Ссылки для упрощенного доступа

Неоправданные ожидания


Признаюсь, после неудачи сборной России я долгое время разделял ту точку зрения, что футболисты и тренер, что называется, утратили чувство реальности – настолько высокомерной была их реакция на итоговый результат. До того момента, пока не увидел в интернете видео, в котором, собственно, зрителям и предлагается сюжет с циничным, вроде бы, высказыванием Андрея Аршавина про то, чьими проблемами является невыход россиян из группы.

Вырванная из контекста фраза звучала особенно неприятно, резала слух и действительно казалась плевком в душу миллионам болельщиков. Однако, ознакомившись с беседой капитана сборной и добравшихся до него поклонников, я почему-то больше не хочу его ни в чём обвинять. И не считаю, что он должен извиняться. Другое дело – объяснить свою позицию. Хотя это вряд ли случится – и вы наверняка догадываетесь, почему.

Впрочем, давайте попытаемся разобраться по существу, анализируя как эмоциональную, так и фактическую составляющие. В последние дни нередко можно слышать и видеть, как реагируют футболисты и болельщики других стран на неудачу в том же турнире. Вот, пожалуйста, ирландцы: всё проиграли, но даже когда они с треском, без единого шанса уступали прекрасной команде Висенте Дель Боске, их торсида все равно пела и поддерживала "ребят в зелёном". В ответ – желание сыграть для болельщиков изо всех сил даже в ничего не значащем матче с итальянцами. И оно материализовалось. И все в Ирландии, несмотря на результат, довольны. У поляков тоже не гладко вышло – но они нашли в себе силы пообщаться с поклонниками после провала, и те наверняка, хоть и расстроены неудачей, не держат более камня за пазухой.

Сборная России – совсем иное дело. Здесь от сборной много чего ждали, но при этом традиции общаться с народом, будь то победа или поражение, у нас нет. То есть, иногда игроки или тренеры говорят с болельщиками неформально. Обычно после побед, куда реже – после поражений. Тренер "Спартака" Валерий Карпин как-то вышел к разгневанным "красно-белым" и смог на понятном им языке и повышенных тонах донести, что и ему тоже не слишком сладко от неудач. После этого он, разумеется, не стал в одночасье лучшим тренером, но уважение снискал. Однако это единичный поступок, и поступок взрослого мужчины. У которого за плечами многолетний опыт игры как в ведущем клубе страны и сборной, так и за рубежом.

Вроде бы у нынешних лидеров сборной России похожий послужной список. Однако есть существенное отличие: игроки 90-х были в разы менее избалованными деньгами и славой, и если их и обвиняли в непатриотизме или чём-то подобном, это не имело солидного резонанса. А почему? А потому, что футбол тогда, хоть и являлся видом спорта номер один, не был столь амбициозным государственным проектом. Точнее, государственно-идеологически-коммерческим. Здесь никто не мечтал о Кубках УЕФА или победах на чемпионате Европы. Здесь никто не вкладывал баснословные и как раз абсолютно неадекватные деньги в футбол. Здесь никто искусственно – по крайней мере, в течение долгого времени – не удерживал лучших игроков в России, как это делают сейчас отечественные команды, располагающие сколь-нибудь интересными для ведущих первенств футболистами.

При этом сборная точно не была слабее. И если откинуть во многом случайный успех на прошлом чемпионате Европы, то мы увидим: результаты отборочных-то примерно те же. Только тратилось на сборную раньше в разы меньше, и никто её в лидеры континентального футбола не записывал. А когда тебе постоянно говорят, какой ты мастер, подтверждая это баснословными гонорарами, сопоставимыми с "западными", когда практически нет конструктивной критики, – ну кто же сможет безболезненно, без ущерба для самооценки пережить такое?
Тем более – если ты сам ждёшь успеха, а он не приходит.

Андрей Аршавин наверняка переживал, как и многие другие футболисты сборной России. При этом он, как и другие члены сборной, судя по выложенному в интернете видео, столкнулся с не самым корректным поведением болельщиков. Если тебе говорят, что нужно извиниться, что вы, игроки сборной, "слажали", что твоя команда стояла, а не играла в футбол, – многие ли из нас, положа руку на сердце, на их месте не сорвутся в ответ? Однако Андрей терпеливо пытался объясниться с огульно критиковавшими его людьми. Но как же это возможно, если неадекватно оценивают как игру сборной, так и её возможности, вдобавок к этому не стесняясь в выражениях?

Позволив себе помечтать, замечу, что когда сборная станет таким же коллективом, как некоторые клубные команды, когда общение с её игроками будет запланированным и организованным, таких историй, скорее всего, больше не случится. Ну а к неформальному общению, судя по всему, ни игроки, ни люди в России пока не готовы. Но давайте посмотрим шире – а вообще у нас принято общаться с народом? Люди ведь и обозлены во многом из-за того, что мнения их обычно не спрашивают, принимая то или иное судьбоносное решение. Конечно, это совсем уже из области фантастики, но предложи, допустим, чиновники из РФС выбор: на что лучше потратить огромные деньги – на дорогостоящего тренера сборной или на действительное развитие футбола (доступные спортшколы, площадки, стадионы, детских и юношеских тренеров), наверняка выбрано было бы последнее.

Ибо это очевидная необходимость. Очевидная для всех, кроме работающих для галочки. Для них важна видимость. Сегодня, сию минуту. Поэтому сначала они воздают отнюдь не выдающемуся тренеру и его подопечным чуть ли не геройские почести, гордятся не самыми выдающимися победами, а потом, когда их ожидания не оправдываются, стараются смешать вчерашних героев с грязью. А всё потому, что адекватный результат для неадекватных людей – душевная травма. И, увы, это касается практически каждого из нас.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG