Губернаторы 15 штатов США обратились с письмом к законодателям и к президенту Бараку Обаме с призывом поспешить с принятием закона о нормализации торговых отношений с Россией. Как говорят эксперты, губернаторов тревожит вероятность того, что одобрение закона может затянуться на несколько месяцев.
Среди губернаторов, подписавших обращение, главы зерновых и животноводческих штатов Южная Дакота, Северная Дакота и Айова, глава Арканзаса – центра птицеводства, Вашингтона – центра авиастроительной промышленности; Мичигана, где базируется американский автопром; Калифорнии, являющейся средоточием высокотехнологичных фирм, а также Коннектикута и Делавера – центра страховой и финансовой индустрии. Иными словами, подписавшиеся губернаторы возглавляют штаты, рассчитывающие получить наибольшую выгоду от открытия рынка России после того, как 22 августа страна официально присоединится к ВТО.
Как отмечают авторы обращения, американский экспорт в Россию в последние годы увеличивается, но не так быстро, как экспорт производителей из конкурирующих с США стран. Согласно прогнозам, в течение пяти лет после того, как Россия станет членом ВТО, сбыт американской продукции в стране должен удвоиться - с 11 до 22 миллиардов долларов в год. Если, конечно, пертурбации мировой экономики не перечеркнут все планы.
По словам губернаторов, вступление России во Всемирную торговую организацию само по себе еще не гарантирует американским экспортерам равного с зарубежными производителями доступа на российский рынок. Для этого Конгресс должен сначала отменить поправку Джексона-Вэника, а также принять договор о нормализации торговых отношений с Россией. Успеют ли это сделать законодатели в считанные дни, остающиеся до начала парламентских каникул? Американские эксперты в этом совсем не уверены:
– Как показало голосование законопроекта договора о нормализации торговых отношений с Россией в профильных комитетах Палаты представителей и Сената, большинство демократов и республиканцев эту инициативу поддерживают, – говорит ведущий сотрудник научно-исследовательской корпорации RAND Эндрю Вайс. – И это несмотря на отдельные возражения, которые высказывают сталелитейщики, опасающиеся усиления конкуренции со стороны России, или представители индустрии развлечений, терпящей убытки в результате российского пиратства. Эта критика однако не способна склонить чашу весов против договора. Дело в другом...
Под "другим" Эндрю Вайс имеет в виду две вещи. Во-первых, недовольство многих парламентариев обструкционистской российской политикой по Сирии в Совете Безопасности ООН. Во-вторых, то, что отмена поправки Джексона-Вэника будет расцениваться как победа президента Обамы в контексте его политики перезагрузки отношений с Россией, - победа, которую республиканцы отнюдь не хотели бы дарить политическому сопернику за несколько месяцев до выборов.
– Вашингтон так устроен, что каждый конгрессмен за свой голос в поддержку законопроекта, продвигаемого администрацией, желает получить для своих избирателей какие-то блага, и законопроект о нормализации торговли с Россией – не исключение. Все это, я уверен, преодолимо, вот только время сильно поджимает, и не ясно, успеет ли Конгресс проголосовать в срок, – сказал аналитик научно-исследовательского центра RAND Эндрю Вайс.
Американские эксперты считают, что если парламентарии не поставят договор с Россией на голосование до каникул, то они вряд ли в силу политических реалий вообще сделают это до ноябрьских выборов. В таком случае одобрение договора может быть отложено до будущего года.
Президент банка "Российская финансовая корпорация", экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев в беседе с корреспондентом Радио Свобода так прокомментировал перспективы российско-американских экономических отношений в свете обсуждаемых сейчас в США законодательных новаций:
– Отмена поправки Джексона-Вэника, в первую очередь, скажется на общем политическом и экономическом климате в отношениях двух стран. Ведь де-факто поправка в последние годы не применялась: ее каждый раз своим решением приостанавливал президент – и, фактически, санкции, которые предусмотрены этой поправкой, на практике не использовались. Однако наличие такого дискриминационного инструмента омрачало общие отношения, в том числе в сфере экономики, России и США. И являлось, конечно, абсолютным анахронизмом, учитывая то, в связи с чем эта поправка была принята.
Что же касается санкций, которые подразумеваются так называемым "списком Магнитского", то они, на мой взгляд, непосредственно ни на российские инвестиции в США, ни на американские инвестиции в России не повлияют. Но "список Магнитского", безусловно, опять-таки скажется на некотором общем политическом климате – из-за реакции российской стороны. Подавляющему большинству граждан России совершенно все равно, будет "список Магнитского" принят в качестве закона или не будет. Он вызывает раздражение у довольно узкой части российской политической элиты, но это очень влиятельная часть. И, вероятно, если такой закон будет принят, то последуют какие-то аналогичные ответные меры, которые, безусловно, испортят общий политический и, соответственно, экономический климат в отношениях между двумя странами.