Чиновники ульяновского регионального правительства отныне имеют возможность получать денежный бонус за честность. В положение, которое регламентирует выплату надбавок к окладу чиновников, внесен интересный пункт. Если гражданский служащий, которого склоняли к коррупции, уведомит об этом губернатора области и сможет это документально доказать, то ему за честность полагается единовременная выплата в размере 3000 рублей. Руководитель областного департамента государственной и муниципальной службы Татьяна Морозова говорит, что чиновник должен быть честным по определению.
Татьяна Морозова: Просто в рамках 329-го Указа президента о противодействии коррупции мы внесли эту норму в наше положение о премировании. Даже бесплатно госслужащий должен это делать. В принципе, это в обязанности его входит: бесплатно уведомить представителя нанимателя /о факте склонения к коррупции/. Мало того, если он этого не делает, он потом может уйти по статье об утрате доверия. Указ президента №329 вступил в силу, там есть такая статья – утрата доверия. И один из пунктов утраты оверия – если служащий не уведомляет о склонении к коррупционным проявлениям. Это мы как бы усилили мотивацию: вот ему эти три тысячи будут доплачивать. С одной стороны, норма закона стоит такая, с другой стороны – вот конфетка такая в виде трех тысяч.
Сергей Гогин: Ульяновский общественный активист Евгений Лытяков считает премию в три тысячи рублей насмешкой.
Евгений Лытяков: Чиновник, которому предлагают миллион, усмехнется по поводу этих трех тысяч. А с тем, кто берет, методика отработана. Боюсь, что это /положение/ будет использоваться в качестве отмазки: когда кого-нибудь поймают, он тут же заявит, что ему пытаются дать взятку, просто он не успел об этом сообщить.
Сергей Гогин: Ульяновский эксперимент вписывается в антикоррупционную программу, разработанную год назад Минюстом РФ. Она включает в себя различные технологии формирования антикоррупционного поведения, в том числе премирование чиновников за сообщения о предложениях о подкупе. Как правило, бюджетные премии не могут конкурировать с размером взяток. Так что перед чиновником встает выбор – взять много, но противозаконно, или чуть-чуть, но легально и с почетом. Скептики на интернет-форумах уже предрекают провал новой антикоррупционной меры, предполагая, что человеком изначально движет стремление к наживе: «Рассказал – получи три тысячи рублей, не рассказал – получи три тысячи долларов». Говорит Татьяна Морозова:
Татьяна Морозова: В некоторых регионах 50 процентов от планируемой, получаемой выгоды: если, допустим, сто тысяч пообещали, то 50 тысяч – премия, но мы ограничились 3 тысячами рублей. Мы не в Москве живем, у нас нет крупного бизнеса здесь. Три тысячи долларов? Это на грани фантастики.
Сергей Гогин: Напротив, сумма это более чем реальна и по нынешним временам не так и велика. По данным МВД, только за прошлый год средний размер взятки в России вырос более чем втрое и составил почти 240 тысяч рублей, или около 8 тыс долларов. У недавно арестованного по подозрению в коррупции министра строительства Ульяновской области Михаил Шканова нашли при обыске долговые расписки на сумму 45 млн рублей, то есть на полтора миллиона долларов: чиновник столько дал в долг. Ульяновский политолог Николай Васин предполагает, что честного чиновника, который пойдет за премией в 100 долларов, просто поднимут на смех.
Николай Васин: Слишком несопоставимая сумма. Я не слышал, чтобы серьезным чиновникам предлагали такие суммы. Если посмотреть телевизор, то там счет идет на десятки сотни тысяч, миллионы рублей.
Сергей Гогин: Так что, намереваясь поощрить честных госслужащих, ульяновское правительство явно жадничает. Полицейским Татарстана уже несколько лет выдают премии за честность. Там сумма премии не превышает 100 тысяч рублей, но это все же более реальный стимул. Первым такую премию получил начальник уголовного розыска Юрий Серов, которому в 2004 году предложили взятку в 10 тысяч долларов за развал уголовного дела. Серов доложил об этом начальству. Вина преступника была доказана, а Серов получил свои 100 тысяч, которые потратил на ремонт квартиры и мебель. Курских таможенников стимулируют с 2008 года. Вот свежий пример. На автомобильном пункте пропуска «Теткино» Глушковского таможенного поста у одного человека при досмотре нашли гашиш. Человек предложил таможеннику 1300 долларов США за то, чтобы тот не поднимал шума. Сотрудник таможни отказался, и в начале июля получил премию в размере 40 тыс. рублей, то есть столько же, сколько ему предлагали в качестве взятки. Политолог Николай Васин считает, что запрос на борьбу с коррупцией в России есть давно.
Николай Васин: Этот запрос адресован власти и постоянно звучит во время избирательных кампаний. Постоянно депутаты обещают развернуть такую борьбу. А когда нет реальных успехов, нет политической воли, – а это главное условие для борьбы с коррупцией, – возникает соблазн прибегать к такого рода имитационной деятельности.