С 12 по 19 августа в Выборге пройдет двадцатый кинофестиваль "Окно в Европу". Он откроется "Ордой" Андрея Прошкина. К своему юбилею фестиваль получил щедрые подарки.
Первый подарок к юбилею - то, что церемония открытия возвращается во двор старинного выборгского замка. Второй подарок достался аниматорам и документалистам - их фильмы будут показывать в новом зале отремонтированной библиотеки, а не в черной душной палатке, как было раньше. Президент фестиваля Армен Медведев говорит:
- Список фильмов я комментировать не буду. Скажу только, что начинался Выборгский фестиваль в условиях кризиса. Потом Михалков, Швыдкой и Голутва объявили, что кризис кончился. Теперь оказалось, что он не кончился, поэтому с выбором фильмов было трудно. Хотя картины выходят хорошие, и наш фестиваль будет тому подтверждением.
Армен Медведев говорит, конечно, о программе игрового кино; с документалистикой и анимацией проблем нет. В основной конкурс попало десять лент, три из них - дебюты ( "Разговор" Сергея Комарова, "Пять звезд" Вячеслава Яковлева и "Доктор" Владимира Панкова). Владимир Панков - лидер студии "SounDrama". Его спектакль с названием "Док. Top" идет на сцене московского Театра.doc ( это монологи сельского врача, записанные и обработанные драматургом Еленой Исаевой). Таким образом, ряды кинематографистов пополнились еще одним театральным режиссером.
Еще в программе - "Энтропия" Марии Саакян, "Соловей-разбойник" Егора Баранова, "Все ушли" Георгия Параджанова, "Шесть" Тимура Шина, "Все просто" Сони Карпуниной, "Шопинг-тур" Михаила Брашинского и "Поклонница" Виталия Мельникова. Мельников, снявший фильмы "Начальник Чукотки", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Старший сын" и "Бедный, бедный Павел", согласился на равных состязаться с молодыми кинематографистами. В документальном и анимационном смотрах имена Тофика Шахвердиева, Ирины Уральской, Олеси Фокиной, Галины Долматовской, Ивана Максимова, Марии Муат, Дмитрия Геллера соседствуют с именами совсем юных, неизвестных режиссеров.
На вопрос РС, в чем сейчас состоит миссия фестивалей, Армен Медведев ответил:
- Сейчас во всех перестроечных телодвижениях по реформе нашего кино не чувствуется государственной воли в поддержке кинематографа. В 90-е годы, что о них не говори, она была. Поэтому задача фестиваля, с одной стороны, эту волю государственную мобилизовать. А с другой, мобилизовать зрителей того же Выборга, чтобы они смотрели фильмы.
На вопрос РС, в чем именно он усматривает признаки нового кризиса - в финансировании, организационной модели или же в качестве самих фильмов - Армен Медедев ответил
- В невнимании государства (при всех широких жестах) к кинематографу. Это же не я первый сказал про кризис. Иначе зачем было странным образом разделять финансирование: одно - от Министерства культуры, другое - от Фонда? Для чего снова заговорили о квотировании? Ведь государство должно подложить под эту идею свои обязательства: как оно собирается поддерживать в прокате российское кино. А как оно это будет делать, мы не знаем. Я был на заседании экспертного совета в Думе. Там предлагали работать по проблемам точечно. Вот пришло в Думу письмо режиссера, который предлагает внести одно изменение в Таможенный кодекс, другое изменение еще в какой-то кодекс. И что это даст? Нужно выстраивать систему, завязанную на отношениях с регионами, на поддержке центральных студий. Нужна система, но пока я ее не вижу.
Армен Медведев считает оптимальной французскую модель. Того же мнения придерживается режиссер, лидер "КиноСоюза" Андрей Прошкин:
- В реальную пользу закона о квотировании я не верю, я считаю, что он будет профанирован. Мы пробуем сложные процессы, где требуется высокотехнологичное оборудование, решить с помощью молотка и топора. Если говорить о протекционистских мерах, мерах по развитию культуры, то можно посмотреть на пример европейских стран. Лучше всего свое кино защищает Франция, ее система строится на совершенно других принципах. Там никакого квотирования нет. Там есть хитроумная система сборов с билетов, с телеканалов, которая соединяет все способы показа, доставки кино до зрителя, в единую систему. И национальное кино становится органичной частью этой системы. Это сложный, утонченный путь, но он кажется более разумным. Только поощрительные меры способны привести к реальным результатам. Условно говоря, премии могут привести к тому, что кинотеатры будут относиться к российскому кино серьезнее, чем сейчас. С российским кино надо больше и более изощренно работать...
