Политическая журналистика в Мурманске – как дитя при семи няньках: при внешних пряниках отовсюду явствуют намеки на кнуты. По мнению местных наблюдателей, телевидение и газеты скучны и однообразны ровно настолько, насколько позволяет власть. На протяжении последних лет двадцати мурманское медиа-пространство словно бы выжигалось напалмом. Лишь изредка чиновники приоткрывали амбразуры для спорадических выплесков оппозиции. Но люки тут же задраивались как только пресса начинала выходить за рамки позволенного. Казалось бы, ответом журналистов должен стать если не активный протест, то хотя бы создание альтернативных площадок для волеизъявления. Было время, когда в Мурманске ждали выхода ряда известных журналистов из медийного вакуума и их переход в зону интернета. Но ничего подобного не случилось. Почему?
Отличие Мурманска в том, что традиционным журналистам, говорит политтехнолог, эксперт в области медийных интернет-проектов, изучающий мурманскую блогосферу, Константин Главатских, либо это не интересно, либо в силу возраста, непрофессионализма или еще чего-то сюда не идут. В основном это поляна, где тусуются люди, имеющие потребность высказаться и тем самым либо дополнить, либо заменить, либо даже уже вытеснить традиционную журналистику.
Одним из самых заметных интернет-ресурсов, работающих на мурманской площадке, называется сайт blogger51. Кажется, именно он может считаться той самой альтернативой официальной журналистике. Создатель и редактор сайта Александр, пожелавший остаться под псевдонимом «Блоггер», говорит, что несколько лет назад начинал со страницы в «Живом журнале», но столкнулся с таким интересом читателей и комментаторов, что решил выйти из тени. Одни называют blogger51 самой открытой площадкой для политических дискуссий, другие – ангажированной некоей корпорацией пугалкой для власти. «Блоггер» парирует:
«Ну, почему же пугалка? Это некая площадка, на которой любой может спокойно высказаться о действиях властей. И на мой взгляд, это совершенно нормально, так должно быть».
Сайт blogger51 в точности копирует принципы работы подобных интернет-площадок в России. Чтобы выложить комментарий под редакционным материалом, достаточно оставаться анонимным. При этом не обязательно соблюдать этический кодекс блогера, принятый, например в США, по которому автор пОста должен быть честным и справедливым, уважительно относиться к источникам информации, сопереживать тем, кто может пострадать от негативного контента, осознавать, что сбор и публикация подобной информации могут причинить людям вред и моральный дискомфорт. Но отрицая стилистические фильтры, Александр, тем не менее полагает, что свобода стиля комментаторов, позволяет его ресурсу оставаться в лидерах:
- Мурманская область все-таки очень большая, и все остается на усмотрение автора: если он хочет быть анонимным – он остается анонимным. Сейчас могу сказать, что количество людей, которые не стесняются высказать свою точку зрения открыто, растет. Люди рассчитывают на то, что те или иные фигуры, кого они затрагивают в своих комментариях, комментарий увидят, узнают о нем. Так же об этом узнает окружение, подчиненные, начальство того или иного персонажа.
Эксперт Константин Главатских называет целый ряд мурманских блогов, представляющих для него профессиональный интерес.
- Наверное существует порядка трех-четырех площадок, которые читают, на которых пытаются что-то обсуждать. Даже попытки обсуждения говорят о том, что не так все печально. Скорее всего, это blogger, MB-News, форумы, прикрученные к традиционным площадкам. Так есть попытки развития хоть какой-то дискуссии.
Вопреки заявляемым амбициям, мурманские блоги живут по законам постфактум: прежде в пресс-релизе, затем – в браузере. Блогеры не то чтобы сознательно отказываются формировать повестку дня – они словно бы не видят новости под ногами, полагая, будто анонсированные властями события – и есть повод поговорить о власти в ее незабываемом контексте. Это касается страниц, размещаемых в соцсети «ВКонтакте». Дмитрий Качалов, редактор блога
«Мурманск – столица Арктики» признает, что его страница не в состоянии заменить традиционные средства массовой информации, поскольку у нее «не тот уровень цитирования или копирования».
- Если уровень возрастет раз в пять, тогда, наверное, можно будет сказать, что я очень известен или меня знают хотя бы, как минимум.
Меж тем, когда в Крымске гибнут люди, а участницы панк-группы Pussy Riot подвергаются судебному преследованию, мурманские блоги предпочитают обсуждать холодное лето, отсутствие в кранах горячей воды и рецепты итальянской кухни. История с Pussy Rait, равно как и десятки других знаковых тем, в Мурманске с трудом вписываются в контекст местных новостей, говорит эксперт Константин Главатских:
- Проблема Pussy Riot – это проблема отношения столичной публики к существующему институту церкви. Это не кризис панк-группы. Это действительно кризис восприятия православия как института. Если вы приходите в политику, да еще под такими знаменами, как нравственность, то для начала хотя бы на себя посмотрите.
Любопытно, что главными фигурантами блогосферы в последние полтора-два месяца вступают чиновники Мурманского областного правительства во главе с губернатором Мариной Ковтун, говорит редактор сайта blogger51 Александр.
- Как правило, твиттер-аккаунт может писать пресс-служба или пресс-секретарь. Либо ей рекомендуют, как изложить ту или иную проблему. Но порой может писать и сама губернатор.
Если Александр не верит в авторство твитт-ленты губернатора Марины Ковтун, то Константин Главатских вполне допускает личное участие руководителя региона в жизни местной блогосферы.
- Когда она действительно сама лично сидит там, что-то читает… Ее попытки отвечать на что-то… Она понимает, что нельзя в твиттере ответить в манере бюрократа, сказать: «Пошел вон». Это мгновенно распространяется и работает. Вот эти молодые ее министры, которые пришли недавно, тоже включены в этот канал коммуникации.
Но отнюдь не все блогеры приветствуют активность чиновников в твиттере. Продолжает редактор группы «ВКонтакте» «Мурманск – столица Арктики» Дмитрий Качалов:
- Мне кажется, что это дань моде, потому что давным-давно работают механизмы: письма в приемную, интернет-обращения. И нет необходимости писать лично в твиттер человеку. Твиттер-аккаунт одного губернатора будет достаточно. Этот на первый взгляд странный конформизм молодого блогера Дмитрия Качалова, очевидно, является следствием неумения властей разговаривать с людьми в формате «лицом к лицу».
В Мурманске до сих пор полагают интернет способом ухода от печальной действительности, тогда как сеть все чаще и чаще возвращает общественность в реальность.