Радио Свобода продолжает проект, связанный с Олимпийскими играми в Лондоне, до открытия которых осталось 6 недель. До начала Олимпиады мы знакомим читателей и слушателей Радио Свобода с историей современного олимпизма.
В прошлый раз мы говорили об успехах Кубертена – оргпроектировщика олимпизма. Сегодня эксперт РС, историк и социолог спорта Юрий Теппер рассказывает о создании основ олимпийской идеологии.
– Кубертен считал возрожденный олимпизм особой верой, религией современности. В апреле 1927 года, обращаясь к молодежи, он призывал "принять спортивную веру в её античном смысле, рассматривать олимпизм как школу благородства помыслов и моральной чистоты, настойчивости и энергии, противостоящей опасности деградации современного общества".
Как и всякому культу, олимпизму положено иметь свои собственные знаки, символы, обряды и заклинания. Состязаниям атлетов должна сопутствовать конкуренция искусств, подобно античным праздникам в долине Алфея.
К идее олимпийских состязаний творцы культуры вначале отнеслись скептически. МОК берется не за свое дело. Президент схитрил. Весной 1906 года Кубертен пригласил мэтров на "Консультативную конференцию по вопросам искусства, литературы и спорта". Воодушевленные бароном, мэтры предложили МОК "организовать пять соревнований в области архитектуры, скульптуры, музыки, живописи и спорта". В "Мемуарах" Кубертен заметил: "МОК, несомненно, поставил бы себя в смешное положение, если бы организовал подобные соревнования по своей инициативе".
– Организовать олимпийский чемпионат искусства удалось не сразу. Художественные конкурсы впервые были включены в программу Игр в 1912 году.
– Правда, в число шедевров олимпийской культуры вошло только произведение анонима, победителя литературного конкурса. Им оказался сам Кубертен, автор знаменитой "Оды спорту", вдохновенной романтической заповеди для адептов благородного спорта. Спорт – очищение души.
Но "очищение" спортсмена от скверны соблазнов и стяжательства невозможно без особых ритуалов. Кубертен, "Мемуары", 1906 год: "Я подумал, что можно начать с введения олимпийской клятвы. В спортивных кругах в те дни никто не был готов к такому нововведению, и мои первые попытки ни к чему не привели, а только вызвали улыбки и протесты". Кубертен выжидал подходящую ситуацию. Для утверждения торжественной клятвы нужно было выбрать особую впечатляющую ситуацию. Такой была атмосфера Олимпийских игр в Антверпене. 1920 год.
– В сознании миллионов – ужасы первой мировой войны, тяжесть разрухи и гроза грядущих революций. Прикрывая руины щитами и флагами, Антверпен праздновал возвращение мира.
– Летят в небо стаи голубей, плывет перед строем спортивного братства символ мира – белый флаг. На нем выткан особый знак, переплетение пяти колец, символ единства континентов и флагов стран, объединенных благородным спортом. И, конечно, звучит заветное: "Быстрее, выше, сильнее благородным духом". Вот он, заветный момент: известный бельгийский спортсмен фехтовальщик Виктор Боэн, впоследствии председатель Бельгийского олимпийского комитета, впервые произносит олимпийскую клятву.
– 1928 год. Игры в Амстердаме. В день открытия над стадионом впервые вспыхивает олимпийский огонь, знак, объединяющий современный спорт с античным атлетизмом.
– Благородно и убедительно. Главное назначение культовых знаков – формирование структур сознания. Следующая новация – эстафета олимпийского огня. Из священной рощи Олимпии – и куда? Как точно сработали действующие в составе оргкомитета манипуляторы сознания! В талантливом фильме "Олимпия" пробужденный античный атлет на бегу превращается в могучего арийца, несущего факел в столицу фашистского рейха. Да, да, именно здесь отсюда начнется история олимпизма новой расы…
Так благородный олимпизм вдруг становится инструментом грязной политики.
29 июня – за 5 недель до открытия лондонской Олимпиады – слушайте следующий выпуск программы Юрия Теппера "Олимпиада в Лондоне. Обратный отсчет". Мы продолжим разговор, посвященный истории современного олимпизма.
