В Москве 17 августа будет вынесен приговор по делу участниц панк-группы Pussy Riot. О том, как жители России относятся к этому делу, Радио Свобода рассказал Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-центра".
– Мы задавали вопрос жителям России: как вы считаете, срок от 2 до 7 лет лишения свободы, который грозит участницам группы, был бы адекватным или чрезмерным? Сказали, что это адекватно – 33 процента, 43 процента – чрезмерное наказание, еще 15 процентов считают, что такие акции вообще не должны преследоваться в уголовном порядке.
Самое главное изменение в настроениях общества не в том, что стало меньше агрессии в адрес девушек, а изменился более существенный показатель – авторитет православной церкви стал снижаться в глазах россиян. Большинство утверждает, что отношение к Русской православной церкви после процесса над Pussy Riot не изменилось – это 70 процентов. Но среди остальных, у кого оно изменилось, отметим, что улучшилось отношение к церкви у 6 процентов, а ухудшилось – у 16-ти. И этот дисбаланс возник к концу этого процесса.
Процесс оказался в этом смысле не судом церкви над нечестивцами, а судом общества над церковью. Возрастная группа от 40 до 54 лет а это вполне зрелые люди, на вопрос, против кого была направлена акция Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, чаще всего дают ответ, что она была направлена против участия церкви в политике. И только на втором месте у них идея, что это акция – против церкви, верующих. У людей 25-40 лет чаще всего бытует мнение, что эта акция была направлена против Путина. И лишь на втором месте идея, что против церкви. На третьем месте мотив – против участия церкви в политике. Мне кажется, это существенным. Это означает, что часть общества прочла тот месседж, который послали сами участницы панк-молебна: они не хотели оскорбить церковь, а протестовали против участия церкви в политике и против участия Путина в политике. Этот месседж значительной частью российских граждан был, в конечном счете, прочтен. В этом смысле можно сказать, что то, что девушки хотели, сумели осуществить. Это очень существенно, потому что на первом этапе реакции общества была реакция как на святотатство или хулиганство. И проправительственные российские медиа стремились всячески именно эту сторону дела подчеркнуть. В свое время группа "Война" избрала вызов общественной морали рисунком полового органа на мосту, чтобы обеспечить внимание к своему месседжу в адрес ФСБ. Так и здесь оскорбление чувств части верующих было средством привлечения внимания к не связанному с религией вопросу об участии церкви в политике.
Важен ли приговор Pussy Riot для российского общества? Будем судить по итогам опроса. По данным за июль можно сказать, что совсем ничего не слышали о процессе около одной пятой опрошенных. Что-то слышали, но в деталях не разбирались – около четверти. Остальные наслышаны, но внимательно следящих за процессом немного, среди высокообразованных людей это около 11 процентов, среди москвичей больше. А в среднем – около 8 процентов. Возможно, что за несколько недель с момента, когда мы проводили опрос, внимание к нему повысилось.
Я полагаю, что процесс оказался куда более шумным, чем многим казалось в его начале. И это – важная характеристика российского общества, в плане реакции на акцию. Общество оказалось неравнодушно, и выступления, какими бы странными они ни виделись нам с самого начала, попали в очень важный узел: взаимоотношения общества с Русской православной церковью. Это может быть и более широким вопросом – взаимоотношения современного общества, не только прпавославного, с религиозными организациями. Ведь и отношения мусульманской части общества со своими духовными пастырями непросты, а участие государства в делах церкви беспокоит граждан России больше, чем когда-либо еще. И вот выступление маленькой группы Pussy Riot ударило в эту напряженную точку общественного внимания.
Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
– Мы задавали вопрос жителям России: как вы считаете, срок от 2 до 7 лет лишения свободы, который грозит участницам группы, был бы адекватным или чрезмерным? Сказали, что это адекватно – 33 процента, 43 процента – чрезмерное наказание, еще 15 процентов считают, что такие акции вообще не должны преследоваться в уголовном порядке.
Самое главное изменение в настроениях общества не в том, что стало меньше агрессии в адрес девушек, а изменился более существенный показатель – авторитет православной церкви стал снижаться в глазах россиян. Большинство утверждает, что отношение к Русской православной церкви после процесса над Pussy Riot не изменилось – это 70 процентов. Но среди остальных, у кого оно изменилось, отметим, что улучшилось отношение к церкви у 6 процентов, а ухудшилось – у 16-ти. И этот дисбаланс возник к концу этого процесса.
Процесс оказался в этом смысле не судом церкви над нечестивцами, а судом общества над церковью. Возрастная группа от 40 до 54 лет а это вполне зрелые люди, на вопрос, против кого была направлена акция Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, чаще всего дают ответ, что она была направлена против участия церкви в политике. И только на втором месте у них идея, что это акция – против церкви, верующих. У людей 25-40 лет чаще всего бытует мнение, что эта акция была направлена против Путина. И лишь на втором месте идея, что против церкви. На третьем месте мотив – против участия церкви в политике. Мне кажется, это существенным. Это означает, что часть общества прочла тот месседж, который послали сами участницы панк-молебна: они не хотели оскорбить церковь, а протестовали против участия церкви в политике и против участия Путина в политике. Этот месседж значительной частью российских граждан был, в конечном счете, прочтен. В этом смысле можно сказать, что то, что девушки хотели, сумели осуществить. Это очень существенно, потому что на первом этапе реакции общества была реакция как на святотатство или хулиганство. И проправительственные российские медиа стремились всячески именно эту сторону дела подчеркнуть. В свое время группа "Война" избрала вызов общественной морали рисунком полового органа на мосту, чтобы обеспечить внимание к своему месседжу в адрес ФСБ. Так и здесь оскорбление чувств части верующих было средством привлечения внимания к не связанному с религией вопросу об участии церкви в политике.
Важен ли приговор Pussy Riot для российского общества? Будем судить по итогам опроса. По данным за июль можно сказать, что совсем ничего не слышали о процессе около одной пятой опрошенных. Что-то слышали, но в деталях не разбирались – около четверти. Остальные наслышаны, но внимательно следящих за процессом немного, среди высокообразованных людей это около 11 процентов, среди москвичей больше. А в среднем – около 8 процентов. Возможно, что за несколько недель с момента, когда мы проводили опрос, внимание к нему повысилось.
Я полагаю, что процесс оказался куда более шумным, чем многим казалось в его начале. И это – важная характеристика российского общества, в плане реакции на акцию. Общество оказалось неравнодушно, и выступления, какими бы странными они ни виделись нам с самого начала, попали в очень важный узел: взаимоотношения общества с Русской православной церковью. Это может быть и более широким вопросом – взаимоотношения современного общества, не только прпавославного, с религиозными организациями. Ведь и отношения мусульманской части общества со своими духовными пастырями непросты, а участие государства в делах церкви беспокоит граждан России больше, чем когда-либо еще. И вот выступление маленькой группы Pussy Riot ударило в эту напряженную точку общественного внимания.
Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".