Ссылки для упрощенного доступа

Год с Брейвиком – и без него


Андерс Брейвик под конвоем полиции в суде в Осло
Андерс Брейвик под конвоем полиции в суде в Осло
В Норвегии 22 июля вспоминают жертв двойного теракта, унесшего год назад жизни 77 человек. Траурные мероприятия пройдут во всех городах страны – сотни тысяч людей придут к правительственному кварталу Осло и отправятся на остров Утойя, чтобы почтить память погибших. День завершится поминальным концертом на Ратушной площади в центре норвежской столицы.

22 июля 2011 года во второй половине дня в правительственном квартале Осло прогремел взрыв – погибли восемь человек, десятки были ранены. Организатором и исполнителем теракта был 32-летний норвежский ультранационалист Андерс Беринг Брейвик. Сразу после взрыва, воспользовавшись суматохой, он отправился на остров Утойя в 35 км. от норвежской столицы, где в это время проходил слет участников молодежного крыла Рабочей партии Норвегии. Переодетый в форму полицейского, Брейвик расстрелял на острове 69 человек, – большей частью подростков. Спустя полтора часа он сдался прибывшим на остров бойцам антитеррористического подразделения Delta.

Во время допроса террорист заявил, что он является рыцарем Ордена тамплиеров, а смысл его действий – борьба против властей, которые, как он полагает, сдают Норвегию "культурно чуждым" мигрантам, – и в первую очередь, мусульманам. Андерсу Брейвику были предьявлены обвинения по статье "терроризм и террористическая деятельность", а судебный процесс по делу о двойном теракте был начат 16 апреля этого года. Прямую трансляцию из зала окружного суда Осло вела государственная телерадиокомпания NRK, а по видеосвязи в 18 местных судах по всей Норвегии за ходом судебного процесса следили более 3000 человек.

Открытость судебного процесса над ультраправым экстремистом вызвала неоднозначную реакцию как в самой Норвегии, так и за её пределами. По мнению противников открытых слушаний, запрет на трансляцию речей Брейвика в данном случае не являлся бы ограничением свободы слова. И всё же власти Норвегии дали возможность Андерсу Брейвику быть услышанным. Премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг предостерёг соотечественников, что в ходе судебного процесса им придётся выслушивать оскорбительные и человеконенавистнические высказывания Брейвика. Тем не менее, Столтенберг счёл правильным, что террорист получил право говорить в суде.

– Отказать Брейвику в возможности защищать себя было бы нарушением всех основополагающих правовых принципов. Такая позиция является частью нашего правового общества – даже наиболее жестокие, провокационные и болезненные точки зрения должны быть представлены в ходе судебного разбирательства, – заявил норвежский премьер-министр.

Как выяснилось на суде, первоначально Андерс Брейвик намеревался совершить три взрыва. Среди потенциальных целей террориста были здания правительственных учреждений, штаб-квартира правящей Норвежской рабочей партии и королевский дворец. Брейвик сообщил также судьям, что планировал застрелить сотрудников норвежской газеты Aftenposten.

Однако позже террорист изменил свои планы, решив провести атаку на правительственный квартал в Осло. Для подготовки к терактам Андерс Брейвик целый год играл в компьютерные online-игры, проводя за этим занятием до 16 часов в день. Чтобы смоделировать нападения на правительственные здания, террорист использовал игру-симулятор, пробуя различные сценарии. По словам Брейвика, он не просто получал удовольствие от "стрелялки", но действительно учился целиться и нажимать на спусковой крючок. Кроме того, год в одиночестве нужен был Андерсу Брейвику, чтобы его друзья забыли о нём, – это было одно из его личных условий приготовления к преступлению.

По словам террориста, он считал самой важной частью своей акции взрыв в Осло, однако расстрел молодёжного лагеря на Утойе вышел на первый план из-за того, что правительственное здание в столице не рухнуло, как он рассчитывал. На суде Брейвик заявил, что сожалеет лишь о случайных жертвах взрыва в Осло, однако не раскаивается в убийстве социал-демократической молодёжи на острове Утойя, поскольку считает их идеологическими врагами. Брейвик сообщил также, что одной из его главных целей на Утойе было убийство бывшего премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брундтланд и ряда видных норвежских политиков, которых, по его словам, он собирался обезглавить. Откровения террориста, холодный и спокойный тон, которым он описывал подготовку к убийствам, потрясли публику – многие в зале суда не сдерживали рыданий.

