Ссылки для упрощенного доступа

Заикаешься? На сцену!


Игра в театре, по мнению специалистов - едва ли не лучшая терапия, помогающая преодолеть заикание.
Игра в театре, по мнению специалистов - едва ли не лучшая терапия, помогающая преодолеть заикание.
Группа заикающихся американцев нашла способ помочь себе, создав театр. Это первый подобный театр в Нью-Йорке, в Америке, а может быть и в мире.

"Играем вместе" - так назвали молодые нью-йоркцы театр, зарегистрированный в феврале 2012 года. В арендованном ими манхеттенском зале с небольшой сценой они сыграли пьесу Алэна Болла "Праздник холостяка". В спектакле заняты трое начинающих артистов. Действие происходит в одной комнате, без перемен во времени. В режиссуре не было динамики, исполнители не слишком владеют актёрским мастерством. Но всё это не главное. Главное то, что в жизни все они сильно заикаются, и для них это - экспериментально-терапевтический театр.
Вот что рассказал продюсер Дэвид Шайнфилд:

- Я заикаюсь столько лет, сколько себя помню. В колледж я стал участвовать в студенческих спектаклях и заметил, что ни на репетициях, ни на спектаклях я не заикаюсь. Для меня это стало открытием. Я подумал: "Наверно, у многих заикающихся не было возможности испытать радость речи без заикания." И я решил дать им эту возможность, создав театр из таких же, как я.

- Значит, если роль выучена, вы не заикаетесь. А когда вы читали наизусть стихи в школе, вы заикались?

- Не заикался. Более того, если я сначала читал любой текст "про себя", и только потом вслух, я тоже не заикался. Но это индивидуально.

- В театре актёр не только произносит выученный текст, но делает это от имени своего героя. Это ещё больше освобождает от заикания?

- Да. Это помогает вдвойне.

- А как насчёт пения?

- Во время пения мы не заикаемся. Поэтому планируется в будущем в наших актёрских классах ввести также класс вокала. И потом, может быть, поставим мюзикл.

Николас Миллет впервые попробовал себя на театральном поприще:

- Я всю жизнь пытаюсь избавиться от заикания. Наконец, на сцене я стал говорить нормально. Это меня удивило. Мне трудно было представить, что, стоя перед большим скоплением людей, я смогу говорить быстро и спокойно, без заикания.

- Не потому ли, что на сцене стоите как бы не вы, а ваш персонаж, и произносимый вами текст вы знаете заранее?

- И то, и другое. Заикающийся человек всегда борется с собой и очень хочет показать себя перед людьми другим человеком. Он изо всех сил старается, чтобы люди не заметили его речевой недостаток и ради этого подсознательно изображает из себя кого-то другого. Так что самой жизнью мы подготовлены к сцене. А выученный текст помогает нам избавиться от заикания хотя бы на время спектакля.

Арвинд Ратхакришна тоже впервые вышел на театральные подмостки. Раньше никогда не играл в театре, даже студенческом. Ему так понравилось, что он записался на курс актёрского мастерства в театральную студию:

- Актёрская работа помогает забыть, что ты заикаешься – наверно, потому что слова не рождаются здесь и сейчас, а произносятся автоматически.

Алекс Кузьменко эмигрировал из России в Америку в 2005 году. У него магистерская степень в области финансов. Работает старшим финансовым аналитиком в крупном нью-йоркском госпитале. Заикается с 3-х лет. Член Национальной ассоциации заикающихся американцев. Его часто приглашают читать лекции на курсе речевой патологии в Колумбийском университете и в Хантер-колледже.

- Вы заикаетесь больше, когда говорите по-русски, или по-английски?

- Мне легче разговаривать на английском. Потому что на английском я могу использовать мой русский акцент как "экскьюз", оправдание - будто мне мешает не заикание, а недостаточный запас слов. Либо я могу удлинять некоторые звуки, что позволяет английский. И ещё здесь люди более добрые, относятся с пониманием. Можете мне поверить, как человеку, который через всё это прошёл: пару первых раз люди могут "буллить" вас - то есть, посмеиваться над вами из-за того, что вы говорите не так, как все. Но через некоторе время они начинают понимать, что даже если ты заикаешься, даже если ты немой или глухой, другие твои качества гораздо важнее. Поэтому если перетерпеть и не ощетиниться, не закрыться в своей норе, как многие, то можно жить и найти друзей даже среди тех, кто посмеивался вначале.

- Вы планируете продолжать играть в театре, чтобы таким образом попытаться избавиться от своего недостатка?

- Я бы не называл заикание недостатком. Это просто состояние, в котором человек оказывается. Но уж если ты оказался в такой ситуации, то можно либо сложить руки, сдаться и ничего не делать, а можно пытаться найти выход. Я думаю, что нашёл его в нашем театре. Главное, нельзя никогда сдаваться. Даже если сдался, всё равно попробуй ещё раз, после этого ещё раз... Для меня театр - как групповая терапия. Здесь я получилл столько информации, узнал столько всего интересного, встретил так много интересных людей!.. В результате сейчас я гораздо меньше заикаюсь по сравнению с прошлыми годами. И теперь я хочу делиться с другими тем, что понял я. Люди должны больше знать о нас, больше понимать. Вот для чего нам нужен театр, - объясняет Алекс Кузьменко.

Все трое актёров - дебютанты. У них нет актёрского опыта. Нет профессиональных навыков. Они не знают законов сцены, не владеют темпо-ритмом. Но играют искренно, правдиво. А главное, совсем не заикаются, живя в роли.
XS
SM
MD
LG