Ссылки для упрощенного доступа

Приговор Брейвику обжалованию не подлежит


Андерс Брейвик
Андерс Брейвик
Приговор Андерсу Брейвику не будет обжаловаться ни осужденным, ни стороной обвинения

Окружной суд Осло признал вменяемым ультраправого террориста Андерса Беринга Брейвика, взорвавшего восемь человек в правительственном квартале норвежской столицы и расстрелявшего ещё 69 человек в молодежном лагере на острове Утойя 22 июля 2011 года.

Самого массового убийцу в истории Норвегии отправили в тюрьму на 21 год с перспективой бессрочного продления заключения, если он будет признан опасным для общества. Таким образом, суд удовлетворил пожелания и Брейвика, и родственников его жертв.

Согласно результатам общенационального опроса, проведенного аналитической службой Norstat, абсолютное большинство норвежцев – 74 процента, выразили уверенность, в том что Брейвик психически вполне здоров, для того, чтобы отбывать срок наказания в тюрьме, и лишь 10% сочли "норвежского стрелка" душевнобольным, которого следует поместить в закрытую лечебницу тюремного типа. Неудивительно поэтому, что приговор Брейвику в виде лишения свободы сроком 21 год был встречен в норвежском обществе вздохом облегчения. Особенно важным решение суда стало для потерпевших и родственников жертв двойного теракта.

– После того, как я услышал приговор, у меня словно камень упал с души. Меня самого поразило столь сильное чувство облегчения – возможно, всё это время я неосознанно желал преступнику именно такого наказания, даже не подозревая об этом, – говорит один из пострадавших от взрыва в правительственном квартале Осло Эйвинд Даль Тёррисен. После теракта Тёрриссен был вынужден провести целый год на психологических реабилитационных курсах, и сейчас понемногу возвращается к нормальной жизни.

– Приговор по делу Брейвика поставил окончательную точку – теперь я могу, наконец, видеть светлую, а не тёмную сторону жизни. Этот день является настоящим лучом света не только для меня, но и для всех пострадавших в результате теракта – для них очень важно было узнать, что преступник совершил злодеяние в здравом уме. В любом случае, нам больше никогда не придётся услышать об Андерсе Брейвике, – надеется один из тех, кому удалось выжить во время бойни в лагере на Утойе, 19-летний датчанин Патрик Пискот.

Своё удовлетворение выразил и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг, заявивший, что норвежская судебная система и норвежское общество с честью выдержали испытание "делом Брейвика", заслужив уважение со стороны мирового сообщества:

– Все могли видеть, что судебный процесс проходил с соблюдением принципов правового государства. Нам пришлось иметь дело с наиболее отвратительным актом насилия, совершённым в мирное время в Норвегии, и мы сделали все законным и надлежащим образом. Это стало возможным благодаря независимости норвежской судебной системы, а также потому, что политики не вмешиваются в её работу и не комментируют решения судей, – сказал Йенс Столтенберг.

Фактически, остался доволен решением суда и сам осуждённый. Андерс Брейвик не намерен обжаловать вынесенный ему приговор – такое заявление сделал адвокат террориста во время перерыва в судебном заседании. Сам Брейвик ранее неоднократно утверждал, что предпочтёт пожизненное заключение принудительному лечению и не станет подавать апелляцию, если суд признает, что преступления он совершал в здравом уме, осуществляя таким образом свой "крестовый поход" против исламизации Норвегии и политики мультикультурализма. К этому следует добавить, что своё согласие с решением судей выразила и сторона обвинения, просившая признать Брейвика невменяемым: прокурор Свейн Холден заявил журналистам, что обжалование приговора не планируется.

Однако, несмотря на то, что потерпевшие и родственники жертв теракта удовлетворены вынесенным Брейвику приговором, решение о признании террориста вменяемым вызвало критику ряда экспертов в области правоведения. Причиной этого стали противоречивые результаты двух психиатрических экспертиз Андерса Брейвика, предоставленные в распоряжение судей. Обследование, проведённое в 2011 году психиатрами Сюнне Сёрьхейм и Торгейром Хусбю, выявило у подсудимого параноидальную шизофрению. По результатам же второй экспертизы, проведённой психиатрами Агнаром Аспосом и Терье Tёрриссеном в этом году, "норвежский стрелок" был признан, в целом, здоровым. Обе группы психиатров внимательно следили за ходом процесса, однако своих позиций так и не изменили. В итоге, стороне обвинения пришлось самостоятельно решить, какому из двух психиатрических рапортов отдать предпочтение, и в соответствии с этим сформулировать обвинительное заключение

"Дело Брейвика показывает, что невозможно обеспечить достоверное качество психиатрической экспертизы" – утверждает норвежский профессор права Aнне Робестад. И она не единственная, кто подвергает критике роль судебной психиатрии в деле о терактах 22 июля. Мнение Робестад разделяет её коллега, профессор Кристиан Aнденес. По его мнению, суть проблемы заключается в том, что эксперты в своей работе используют настолько различные подходы, что очевидным образом приходят к разнящимся, а порой и взаимоисключающим результатам. "Психиатры Сёрьхейм и Хусбю решили совместно наблюдать за поведением Брейвика – при том, что рутинной в таких случаях является методика независимого наблюдения. Это и послужило изначально неверной отправной точкой их экспертизы", – говорит профессор Анденес, по мнению которого в судебной психиатрии необходимо более жёстко регламентировать вопросы процедурного порядка.

Норвегии, в конечном итоге, придётся коренным образом пересмотреть своё отношение к судебной психиатрии, – считает другой норвежский эксперт, политолог Хокон Харкет. По мнению Харкета, норвежцы не были готовы к общественной дискуссии на эту тему до и во время судебного разбирательства по делу Брейвика:

– Общество ещё не имело достаточно ясной картины происходящего в нашей судебной психиатрии. Но теперь этому настало время, – считает норвежский политолог.

Напоминаем, что корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян вел свой "Судебный дневник" на протяжении всего процесса над Андерсом Брейвиком.
XS
SM
MD
LG