Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о приверженцах расовой теории


Андерса Брейвика приговорили к высшей мере наказания в Норвегии - 21 годам лишения свободы
Андерса Брейвика приговорили к высшей мере наказания в Норвегии - 21 годам лишения свободы
В пятницу, 24 августа, в Норвегии коллегия из пяти судей единогласно признала Андерса Брейвика вменяемым и приговорила его к 21 году тюремного заключения. В июле прошлого года он совершил два теракта - в Осло и на острове Утойя, в результате которых были убиты 77 человек. Для самого Брейвика было важным, чтобы его признали "вменяемым". Он настаивал на том, что преступление совершил сознательно, в здравом рассудке и убивал людей, протестуя против политики мультикультурализма, которая проводится в Норвегии. Террорист не намерен обжаловать вынесенный ему приговор.

Владимир Кара-Мурза: Норвежский террорист Андерс Брейвик, приговоренный окружным судом Осло к 21 году тюрьмы за терроризм, тщательно и осознанно планировал преступления и совершил их с особой жесткостью, что стало основанием для признания его вменяемым, говорится в приговоре суда.
21 год - это максимальный срок, предусмотренный норвежским законодательством. По его истечении Брейвика могут оставить под стражей, если сочтут, что он все еще опасен для общества.
Срок Брейвик будет отбывать в норвежской тюрьме "Ила", где для него специально оборудовали целое крыло. Андерс Брейвик совершил двойной теракт 22 июля 2011 года. Он признался в убийствах и заявил, что таким образом он хотел сделать политическое заявление и противостоять экспансии мусульман в Норвегию.
О том, способна ли европейская цивилизация поставить заслон приверженцам расовой теории, мы сегодня беседуем с Эмилем Паиным, генеральным директором Центра этнополитических и региональных исследований, бывшим советником президента Ельцина, Владиславом Беловым, директором Центра германских исследований Института Европы Российской академии наук и Игорем Кудриком, правозащитником, экологом, живущим в Норвегии. Как по-вашему, то, что суд признал Брейвика вменяемым и его действия сознательными, означает ли, что в его лице осуждена человеконенавистническая идеология?

Эмиль Паин: Вы знаете, я не признаю его вменяемым. Человек, который называет себя патриотом и взрывает центр своего города, человек, который называет себя патриотом и убивает десятки своих соотечественников. Для меня не нужна экспертиза, чтобы показать, что этот человек невменяемый. Так признал суд, и что я могу сказать? Наказание наивысшее для Норвегии. Меня удивляет, что это явление связывается с мульикультурализмом. Возможно Герострат в свое время 2600 лет назад считал себя мульикультуралистом и взрывал храм Артемиды, потому что считал, что там слишком много храмов. Но запомнился он тем, что вошел в историю как человек, совершивший бессмысленное преступление, точно так же, как это сделал и Брейвик.

Владимир Кара-Мурза: Насколько распространена в Европе шовинистическая и человеконенавистническая, расистская идеология?

Владислав Белов: В абсолютных или в относительных цифрах сказать сложно, должны быть соответствующие исследования. Я думаю, что распространена. Это, наверное, история Европы, которая с одной стороны колонизировала другие страны, потом получила ответ, когда граждане колониальных стран стали постепенно заселять Европу. Такая идеология возникает, наверное, во-первых, там, где сталкиваются различные культуры, когда представители одной культуры, наверное, чувствуют себя ущемленными по отношению к другой культуре. Более того, когда национализм, привязанный к определенной территории, дает повод определенным гражданам, народам, народностям рассуждать о своей ведущей роли в рамках определенных узких жизненных, хозяйственных, социальных, исторических пространств. И с одной стороны это особенность воспитания, когда, наверное, удел социально слабых искать выход в поиске врагов, а с другой стороны это сознательное использование политиками данного фактора для достижения своих целей. Как известно, шовинизм, национализм – простейший инструмент для того, чтобы достичь этой цели. Последние 20 лет это постсоветское пространство, развал Советского Союза, который именно шел по национальному признаку. Бомба, заложенная национально-административным устройством СССР и РСФСР. В Европе мы знаем примеры фашистской Германии, Испании, Италии, где в 30 годы такая идеология была особенно развита, была осуждена в Германии Нюрнбергским трибуналом. Но тем не менее, на уровне отдельно взятых граждан, отдельно взятых социальных сообществ, к сожалению, данные настроения достаточно сильны. И не секрет, это проблема и России.
Как с этим бороться, как противопоставлять шовинизму и национализму, которые простейшими лозунгами под свои знамена могут привести тысячи граждан, пока остается открытым вопросом. Но в этом плане, наверное, Брейвик, Норвегия, страна с 5-миллионным населением, абсолютно уверенная в том, что терроризм – это удел Америки, России, других стран, Испании, Лондона, где происходили теракты, находится до сих пор в состоянии шока именно потому, что там не могло этого произойти. И Брейвик показывает, что ни одна из стран, ни одна из социальных групп, ни одна из страт не гарантирована от того, что в ее среде могут появляться Брейвики, которые сознательно, целенаправленно формируют целую идеологию, пусть она оправданна борьбой с терроризмом, с коммунизмом, неважно, с чем, она, как говорится, вполне работоспособна, когда есть идеолог, когда есть гражданин, способный убедить определенную часть общества в своей стране, вовне, интернет-пространство теперь без границ. Можно, наверное, смотреть на Брейвика, на реакцию норвежского общества, на реакцию международного сообщества и Европы в том, как, какими средствами, какими инструментами можно преодолевать такие крайние проявления, скажем так, человеконенавистнической идеологии.

Владимир Кара-Мурза: Как отреагировало норвежское общество на приговор Андерсу Брейвику?

Игорь Кудрик: Вы знаете, сегодня в центральной газете был опрос, каким словом можно охарактеризовать приговор, и слово было выбрано – облегчение. Поскольку год проходило это слушание. Лицо, самодовольное и лоснящееся, Брейвика было в газетах, были повторены все эти страшные детали трагедии. Поэтому сейчас, когда поставлена жирная точка и все знают, что он будет наказан за свои преступления чудовищные, что он не уйдет от наказания в психушку, было облегчением.

Владимир Кара-Мурза: Евгений Прошечкин, председатель Московского антифашистского центра, видит опасную схожесть тенденций роста национальной нетерпимости.

Евгений Прошечкин: Процессы имеет один корень, и те, кто считает Брейвика героем – таких много. Вот совсем недавно в Чехии был арестован человек, который вроде бы намеревался повторить его "подвиг". В России тем более, я уверен, есть люди, даже политические силы, которые считают Брейвика своим парнем. А с учетом нашей специфики России, когда бурным цветом цветет шовинизм, и фашизм, и еще бог знает что, его пример может быть более, чем заразителен и более, чем опасен.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG