Она до сих пор занимает первое место в моей жизни. Музыка — прежде всего. Но сейчас у меня что-то вроде перемирия с музыкальными демонами, и они немного меня отпустили. Мне кажется, мне очень помогло занятие живописью. Демоны все еще тут, но теперь я знаю, что они здесь, чувствую, когда их нужно напитать. По-моему, сейчас у меня все под контролем. Я человек закрытый, а чтобы оградить свою частную жизнь, знаменитости нужно очень много денег. Это очень и очень трудно, и это одна из причин, почему мне нужно зарабатывать деньги, — чтобы оградить свою жизнь от публичности. За славу приходится расплачиваться — головой, душой и огромными деньгами». Майлз Дейвис, Автобиография.
Он родился 26 мая 26 года в городке Олтон, что на Миссисипи, в 24 километрах к северу от Сент-Луиса. В 24 километрах от второй столицы джаза. В принципе это пригород Сент-Луиса и Майлз Дейвис-Младший так и говорил: – Я родился в Сент-Луисе…
И это все равно, что сказать, я получил в наследство вторую столицу джаза…
Где бы вы ни были на нашем шарике, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на территорию «Времени Джаза». Наш рабочий адрес – svobodanews.ru. Здесь вы найдете последние передачи и подкасты предыдущих. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Раннего Майлза вполне можно уместить в наш формат; это сороковые годы и винил еще не заменил шеллак. Но поздний Майлз это уже композиции под двадцать и под сорок минут. Начнем с конца, так как я процитировал одну из последних фраз его автобиографии:
1. Miles Davis – Wrinkle – 7:17 (Miles Davis - Live Around the World – Warner Bros.)
ДС: - «Wrinkle», «Морщинка» - пьеса позднего Майлза Дейвиса. Существенно позднего и вдребезги электронного. Концерт септета Дейвиса на фестивале в Монтрё, Швейцария, 20 июля 1990 года. Дейвис труба и клавиши; Кенни Гаррет – альт-саксофон и флейта; Кей Акаджи – клавиши; Джо «Фоли» МакКрири – акустический контрабас; Ричард Паттерсон – электронный контрабас; Рики Уеллмэн – ударные; Ирин Дейвис – электронные ударные.
Сравним дебют Майлза с этим его предпоследним звучанием: - вернемся на 44 года назад. Качество записи посредственное. Посредственной же считал Майлз эту свою вторую запись с септетом Птицы Паркера. Но это всё, что сохранила для нас история. Соло Майлза идет третьим.
2. Charlie Parker Septet - Moose The Mooche – 2:59 (Miles Davis - Young Miles - Masters of Jazz)
ДС: - «Moose The Mooche» Чарли Паркера. Moose – это кличка Эмери Бёрда, главного pusher’a, поставщика наркоты джазменам. Первое соло – пианиста Додо Мармароуза; второе это альт-саксофон Чарли Паркера, третье – труба Майлза Дейвиса, четвертое – тенор-саксофониста Лаки Томпсона и последнее, завершающее – Додо Мармароуза. Запись была сделана в студии Radio Recorders на бульваре Санта Моника в Лос-Анджелесе, 28 марта 1946 года.
Майлз проделал огромный путь от раннего бибопа до того, что можно уместить в три слова «фанк-рок-джаз». Он нацеливался и на рэп, но через год после выступления в Казино Монтрё, в сентябре 91 года, он скончался. Он говорил про себя, что его тело покрыто шрамами: и от бесконечных уколов героином, и от операций. Ему прооперировали сломанное бедро, он перенес операцию желчного пузыря, у него были печеночные инфекции, он хрипел октавой ниже Сатчмо – у него были повреждены голосовые связки, операция гортани только ухудшила ситуацию. Он страдал от болей суставов – у него была менискоцитная анемия. Он несколько раз попадал в автомобильные аварии. Кокаин, алкоголь и героин наградили его сердечной аритмией и импотенцией. С ним на сцене случались припадки полного отчуждения, потерянности. И все это увенчалось – инсультом, который он перенес героически и который пресса приняла за начало ВИЧ-инфекции.
И при всем при этом он не терял ориентации, напористо двигался в нужном направлении, точно знал, что именно ему нужно.
Он перехитрил судьбу-злодейку, когда рок стал вытеснять из массового сознания джаз и большинство его коллег остались без работы. Именно тогда он нырнул в фанк и фьюжн, попытался найти синтез джаза и рока. И он не хотел оглядываться назад, звучать так, как он звучал в пятидесятых. Поэтому он и злился, когда поклонники горячо уверяли его в том, что «Kind of Blue» - его лучший диск. Он предпочитал мечтать о музыке Принца, он собирался озвучить нечто невероятное, что-то новое, создать Четвертое Течение, синтез всей современной музыки.
Не даром он изучал работы Карлхайнца Штокхаузена.
Убаюкивая бессонницу или же, отменив рандеву с Морфеем, вы слушаете еженедельное «Время Джаза»: на старом и добром ВЭФе 202, или же с нашего сайта, а значит через ваш ноутбук или же таблетку, набрав адрес svobodanews.ru… У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Нынче Майлзу было бы 86 лет. Не так уж и много… Но ни верховая езда, ни бокс, ни деньги не могли залатать раны прошлого. Перед тем, как он окончательно завязал с героином, ему приходилось втыкать шприц в пятки – все остальное уже было в шрамах и диацетилморфи́н застревал на пути к химическому счастью.
3. Miles Davis – Doxy – 4:51 (Miles Davis - Bags' Groove – Prestige)
ДС: - «Doxy» - «Вера, убеждение» Греческое «докса» означает мысль или учение. Отсюда и «ортодокс» - правильное учение. Композиция Сонни Роллинса.
Майлз Дейвис играл на трубе; Сонни Роллинс – тенор-саксофон; Хорас Силвер – рояль; Перси Хис – контрабас и Кенни Кларк – ударные. 24 декабря 54 года, Хакенсак, Нью-Джерси.
Это тот самый Майлз, который уже подумывал о новом комбо и здесь ему помог Сонни Роллинс, который ушел из квинтета. После ньюпортского фестиваля 55 года Дейвис начал искать новых музыкантов.
В позапрошлой передаче Ред Гарленд утверждал, что это он нашел Трейна и представил его Майлзу. У Майлза я обнаружил иную версию.
4. Miles Davis - All of You - 7:01 (Miles Davis Quintet - 'Round About Midnight – Columbia)
ДС: - «All of You», буквально «Всё, что ты», «Всё твое» - Коула Портера. Первый классический квинтет Майлза Дейвиса, труба с сурдинкой; Джон Колтрейн – тенор-саксофон; Ред Гарленд – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Фили Джо Джонс – ударные.
Квинтет, начинал записываться на «Престиже», который и обеспечил Майлзу взлет, и продолжал на «Коламбии», которая платила во много раз больше. Дата записи: 10 сентября 56 года.
«А потом Филли Джо привел к нам Джона Колтрейна. Я уже был знаком с Трейном по выступлению в «Одюбоне», где мы играли несколько лет назад. Но там Сонни намного превосходил Трейна. Поэтому, когда Филли сказал, кого он собирается привести, я в особый восторг не пришел. Но после нескольких репетиций (а я уже видел, что Трейн сильно продвинулся вперед по сравнению с тем концертом, когда Сонни играл на отрыв) он сказал, что ему нужно домой, и уехал. Мне кажется, причина была в том, что тогда мы не очень-то понравились друг другу: Трейн в то время обожал приставать с гребаными вопросами о том, что он должен и что не должен играть. Господи, как он меня достал: я его считал профессиональным музыкантом и всегда хотел, чтобы те, кто со мной играют, сами находили свое место в музыке. Так что мое молчание и злобные взгляды, по-видимому, расхолодили его. Наша группа тогда чуть не распалась — когда Трейн уехал в Филадельфию играть с Джимми Смитом. Нам пришлось буквально умолять его вернуться на концерт, который должен был состояться в Балтиморе в конце сентября 1955 года. Поэтому и пришлось Филли Джо звонить Трейну и просить его ехать с нами. Только Трейн знал все наши темы, а я не мог рисковать и нанимать кого-то, кто их не знал. Но, поиграв с ним некоторое время, я понял, что этот парень — превосходный стервец, у него именно тот голос, который мне нужен у тенора, чтобы оттенить мой собственный голос. Только потом мы узнали, что Трейн тогда решил: если мы позвоним, он с нами поедет, потому что наша музыка ему нравилась больше, чем музыка Джимми Смита; в моем оркестре он видел для себя возможность развития.»
Автобиография Майлза Дейвиса, русский перевод И.Калинина вышел в издательствах «Ультра-Культура» и «София».
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких и средних «Свободы», а так же с нашего сайта svobodanews.ru. «Время Джаза» - это история американской джазовой музыки, её наследия, ее жанров и ее героев. Сегодня, родившийся в конце мая, великий трубач Майлз Дейвис, его музыка и отрывки из его автобиографии.
5. Miles Davis & John Coltrane - Bye Bye Blackbird – 7:54 (Miles Davis & John Coltrane - The Complete Columbia Recordings)
ДС: - «Bye Bye Blackbird», «Прощай, черный дрозд» - песня стандарт Рея Хендерсона, музыка, и Морта Диксона, слова. Эта песня была написана в 1926 году, а 56 лет спустя Джон Колтрейн получил посмертно приз «Grammy» за «лучшее сольное исполнение», т.е. за его диск «Bye Bye Blackbird».
Майлз Дейвис, Джон Колтрейн, Ред Гарленд, Пол Чэмбэрс и Филли Джо Джонс – классический квинтет, 26 октября 1955 года, студия звукозаписи «Коламбия», Нью-Йорк, продюсер Джордж Авакян.
В память о Майлзе Дейвисе саксофонист Бенни Голсон и пианист Киз Джаррет записали диски под названием «Прощай, черный дрозд», хотя сам текст песни не совсем подходил для этой печальной оказии. Но Голсон добавил к названию «I Remember Miles». Это прямая калька с его реквиема по Клиффорду Брауну «I Remember Clifford».
Да и кем был Майлз Дейвис, если не черным певчим дроздом?
6. Sarah Vaughan - Bye Bye Blackbird – 7:39 (5:53) (Sarah Vaughan - Live in Japan – Legacy)
ДС: - «Bye Bye Blackbird» - на этот раз со словами. Сара Вон – вокал; Карл Шрёдер – рояль; Джон Джианелли – контрабас и Джимми Кобб – ударные. 24 сентября 73 года, Plaza Hotel, Токио.
«Запихнув в сумку все мои беды и заботы,
Вот она я, поющая на ходу:
Прощай, черный дрозд…
Где тот, что ждет меня,
Тот, что слаще сахара?
Прощай, прощай, черный дрозд!
Никто под этим небом
Меня не любит, меня не понимает,
Лишь кормят сказками о том,
Как нелегка удача...
Постели мне постель
И зажги свет –
Я вернусь поздно домой –
Прощай, черный дрозд…»
Текст песни Морта Диксона пытались, увы, безуспешно, расшифровать. Одна из версий – это поет рабыня любви, покинувшая бордель и возвращающаяся домой к матери. «Прощай, черный дрозд…» - лишь эту строчку взяли джазмены, прощаясь с Майлзом.
«…Теперь у меня в оркестре был Трейн на саксе, Филли Джо на ударных, Ред Гарланд на фортепиано, Пол Чемберс на басу и я сам на трубе. И гораздо быстрее, чем я мог себе вначале представить, мы стали исполнять бесподобную музыку. Она была до того хороша, что у меня даже мурашки по телу бегали, и с публикой происходило то же самое. Господи, да мы за такое короткое время начали так прекрасно играть, что было даже страшно — так страшно, что я даже щипал сам себя, чтобы убедиться, что все это наяву. Вскоре после того, как мы с Трейном начали вместе играть, критик Уитни Бэллиет сказал, что у Колтрейна «сухой, неровный тон, который оттеняет игру Майлза Дэвиса, как грубоватая ткань прекрасный драгоценный камень». Но очень скоро Трейн стал чем-то гораздо большим. Через какое-то время он и сам превратился в бриллиант, и я это знал, и все, кто слышали его игру, тоже это поняли».
Майлз Дейвис. Автобиография, вышедшая в 1989 году в нью-йоркском издательстве «Simon & Schuster». Проблемы перевода – это проблемы густого сленга и той самой лексики, которая в некоторых странах ненормативная. Увы, когда у Дейвиса вырывается восклицание из четырех американских букв, а восклицания эти и однокорневые слова выскакивают из текста каждые пять строк, переводчик утрамбовывает их в нормативное русское – «О, боже!».
Смех и грех!
Финишная прямая вашего «Времени Джаза». Наши свингующие волны, ваши приемники и наш сайт svobodanews.ru: прямая радиотрансляция и подкасты предыдущих передач «Времени Джаза».
7. Miles Davis Quintet - S'posin' – 5:17 (Miles Davis - Legendary Prestige Quintet Sessions)
ДС: - «S'posin'» - в слове отсутствуют три буквы. Можно предположить, что это «Supposing», то есть: предположим, что это «Предполагая…»… Композиция Пола Денникера, которую присвоил пианист, певец и продюсер Джо Дейвис, знаменитый так же изданием пьес своего учителя Фатса Уоллера опять же под собственным именем.
«S'posin'» - это последняя пьеска на сегодня в исполнении первого классического квинтета Майлза Дейвиса.
Расстанемся же мы на последнем выступлении Майлза Дейвиса. Это все то же 20 июля 1990 года. Его композиция называется «Hannibal».
8. Miles Davis – Hannibal – 7:22 (Miles Davis - Live Around the World – Warner Bros.)
ДС: «Hannibal», есть такой городок в штате Миссури всё на той же речке Миссисипи. Здесь вырос Марк Твен и само собой – Том Сойер. Но Майлз мог иметь в виду и карфагенского полководца Барка Ганнибала…
С Дейвисом, труба, играли: Кенни Гаррет – альт-саксофон; Дерон Джонсон – клавиши; Джо «Фоли» – акустический контрабас; Ричард Паттерсон – второй и электронный контрабас; Рики Уеллмэн – ударные.
Эту пьеску Дейвиса вы найдете на двух си-ди: «Последнее выступление» и «Кругосветный - LIVE – Майлз».
Майлз Дейвис часто огорчал фанов резкими переменами стиля. Он менялся категорично, бесповоротно, но всегда оставался самим собой. Подборка диска «Кругосветный - LIVE – Майлз» идеально демонстрирует эти перемены.
На этом нам и придется расстаться. Вы найдете подкасты «Времени джаза» на нашем сайте svobodanews.ru, а более детальный архив на сайте нашего летописца Николая Курсова http://it.net.ua/ds/ . Веселой и удачной вам последней майской недели. До следующего «Времени Джаза», чао, бай-бай!