– Абсолютно шокирующе выглядят объяснения Брейвика, в которых невозможно увидеть ни малейшего сочувствия к своим жертвам, – сказала присутствовавшая на суде глава комиссии по противодействию террору Александра Бек Гьорв.

Вменяемость Андерса Брейвика стала главной интригой, которая сохранялась до самого конца десятинедельного процесса. Даже в предпоследний день суда, так и не было понятно, каким в итоге станет обвинительное заключение. Прокуроры располагали двумя абсолютно противоположными по смыслу психиатрическими рапортами о состоянии Брейвика. Первое обследование, проведенное еще в 2011 году, выявило у подсудимого параноидальную шизофрению. По результатам же второй экспертизы, сделанной в этом году, "норвежский стрелок" был признан в целом здоровым.


Обе группы психиатров внимательно следили за ходом процесса, однако своих позиций так и не изменили. Стороне обвинения пришлось самостоятельно решить, какому из двух психиатрических рапортов отдать предпочтение, и в соответствии с этим сформулировать обвинительное заключение. Доказывать само преступление не понадобилось – факты не оспаривал даже сам подсудимый.

Окончательное решение было объявлено накануне заключительного дня судебного процесса. Взвесив все обстоятельства дела, прокуроры потребовали признать Андерса Брейвика душевнобольным, назначив ему принудительное психиатрическое лечение. По словам прокурора Свейна Холдена, заключения психиатров полностью не убедили обвинение в том, что серийный убийца Брейвик не отвечал за свои действия. Однако, по мнению прокурора, "лучше послать психически здорового человека в лечебное учреждение, чем больного – в тюрьму".

Решение прокуроров явно разочаровало Брейвика. Его адвокат Гейр Липпестад не раз говорил, что подзащитный не боится ни суда, ни высшей меры наказания, однако настаивает на том, что свои преступления он совершил, будучи вменяемым. Сочувствующие идеям Брейвика называют его в интернете "первым мучеником консервативной революции" и "белым героем Норвегии", а совершенное им массовое убийство именуют "подвигом". Теперь, если террориста все же отправят в психиатрическую лечебницу, число его сторонников заметно поубавится: быть героем-крестоносцем параноик не может. Сам террорист заявил на суде, что не станет обжаловать обвинительный приговор, если его признают вменяемым. "Нет ни одной причины, по которой я бы стал подавать апелляцию, если меня объявят уголовно ответственным за совершенное", – сказал Андерс Брейвик.

Приговор по делу "норвежского стрелка" судьи вынесут 24 августа. В случае если суд решит, что Брейвик здоров, его отправят в тюрьму на срок до 21 года (норвежское законодательство не предусматривает более длительного наказания). Если же террорист будет объявлен невменяемым, то его, вероятней всего, отправят на пожизненное лечение в психиатрическую больницу. При этом, каждые три года он будет проходить повторные освидетельствования на предмет психического здоровья. Если во время одного из них врачи признают, что Брейвик излечился, тогда по его делу назначат новые слушания. И хотя крайне маловероятно, что "норвежского стрелка" когда-либо выпустят на свободу, законно такая возможность у него может появиться уже через три года пребывания в психлечебнице.

И, наконец, ещё об одном. По словам Андерса Брейвика, своими терактами он собирался вызвать дестабилизацию и раскол норвежского общества, чтобы остановить приток мусульманских мигрантов и препятствовать политике мультикультурализма. Однако террорист, скорее, добился обратного. По данным ежегодного социологического исследования, проводимого Статистическим управлением Норвегии, после трагедии 22 июля в норвежском обществе в целом возросло позитивное отношение к иностранцам. Весьма красноречивым при этом, по мнению социологов, выглядит ответ на вопрос "Являются ли иммигранты источником нестабильности в обществе?" – до терактов с этим не были согласны 48%, а после – 70% опрошенных норвежцев.
XS
SM
MD
LG