Накануне Московского международного книжного фестиваля Радио Свобода представляет интервью с кураторами фестивальных программ.
Программа историко-просветительского общества "Мемориал" посвящается методам, формам и эстетике протестных движений второй половины ХХ и начала ХХI века.
Елена Фанайлова расспросила руководителей фестивальной программы "Мемориала" Александру Поливанову и Дмитрия Кокорина о том, что увидят их гости в павильоне "Керчь" во внутреннем дворике Центрального дома художника с 9 по 12 июня.
- Объясните, пожалуйста, термин "контестация", которым называется ваша программа.
Александра Поливанова: Контестация, по словарю - это дискуссия, спор по общественным и художественным проблемам, демонстрирование возражения и протеста. А взяла я это слово, обратившись к итальянскому кино конца 60-х – начала 70-х годов. Совместно с Музеем кино мы и подготовили программу кино-контестации: документальные фильмы из Польши, Чехии, Италии и Советского Союза, так или иначе отображавшие массовые и какие-то индивидуальные протесты и движения в Европе во второй половине ХХ века. Есть фильмы великих маэстро, например, Пазолини, а есть вполне любительские хроники, как, например, из Чехии и Польши. Еще пригласили московских студентов, которые с этой зимы работали и продолжают работать над фильмами о протестах в России, в Москве последнего года.
Уже года два назад "Мемориал" подготовил большую программу по преодолению тоталитарного прошлого. В просторечии она называется "программой десталинизации" - это общественно-государственная программа, которая была направлена президенту Медведеву. Это программа конкретных действий - как должно было бы действовать государство для преодоления тоталитарного прошлого. Нам интересно - заинтересовано ли в ней общество, должна ли эта программа быть государственной или общественной. Среди ее пунктов - музей тоталитарного прошлого, городские памятники, доступ к архивам; и это будут обсуждать специалисты по музейной работе, по городской среде, историки и все желающие.
Дмитрий Кокорин: У нас будет мероприятие, которое мы назвали довольно забавным модным словом "питчинг". Мы приглашаем разных творческих людей – актеров, режиссеров, писателей, журналистов - и тех, кто имеет отношение к рынку культурного производства, продюсеров. Нам важно познакомить их с документами из наших архивов. Люди приносят нам самое ценное, есть потрясающие истории.
Александра Поливанова: Кроме того, в "Мемориале" работают люди, каждый из которых - носитель колоссального опыта. В других странах, если какой-нибудь журналист ездил в какую-нибудь "горячую точку”, хотя бы неделю там прожил, он немедленно пишет книжку, которая выходит огромными тиражами, снимается документальный фильм, масса внимания. А в России это не так. У Олега Орлова есть "Буденновский дневник". Олег Орлов всю ситуацию в Буденновске от начала до конца документировал. Есть переписка Наташи Эстемировой с сестрой. Когда я спрашиваю у наших же коллег: почему вы это не издаете, это же Наташа Эстемирова, ваша любимая? Они говорят - да, да, да, мы, конечно, издадим, просто ровно сегодня в Махачкале пропал человек, мы должны ехать туда. Мы попробуем спровоцировать интерес к этому материалу.
- В том числе и художественными средствами, насколько я понимаю? Расскажите о художниках, которых вы приглашаете.
Дмитрий Кокорин: Мы будем делать выставку Виктории Ломаско "Хроники сопротивления", это ее зарисовки современных протестов. Также у нас будет акция современного художника Хаима Сокола.
Александра Поливанова: Эта акция называется "Монумент одного человека". Мысль была в том, что в России очень не хватает памятников тоталитарному прошлому, но что можешь сделать ты лично? Вряд ли ты можешь создать памятник всему тоталитарному прошлому. Ты можешь создать памятник одному человеку. Мы подготовим копии писем из нашего архива сталинского периода. Каждый человек сможет прийти и поучаствовать в нашей акции 11 июня. От руки все посетители выставки смогут переписывать эти письма. Хаим их будет переносить на жестяные листы, а из этих листов он будет складывать самолетики, которые потом останутся в нашем шатре. Это и будут "монументы одного человека", к которым каждый сможет быть причастен.
Дмитрий Кокорин: Заключительный "круглый стол" в последний день фестиваля посвящен эстетике протеста. Обсудим, какие художественные формы принимают отдельные жесты в протестном движении. Как раз это будет 12 июня, в день Марша миллионов.
