Примерно две сотни рассерженных ижевчан явились на прошлой неделе на годовое отчетное собрание акционерного общества «Центральный инвестиционный фонд», сокращенно ЦИФ. Двести человек в зале и трое молодых мужчин в президиуме – так выглядело противостояние. Но у президиума в сумме было примерно 80 % голосов, а сердитые граждане в зале даже не знали, какой процент акций теперь у них на руках – информацию ЦИФ надежно засекретил.
Образованный 19 лет назад ЦИФ ни разу не выплатил дивидендов своим вкладчикам. А было их только в Удмуртии, считают мои собеседники, не менее двухсот тысяч. Хотя активы имел вполне ликвидные. Об этом говорит Сергей Щукин, главный редактор ижевской независимой газеты «День», по несчастью тоже вложивший тогда свой ваучер в ЦИФ.
Сергей Щукин: У них было 70 предприятий, некоторые из них очень ликвидные, например, «Букет Чувашии». Цена этого актива миллиарда полтора. Они контролировали его. Единственный пивзавод, который имел свои плантации хмеля. И что мы получили? С этого предприятия мог бы иметь копеечку каждый.
Надежда Гладыш: Претензии к ЦИФу у миноритарных акционеров связаны не только с тем, что не было дивидендов. Им стало известно, что за минувший год теперь уже бывший председатель Совета директоров Андрей Сивачев через аффилированные с его бизнесом предприятия сумел получить у ЦИФа 95 миллионов рублей кредитов. Между тем в отчетном докладе директора ЦИФа Юрий Севрюгин об этих заимствованиях не сказал ни слова, а вину за убыток в 11 миллионов свалил на Соединенные Штаты Америки.
Юрий Севрюгин: В августе 2011 года в связи со снижением кредитного рейтинга США по миру прокатилась паника на биржах. В России общее снижение стоимости акций на биржевом рынке составил примерно 40%. Падение было масштабное по всем отраслям и секторам финансового рынка. Руководство ЦИФ в 3 квартале 2011 года приняло решение – продавать резко подешевевшие акции крупных компаний нецелесообразно экономически. … Убыток, который получило общество, образовался в результате переоценки акций. Поскольку в конце 2011 года ЦИФ не продавал акции, то убытки, указанные в отчете, размером 11 миллионов рублей, остались только на бумаге. Падение стоимости финансовых вложений в голубые фишки снизили стоимость активов фонда на 4%. Я считаю, что это не так много.
Надежда Гладыш: Член Совета директоров Константин Протозанов вот как объяснил миноритариям, почему они ни разу не получали дивидендов
Константин Протозанов: По самым простым расчетам на 1 рубль выплаченных дивидендов обществу придется потратить 2 рубля денег акционеров. Какие расходы общество должно понести? Услуги банков, услуги почтовых переводов, услуги работы кассовых сотрудников и т.д. Соответственно экономически нецелесообразно выплачивать дивиденды, мы принесем обществу убыток на 1 рубль два, а то и три рубля.
Надежда Гладыш: А на вопрос о стоимости акций он же ответил так:
Константин Протозанов:: Да, акции можно продать. Два-три года назад стоимость акций была 15-17 рублей. Я понимаю, что цифры выглядят смешными. Выкрики в зале – «Хватит врать!»
Надежда Гладыш: Насколько эти цифры действительно смешны, мне объяснил молодой предприниматель Владимир, владелец 15 акций ЦИФа, участник собрания
Владимир: Изначально, когда ваучеры раздавались, их номинальная стоимость была 10 тысяч рублей. Она не с потолка взята. Была произведена оценка балансовой стоимости всех активов предприятий, подлежащих ваучерной приватизации. И Чубайс, выступая в Думе при утверждении этого законопроекта, указывал, что автомобиль «Волга» на 1 ваучер получается. Кто вложился в эти активы, получили совершенно разный результат. Большинство людей, так как не были профессиональными инвесторами, выбрали, как им казалось, безопасный способ вложения – в профессиональную управляющую компанию, чековый инвестиционный фонд. Один из крупнейших был это в Удмуртии – Центральный чековый инвестиционный фонд. После этого руководство ЦИФа проводило дополнительные эмиссии, о которых большинство акционеров не были уведомлены, соответственно, не имели возможности участвовать в выкупе дополнительной эмиссии. А руководство компании выкупило большую часть допэмиссии. Таким образом, доля исходных акционеров, вложивших ваучеры, была снижена существенно, а контрольный пакет стал в руках руководства компании.
Надежда Гладыш: А по прошествии трех лет исковой давности миноритарии фактически утратили и перспективу оспорить законность выпуска допэмиссии. Сегодня ситуация складывается угрожающе, так как практически весь прежний состав Совета директоров уходит в сторону, что может быть расценено как желание, образно говоря, закрыть контору на клюшку. На митинге обманутые вкладчики ЦИФа образовали инициативную группу, которая взяла на себя ряд обязательств. Об этом говорит Сергей Щукин
Сергей Щукин: Наша задача – инициировать правоохранительные органы, чтобы создать уголовное дело, иначе их просто не победить. Не будет уголовного дела, они во всех судах выиграют. И второй момент – попробовать собрать 2% акционеров, инициировать своё собрание. Это сложная задача, потому что люди разобщены. Кто умер, кто уехал, кто потерял и забыл. Никто из нас по отдельности ничего не вернет. По закону они выиграют все в гражданском порядке.
Надежда Гладыш: Поэтому и Владимир, владелец пятнадцати 22-рублевых акций, считает, что вернуть людям веру в справедливость – дело государственной важности
Владимир: Требуется вмешательство государства, потому что число лиц, которые потеряли свои активы, будучи введены в заблуждение, и руководство компании воспользовалось их доверием в своих интересах, оно (это число) существенно, это несколько сот тысяч человек. Восстановление справедливости здесь уже является государственной задачей.
Надежда Гладыш: В конце мая инициативная группа разошлет обращения Прокурору Удмуртии, в Следственный комитет, в республиканское Министерство внутренних дел и Главному федеральному инспектору по Удмуртской республике. По тому, какая будет реакция, можно будет судить о том, каковы перспективы миноритариев ЦИФа вернуть украденную у них собственность.