В прошлый раз мы говорили об успехах Кубертена – оргпроектировщика олимпизма. Сегодня эксперт РС, историк и социолог спорта Юрий Теппер рассказывает о создании основ олимпийской идеологии.
– Кубертен считал возрожденный олимпизм особой верой, религией современности. В апреле 1927 года, обращаясь к молодежи, он призывал "принять спортивную веру в её античном смысле, рассматривать олимпизм как школу благородства помыслов и моральной чистоты, настойчивости и энергии, противостоящей опасности деградации современного общества".
Как и всякому культу, олимпизму положено иметь свои собственные знаки, символы, обряды и заклинания. Состязаниям атлетов должна сопутствовать конкуренция искусств, подобно античным праздникам в долине Алфея.
К идее олимпийских состязаний творцы культуры вначале отнеслись скептически. МОК берется не за свое дело. Президент схитрил. Весной 1906 года Кубертен пригласил мэтров на "Консультативную конференцию по вопросам искусства, литературы и спорта". Воодушевленные бароном, мэтры предложили МОК "организовать пять соревнований в области архитектуры, скульптуры, музыки, живописи и спорта". В "Мемуарах" Кубертен заметил: "МОК, несомненно, поставил бы себя в смешное положение, если бы организовал подобные соревнования по своей инициативе".
– Организовать олимпийский чемпионат искусства удалось не сразу. Художественные конкурсы впервые были включены в программу Игр в 1912 году.
– Правда, в число шедевров олимпийской культуры вошло только произведение анонима, победителя литературного конкурса. Им оказался сам Кубертен, автор знаменитой "Оды спорту", вдохновенной романтической заповеди для адептов благородного спорта. Спорт – очищение души.
Но "очищение" спортсмена от скверны соблазнов и стяжательства невозможно без особых ритуалов. Кубертен, "Мемуары", 1906 год: "Я подумал, что можно начать с введения олимпийской клятвы. В спортивных кругах в те дни никто не был готов к такому нововведению, и мои первые попытки ни к чему не привели, а только вызвали улыбки и протесты". Кубертен выжидал подходящую ситуацию. Для утверждения торжественной клятвы нужно было выбрать особую впечатляющую ситуацию. Такой была атмосфера Олимпийских игр в Антверпене. 1920 год.
– В сознании миллионов – ужасы первой мировой войны, тяжесть разрухи и гроза грядущих революций. Прикрывая руины щитами и флагами, Антверпен праздновал возвращение мира.
– Летят в небо стаи голубей, плывет перед строем спортивного братства символ мира – белый флаг. На нем выткан особый знак, переплетение пяти колец, символ единства континентов и флагов стран, объединенных благородным спортом. И, конечно, звучит заветное: "Быстрее, выше, сильнее благородным духом". Вот он, заветный момент: известный бельгийский спортсмен фехтовальщик Виктор Боэн, впоследствии председатель Бельгийского олимпийского комитета, впервые произносит олимпийскую клятву.
– 1928 год. Игры в Амстердаме. В день открытия над стадионом впервые вспыхивает олимпийский огонь, знак, объединяющий современный спорт с античным атлетизмом.
– Благородно и убедительно. Главное назначение культовых знаков – формирование структур сознания. Следующая новация – эстафета олимпийского огня. Из священной рощи Олимпии – и куда? Как точно сработали действующие в составе оргкомитета манипуляторы сознания! В талантливом фильме "Олимпия" пробужденный античный атлет на бегу превращается в могучего арийца, несущего факел в столицу фашистского рейха. Да, да, именно здесь отсюда начнется история олимпизма новой расы…
Так благородный олимпизм вдруг становится инструментом грязной политики.
29 июня – за 5 недель до открытия лондонской Олимпиады – слушайте следующий выпуск программы Юрия Теппера "Олимпиада в Лондоне. Обратный отсчет". Мы продолжим разговор, посвященный истории современного олимпизма.