Ссылки для упрощенного доступа

Магия звука (Калининград)


Калининград. Фестиваль СаундАрт. Максимс Шентелевс. Фото Олега Блябляса
Калининград. Фестиваль СаундАрт. Максимс Шентелевс. Фото Олега Блябляса
На минувшей неделе Калининград пробовал себя в роли молодой столицы фестивального саунд-арта. На три дня город стал площадкой для амбициозного проекта Балтийского филиала Государственного Центра современного искусства – Международного фестиваля экспериментальной музыки и саунд-арта «Звук вокруг». В Калининград приехали ведущие европейские музыканты и художники, работающие в области современной музыки и звукового искусства. Говорит куратор фестиваля Данил Акимов.

Данил Акимов: Гостей у нас двенадцать человек, и половина из них – настоящие звезды, такие как Карл Микаэль фон Хауссвольф, Матс Линдстрем или Ханна Хартман. Есть и такая звезда, который прославился не только в андеграунде, - это Джим Терлуэлл. Он в начале 80-х оказался в Лондоне, как и многие музыканты, которые хотели прославиться, - и оставил свой след в развитии музыки колаборациями с такими известными персонами, как Ник Кейв, Марк Алмонд, Лидия Ланч и многими другими. Сейчас он так же активен и востребован, записывает свою музыку с оркестрами, создает инструменты для камерных оркестров, пишет музыку для популярного телевизионного мультфильма. В Калининграде он покажет аудио-инсталляцию и одно из своих последних произведений – на концертной площадке.

Евгения Романова: Саунд-инсталляцию «Otitis Interna» Джим Терлуэлл представил в выставочном пространстве мансарды казармы «Кронпринц». По словам музыканта, здесь он почувствовал звуковой ландшафт дерева и органики, звук усердной работы, веяния памяти и потерь, навсегда заключенные в трещинах и стенах. И он попытался исследовать и нарисовать свои чувства звуком.

Не менее известная персона в мире саунд-арта – Владимир Тарасов, известный джазовый музыкант, в свое время - один из участников знаменитого трио GTC (Ганелин-Тарасов-Чекасин), художник-концептуалист и многолетний соратник Ильи Кабакова. В клубе «Квартира» состоялась презентация художника, а в выставочном пространстве Владимир Тарасов представил видео-инсталляцию «Гобустан».

Владимир Тарасов: Работа «Гобустан» - это, наверное, первый в истории каменный барабан, который я долго искал. Естественно, первый из известных. Наверное, есть и старше барабаны. Ему ориентировочно десять тысяч лет как минимум. Это стоянка времен палеолита, деревня в 60 километрах от Баку. Он, видимо, был ритуальный, перед ним площадь, на которой люди собирались. Тогда не было колоколов. Он оказался пустой внутри, у него совершенно гениальный звук. Звук, который вы слышите в инсталляции, - звук этого камня. Я счастлив, что я его нашел. Я ездил туда два года подряд. Для меня как для музыканта, важно найти корни, откуда все пошло. Плюс: я более или менее знаю церковно-колокольные распевы, и я хотел на этом барабане сделать такой своеобразный пасхальный перезвон.

Евгения Романова: Карл Микаэль фон Хауссвольф, композитор и концептуальный визуальный художник, - одна из ключевых фигур в области радикальных аудио-перформансов. На фестивале он представил свою совместную с Томасом Норданстандом инсталляцию «Хашима» из трилогии «Человеческая история о смерти и разрушении». И именно Карлу Микаэлю фон Хауссвольфу кураторы поручили модерировать фестивальную дискуссионную панель «Саунд-арт в музейном пространстве».

Карл Микаэль фон Хауссвольф: Я не буду обозревать сейчас всю историю искусства начала двадцатого века или современного искусства. Я просто хочу заострить ваше внимание на следующем факте. В конце 80-х - начале 90-х годов многие культурные институции совершили большую ошибку, отказавшись принимать у себя звуковое искусство, истоки которого находятся в академической музыке. Многие композиторы писали такую музыку и искали места, где ее можно было бы представить, но, к сожалению, площадок не находили. К счастью, у нас есть визуальное искусство, им занимается большое количество кураторов, и оно представлено во множестве экспозиционных залов. Традиция визуального искусства не настолько консервативна как традиция музыкального искусства, поэтому визуальное искусство первым открыло свои двери перед саунд-артом. За последние 20 лет было создано колоссальное количество произведений, в которых звук является основным фактором – или, по крайней мере, фактором, равным по значению визуальной составляющей. И стало хорошим тоном иметь в каждой выставке современного искусства саунд-инсталляции.

Евгения Романова: Каждый из трех фестивальных дней, заполненных презентациями, мастер-классами и дискуссиями, завершался вечерним концертом. Открывали фестиваль калининградские экспериментальные группы, два следующих вечера на концертной площадке царили звездные гости. Говорит Данил Акимов.

Данил Акимов: У каждого гостя есть своя технология, свой какой-то инструмент. Они либо сами создают инструменты, либо кто-то им на заказ делает. Например, Карл Микаэль фон Хауссвольф играет с такого бокса, у которого 12 выходов, то есть это 12 независимых генераторов, и он микширует их сигнал в реальном времени. Vinil terror and Horror– Камилла Соренсен и Грета Кристенсен – создают самые настоящие кинетические скульптуры на основе двух обычных виниловых вертушек. На шоу зритель сможет поразиться, сколько пластинок может одна вертушка использовать и сколько игл одновременно может звучать.

Евгения Романова: Состоявшийся фестиваль саунд-арта и экспериментальной музыки – не единственный проект Балтийского филиала ГЦСИ, приуроченный к 15-летию деятельности в Калининграде. Впереди – реализация программы «Паблик арт в Калининграде. Трансформация публичных пространств». Еще один крупный проект - в партнерстве с Северо-Кавказским филиалом ГЦСИ - Международный симпозиум «Аланика», он пройдет в августе. А в сентябре кураторы Балтийского филиала ГЦСИ представят российский медиа-арт в Национальной галерее Киля
XS
SM
MD
LG