Фильмом Андрея Прошкина "Орда" откроется Выборгский фестиваль, а завершится он картиной Резо Гигинеишвили " Любовь с акцентом".
Первый подарок к юбилею - то, что церемония открытия возвращается во двор старинного выборгского замка. Второй подарок достался аниматорам и документалистам - их фильмы будут показывать в новом зале отремонтированной библиотеки, а не в черной душной палатке, как было раньше. Президент фестиваля Армен Медведев говорит:
- Список фильмов я комментировать не буду. Скажу только, что начинался Выборгский фестиваль в условиях кризиса. Потом Михалков, Швыдкой и Голутва объявили, что кризис кончился. Теперь оказалось, что он не кончился, поэтому с выбором фильмов было трудно. Хотя картины выходят хорошие, и наш фестиваль будет тому подтверждением.
Армен Медведев говорит, конечно, о программе игрового кино; с документалистикой и анимацией проблем нет. В основной конкурс попало десять лент, три из них - дебюты ( "Разговор" Сергея Комарова, "Пять звезд" Вячеслава Яковлева и "Доктор" Владимира Панкова). Владимир Панков - лидер студии "SounDrama". Его спектакль с названием "Док. Top" идет на сцене московского Театра.doc ( это монологи сельского врача, записанные и обработанные драматургом Еленой Исаевой). Таким образом, ряды кинематографистов пополнились еще одним театральным режиссером.
Еще в программе - "Энтропия" Марии Саакян, "Соловей-разбойник" Егора Баранова, "Все ушли" Георгия Параджанова, "Шесть" Тимура Шина, "Все просто" Сони Карпуниной, "Шопинг-тур" Михаила Брашинского и "Поклонница" Виталия Мельникова. Мельников, снявший фильмы "Начальник Чукотки", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Старший сын" и "Бедный, бедный Павел", согласился на равных состязаться с молодыми кинематографистами. В документальном и анимационном смотрах имена Тофика Шахвердиева, Ирины Уральской, Олеси Фокиной, Галины Долматовской, Ивана Максимова, Марии Муат, Дмитрия Геллера соседствуют с именами совсем юных, неизвестных режиссеров.
На вопрос РС, в чем сейчас состоит миссия фестивалей, Армен Медведев ответил:
- Сейчас во всех перестроечных телодвижениях по реформе нашего кино не чувствуется государственной воли в поддержке кинематографа. В 90-е годы, что о них не говори, она была. Поэтому задача фестиваля, с одной стороны, эту волю государственную мобилизовать. А с другой, мобилизовать зрителей того же Выборга, чтобы они смотрели фильмы.
На вопрос РС, в чем именно он усматривает признаки нового кризиса - в финансировании, организационной модели или же в качестве самих фильмов - Армен Медедев ответил
- В невнимании государства (при всех широких жестах) к кинематографу. Это же не я первый сказал про кризис. Иначе зачем было странным образом разделять финансирование: одно - от Министерства культуры, другое - от Фонда? Для чего снова заговорили о квотировании? Ведь государство должно подложить под эту идею свои обязательства: как оно собирается поддерживать в прокате российское кино. А как оно это будет делать, мы не знаем. Я был на заседании экспертного совета в Думе. Там предлагали работать по проблемам точечно. Вот пришло в Думу письмо режиссера, который предлагает внести одно изменение в Таможенный кодекс, другое изменение еще в какой-то кодекс. И что это даст? Нужно выстраивать систему, завязанную на отношениях с регионами, на поддержке центральных студий. Нужна система, но пока я ее не вижу.
Армен Медведев считает оптимальной французскую модель. Того же мнения придерживается режиссер, лидер "КиноСоюза" Андрей Прошкин:
- В реальную пользу закона о квотировании я не верю, я считаю, что он будет профанирован. Мы пробуем сложные процессы, где требуется высокотехнологичное оборудование, решить с помощью молотка и топора. Если говорить о протекционистских мерах, мерах по развитию культуры, то можно посмотреть на пример европейских стран. Лучше всего свое кино защищает Франция, ее система строится на совершенно других принципах. Там никакого квотирования нет. Там есть хитроумная система сборов с билетов, с телеканалов, которая соединяет все способы показа, доставки кино до зрителя, в единую систему. И национальное кино становится органичной частью этой системы. Это сложный, утонченный путь, но он кажется более разумным. Только поощрительные меры способны привести к реальным результатам. Условно говоря, премии могут привести к тому, что кинотеатры будут относиться к российскому кино серьезнее, чем сейчас. С российским кино надо больше и более изощренно работать...
Фильмом Андрея Прошкина "Орда" откроется Выборгский фестиваль, а завершится он картиной Резо Гигинеишвили " Любовь с акцентом".