Программа историко-просветительского общества "Мемориал" посвящается методам, формам и эстетике протестных движений второй половины ХХ и начала ХХI века.
Елена Фанайлова расспросила руководителей фестивальной программы "Мемориала" Александру Поливанову и Дмитрия Кокорина о том, что увидят их гости в павильоне "Керчь" во внутреннем дворике Центрального дома художника с 9 по 12 июня.
- Объясните, пожалуйста, термин "контестация", которым называется ваша программа.
Александра Поливанова: Контестация, по словарю - это дискуссия, спор по общественным и художественным проблемам, демонстрирование возражения и протеста. А взяла я это слово, обратившись к итальянскому кино конца 60-х – начала 70-х годов. Совместно с Музеем кино мы и подготовили программу кино-контестации: документальные фильмы из Польши, Чехии, Италии и Советского Союза, так или иначе отображавшие массовые и какие-то индивидуальные протесты и движения в Европе во второй половине ХХ века. Есть фильмы великих маэстро, например, Пазолини, а есть вполне любительские хроники, как, например, из Чехии и Польши. Еще пригласили московских студентов, которые с этой зимы работали и продолжают работать над фильмами о протестах в России, в Москве последнего года.
Уже года два назад "Мемориал" подготовил большую программу по преодолению тоталитарного прошлого. В просторечии она называется "программой десталинизации" - это общественно-государственная программа, которая была направлена президенту Медведеву. Это программа конкретных действий - как должно было бы действовать государство для преодоления тоталитарного прошлого. Нам интересно - заинтересовано ли в ней общество, должна ли эта программа быть государственной или общественной. Среди ее пунктов - музей тоталитарного прошлого, городские памятники, доступ к архивам; и это будут обсуждать специалисты по музейной работе, по городской среде, историки и все желающие.
Дмитрий Кокорин: У нас будет мероприятие, которое мы назвали довольно забавным модным словом "питчинг". Мы приглашаем разных творческих людей – актеров, режиссеров, писателей, журналистов - и тех, кто имеет отношение к рынку культурного производства, продюсеров. Нам важно познакомить их с документами из наших архивов. Люди приносят нам самое ценное, есть потрясающие истории.
Александра Поливанова: Кроме того, в "Мемориале" работают люди, каждый из которых - носитель колоссального опыта. В других странах, если какой-нибудь журналист ездил в какую-нибудь "горячую точку”, хотя бы неделю там прожил, он немедленно пишет книжку, которая выходит огромными тиражами, снимается документальный фильм, масса внимания. А в России это не так. У Олега Орлова есть "Буденновский дневник". Олег Орлов всю ситуацию в Буденновске от начала до конца документировал. Есть переписка Наташи Эстемировой с сестрой. Когда я спрашиваю у наших же коллег: почему вы это не издаете, это же Наташа Эстемирова, ваша любимая? Они говорят - да, да, да, мы, конечно, издадим, просто ровно сегодня в Махачкале пропал человек, мы должны ехать туда. Мы попробуем спровоцировать интерес к этому материалу.
- В том числе и художественными средствами, насколько я понимаю? Расскажите о художниках, которых вы приглашаете.
Дмитрий Кокорин: Мы будем делать выставку Виктории Ломаско "Хроники сопротивления", это ее зарисовки современных протестов. Также у нас будет акция современного художника Хаима Сокола.
Александра Поливанова: Эта акция называется "Монумент одного человека". Мысль была в том, что в России очень не хватает памятников тоталитарному прошлому, но что можешь сделать ты лично? Вряд ли ты можешь создать памятник всему тоталитарному прошлому. Ты можешь создать памятник одному человеку. Мы подготовим копии писем из нашего архива сталинского периода. Каждый человек сможет прийти и поучаствовать в нашей акции 11 июня. От руки все посетители выставки смогут переписывать эти письма. Хаим их будет переносить на жестяные листы, а из этих листов он будет складывать самолетики, которые потом останутся в нашем шатре. Это и будут "монументы одного человека", к которым каждый сможет быть причастен.
Дмитрий Кокорин: Заключительный "круглый стол" в последний день фестиваля посвящен эстетике протеста. Обсудим, какие художественные формы принимают отдельные жесты в протестном движении. Как раз это будет 12 июня, в день Марша миллионов.