Кубанская пресса оживленно обсуждает проблему привлечения казачьих дружин к охране общественного порядка в Краснодарском крае. С инициативой по созданию профессиональных казачьих формирований, которые будут оказывать помощь полиции, выступила краевая администрация во главе с губернатором Александром Ткачевым. Идеологическое обоснование привлечения казаков к охране порядка – выступление Ткачева на эту тему – члены Общественной палаты намерены передать в прокуратуру на предмет правовой оценки по статье о разжигании национальной ненависти: губернатор, в частности, надеется, что казаки "выдавят из региона нежелательных гостей с Кавказа".
С 1 сентября казаки-дружинники выйдут на охрану улиц всех 44 муниципалитетов края – под руководством сотрудников федеральной полиции. Об этом говорит главный редактор независимого московского журнала "Казаки" Сергей Балаклеев:
– Дело хорошее. Казаки этим приносят только пользу, и те люди, которые будут встречаться с такими патрулями, мне кажется, будут радоваться, что порядок будет на дорогах, на улицах. И сами казаки этим поднимут свой авторитет.
– Вас не смущает, что есть законодательные проблемы с использованием такого рода добровольных дружин для охраны общественного порядка?
– Да, действительно, это так. Есть определенные прорехи в законодательстве, но, тем не менее, есть закон о казачестве, есть ряд постановлений правительства, указов, которые регламентируют эту работу. Осталось только окончательно ввести это в регионах, пробить эти законы, чтобы все было правомочно и правильно. На сегодняшний день заключены ряд соглашений с казачьими общинами в регионах, где они выходят на совместные патрули, причем без права применения спецсредств, физической силы и так далее.
– Охраной порядка должны заниматься в России правоохранительные органы. Казачьи дружины таковыми не являются. Не получится ли так, что казаки будут делать то, что должна делать полиция?
– Я не думаю, что так будет, потому что у полиции свой перечень действий, а казаки не столько будут принимать какие-то решительные меры, сколько личным примером показывать людям, как себя нужно вести на улицах, как себя нужно вести в обращении с другими гражданами, с женщинами, с детьми и так далее. Не секрет, что на сегодняшний день, по сути дела, все свалено на плечи одной полиции, а граждане в основной своей массе наблюдают как бы со стороны. Почему бы не взять этот слой населения, казачество, который бы действительно показывал, как надо жить, как нужно общаться, как нужно работать и так далее. То есть, действовать своим личным примером, своими делами, своими заботами.
– Для части казачества характерно своеобразное, граничащее с национализмом, понимание русского патриотизма. Вы не опасаетесь, что такого рода настроения могут привести к ухудшению, а не к улучшению ситуации с охраной правопорядка в Краснодарском крае?
– Позвольте не согласиться. Краснодарский край – исконно российские земли, это нужно знать и понимать. Это было доказано еще во времена ермоловских походов, когда царские войска пришли на помощь и навели там порядок. Там не стало набегов, там стали люди гораздо лучше жить и понимать друг друга. На сегодняшний день, конечно, ряд проблем существует, и мы прекрасно это видим, когда происходят какие-то негативные события, вплоть до уголовных. Тем не менее, если это земля, где исконно проживало казачество, – извините, это моя земля, и я буду ее защищать.
– От других граждан Российской Федерации, получается, защищать?
– Не от других граждан Российской Федерации, а прежде всего от произвола и беззакония отдельных элементов, которые не хотят стабильности и, соответственно, проявляют себя негативным образом. На любую силу должна приходить другая сила – в рамках закона.
– Этим должна заниматься полиция. Больше миллиона человек работают в российских полицейских структурах. Неужели они не способны справиться с охраной общественного порядка без помощи казаков?
– Я вам приведу один маленький пример. Я был в командировке на юге России. Пришел в одну станицу, беседую с атаманом. К нему приходит участковый и говорит: "Слушай, Семен Семенович, вот тут ко мне обратились местные жители, у одной бабушки украли забор. Я думаю, ты с казаками разберешься гораздо быстрее, нежели я". Казаки этот вопрос решили в течение суток, забор был восстановлен, бабушка и местные жители были благодарны. В первую очередь в этих станицах люди приходят к казакам – имеется в виду по бытовым, мелким нарушениям, которые в состоянии люди решить сами, не привлекая полицию.
– Получается, что люди обращаются к казакам, потому что они не могут найти защиту у государства? Потому что государство не способно обеспечить им тот уровень благосостояния, заботы, безопасности, который им нужен?
– Отчасти такие факты существуют. Конечно, далеко не секрет, что есть провалы в работе полиции. Надо учесть то, что полиция реформируется, и это решатся не одним днем и не одной неделей. В основной своей массе, я думаю, в полиции порядочные, нормальные люди сегодня уже проходят службу. Когда-то это стабилизируется, но это в один день все не решается.
– Вы считаете казачество заметным фактором общественной или общественно-политической жизни России? Это влиятельная организация?
– Это не организация, это, скорее всего, община людей, собранных по единому духу, которые чтят своих предков, законы, которые эти предки создали, и живут по этим законам. Людям, которые хотят войти в эту общину, надо принять эти условия кодекса чести, – и они вступают в эти общины и работают. Это глубоко православные люди, которые живут по канонам церкви. Поэтому за казачеством очень большое будущее, на мой взгляд.
– У системы казачьих общин довольно много средств массовой информации, есть Совет по проблемам казачества при президенте России, при нем есть журнал, по-моему, "Российское казачество", есть ваш журнал. Не могли бы вы рассказать, чем они отличаются? Вы независимое средство массовой информации?
– Да, мы независимое средство массовой информации, и прежде всего мы преследуем цель, которая вынесена на обложке: "В единстве наша сила". Не секрет, что очень много казачьих общин, есть реестр, есть общественные организации, есть организации, которые не входят ни в общественные, ни в реестр. Тем не менее, у них одна-единственная цель – и вот мы эту цель пытаемся пропагандировать в нашем журнале. Естественно, показываем те хорошие дела, которые они делают.
– А вы казачий офицер или нет?
– Я полковник запаса. У меня в роду есть казаки. Но тут есть маленькая особенность: если, например, я надену форму того или иного войска, я уже подневольно буду под этим войском, и буду должен пропагандировать это войско. Поэтому я умышленно пока не хочу вступать в какое-либо войско, хотя в душе я во многом с позициям казачества согласен и живу по этим законам.
– Предположим, у вас или у меня в роду есть казаки. Я хочу надеть форму и повесить себе пару георгиевских крестов на грудь. Это возможно или нет?
– Мне это не нравится. Любая награда, прежде всего, должна быть заслужена. Человек, должен получить государственную или иную награду за дело, а не так, чтобы надеть и, как говорится, бряцать этими, извините за выражение, железками.
– Есть большое количество казаков в казачьей форме, у них есть какие-то награды. Откуда они их берут?
– Во-первых, казачество было сформировано в 90-е годы, в годы возрождения казачества. Параллельно с возрождением развивавшиеся общины придумывали себе какие-то знаки отличия, те же самые общественные награды. Например, за пять или десять лет такому-то казачьему войску. Такого рода награды имеют место на сегодняшний день. Совет при президенте по делам казачества в прошлом году установил перечень наград, которые действительно считаются законными. Вот эти награды будут уже вручаться, соответственно, реестровыми казачьими общинами.
– Но там никаких Георгиевских крестов нет.
– Конечно, нет. Георгиевский крест, он и есть Георгиевский крест, как можно его переделать или переобозвать?
– Ну, носят же…
– Есть, конечно, и такие. У него, например, давний предок был награжден, полный кавалер георгиевский, он и говорит: "Я имею право носить". Я не хочу муссировать эту тему, потому что у каждого по этому вопросу свое мнение. Мое мнение я уже высказал.
Этот и другие важные материалы итогового выпска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
С 1 сентября казаки-дружинники выйдут на охрану улиц всех 44 муниципалитетов края – под руководством сотрудников федеральной полиции. Об этом говорит главный редактор независимого московского журнала "Казаки" Сергей Балаклеев:
– Дело хорошее. Казаки этим приносят только пользу, и те люди, которые будут встречаться с такими патрулями, мне кажется, будут радоваться, что порядок будет на дорогах, на улицах. И сами казаки этим поднимут свой авторитет.
– Вас не смущает, что есть законодательные проблемы с использованием такого рода добровольных дружин для охраны общественного порядка?
– Да, действительно, это так. Есть определенные прорехи в законодательстве, но, тем не менее, есть закон о казачестве, есть ряд постановлений правительства, указов, которые регламентируют эту работу. Осталось только окончательно ввести это в регионах, пробить эти законы, чтобы все было правомочно и правильно. На сегодняшний день заключены ряд соглашений с казачьими общинами в регионах, где они выходят на совместные патрули, причем без права применения спецсредств, физической силы и так далее.
– Охраной порядка должны заниматься в России правоохранительные органы. Казачьи дружины таковыми не являются. Не получится ли так, что казаки будут делать то, что должна делать полиция?
– Я не думаю, что так будет, потому что у полиции свой перечень действий, а казаки не столько будут принимать какие-то решительные меры, сколько личным примером показывать людям, как себя нужно вести на улицах, как себя нужно вести в обращении с другими гражданами, с женщинами, с детьми и так далее. Не секрет, что на сегодняшний день, по сути дела, все свалено на плечи одной полиции, а граждане в основной своей массе наблюдают как бы со стороны. Почему бы не взять этот слой населения, казачество, который бы действительно показывал, как надо жить, как нужно общаться, как нужно работать и так далее. То есть, действовать своим личным примером, своими делами, своими заботами.
– Для части казачества характерно своеобразное, граничащее с национализмом, понимание русского патриотизма. Вы не опасаетесь, что такого рода настроения могут привести к ухудшению, а не к улучшению ситуации с охраной правопорядка в Краснодарском крае?
– Позвольте не согласиться. Краснодарский край – исконно российские земли, это нужно знать и понимать. Это было доказано еще во времена ермоловских походов, когда царские войска пришли на помощь и навели там порядок. Там не стало набегов, там стали люди гораздо лучше жить и понимать друг друга. На сегодняшний день, конечно, ряд проблем существует, и мы прекрасно это видим, когда происходят какие-то негативные события, вплоть до уголовных. Тем не менее, если это земля, где исконно проживало казачество, – извините, это моя земля, и я буду ее защищать.
– От других граждан Российской Федерации, получается, защищать?
– Не от других граждан Российской Федерации, а прежде всего от произвола и беззакония отдельных элементов, которые не хотят стабильности и, соответственно, проявляют себя негативным образом. На любую силу должна приходить другая сила – в рамках закона.
– Этим должна заниматься полиция. Больше миллиона человек работают в российских полицейских структурах. Неужели они не способны справиться с охраной общественного порядка без помощи казаков?
– Я вам приведу один маленький пример. Я был в командировке на юге России. Пришел в одну станицу, беседую с атаманом. К нему приходит участковый и говорит: "Слушай, Семен Семенович, вот тут ко мне обратились местные жители, у одной бабушки украли забор. Я думаю, ты с казаками разберешься гораздо быстрее, нежели я". Казаки этот вопрос решили в течение суток, забор был восстановлен, бабушка и местные жители были благодарны. В первую очередь в этих станицах люди приходят к казакам – имеется в виду по бытовым, мелким нарушениям, которые в состоянии люди решить сами, не привлекая полицию.
– Получается, что люди обращаются к казакам, потому что они не могут найти защиту у государства? Потому что государство не способно обеспечить им тот уровень благосостояния, заботы, безопасности, который им нужен?
– Отчасти такие факты существуют. Конечно, далеко не секрет, что есть провалы в работе полиции. Надо учесть то, что полиция реформируется, и это решатся не одним днем и не одной неделей. В основной своей массе, я думаю, в полиции порядочные, нормальные люди сегодня уже проходят службу. Когда-то это стабилизируется, но это в один день все не решается.
– Вы считаете казачество заметным фактором общественной или общественно-политической жизни России? Это влиятельная организация?
– Это не организация, это, скорее всего, община людей, собранных по единому духу, которые чтят своих предков, законы, которые эти предки создали, и живут по этим законам. Людям, которые хотят войти в эту общину, надо принять эти условия кодекса чести, – и они вступают в эти общины и работают. Это глубоко православные люди, которые живут по канонам церкви. Поэтому за казачеством очень большое будущее, на мой взгляд.
– У системы казачьих общин довольно много средств массовой информации, есть Совет по проблемам казачества при президенте России, при нем есть журнал, по-моему, "Российское казачество", есть ваш журнал. Не могли бы вы рассказать, чем они отличаются? Вы независимое средство массовой информации?
– Да, мы независимое средство массовой информации, и прежде всего мы преследуем цель, которая вынесена на обложке: "В единстве наша сила". Не секрет, что очень много казачьих общин, есть реестр, есть общественные организации, есть организации, которые не входят ни в общественные, ни в реестр. Тем не менее, у них одна-единственная цель – и вот мы эту цель пытаемся пропагандировать в нашем журнале. Естественно, показываем те хорошие дела, которые они делают.
– А вы казачий офицер или нет?
– Я полковник запаса. У меня в роду есть казаки. Но тут есть маленькая особенность: если, например, я надену форму того или иного войска, я уже подневольно буду под этим войском, и буду должен пропагандировать это войско. Поэтому я умышленно пока не хочу вступать в какое-либо войско, хотя в душе я во многом с позициям казачества согласен и живу по этим законам.
– Предположим, у вас или у меня в роду есть казаки. Я хочу надеть форму и повесить себе пару георгиевских крестов на грудь. Это возможно или нет?
– Мне это не нравится. Любая награда, прежде всего, должна быть заслужена. Человек, должен получить государственную или иную награду за дело, а не так, чтобы надеть и, как говорится, бряцать этими, извините за выражение, железками.
– Есть большое количество казаков в казачьей форме, у них есть какие-то награды. Откуда они их берут?
– Во-первых, казачество было сформировано в 90-е годы, в годы возрождения казачества. Параллельно с возрождением развивавшиеся общины придумывали себе какие-то знаки отличия, те же самые общественные награды. Например, за пять или десять лет такому-то казачьему войску. Такого рода награды имеют место на сегодняшний день. Совет при президенте по делам казачества в прошлом году установил перечень наград, которые действительно считаются законными. Вот эти награды будут уже вручаться, соответственно, реестровыми казачьими общинами.
– Но там никаких Георгиевских крестов нет.
– Конечно, нет. Георгиевский крест, он и есть Георгиевский крест, как можно его переделать или переобозвать?
– Ну, носят же…
– Есть, конечно, и такие. У него, например, давний предок был награжден, полный кавалер георгиевский, он и говорит: "Я имею право носить". Я не хочу муссировать эту тему, потому что у каждого по этому вопросу свое мнение. Мое мнение я уже высказал.
Этот и другие важные материалы итогового выпска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"