Ссылки для упрощенного доступа

Король альт-саксофона пост-паркеровской эпохи.



ДС: «Меня приняли в San Pedro High, среднюю школу в Сан-Педро, потому что я был музыкантом и играл на танцах. И, черт побери, ко мне липли все тёлки школы: они улыбались мне и флиртовали, как умели, для своих пятнадцати лет. Парни приходили меня послушать, хмурились, но все хотели, чтобы я стал членом их банд. Однажды кореш по имени Крис подошел ко мне и сказал, что его ребята зазывают меня стать членом их клуба. Это было на самом деле, большой честью…» Арт Пэппэр «Правильная Жизнь».
В Туле и Вятке, в Симферополе и Феодосии, в Москве и Питере, во Владивостоке и Новосибирске, в Томске и Тюмени, не говоря уже о Шанхае, Нью-Йорке или же Тель-Авиве, что подтверждается вашими письмами, вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на коротких и средних «Свободы», через спутники Hotbird и ASIASAT-3 или LIVE с нашего сайта svobodanews.ru.
«Время Джаза» - это сама история джаза с доставкой на дом. У микрофона в Париже – ваш ДС.

1. Art Pepper - Blues In – 6:02 (Art Pepper - Modern Art - Blue Note)

ДС: - «Blues In» Арта Пэппэра. Арт – альт-саксофон; Расс Фримэн – рояль; Бен Такер – контрабас и Чак Флоурэс – ударные. Город Ангелов, 28 декабря, 56 года.
«В Сан-Педро в ту эпоху была тьма подростковых банд. «Клуб» Криса был одной из таких банд. Она называлась «Кобры». Я думал, что если я буду в компании друзей, моя жизнь будь чуть-чуть менее мерзкой. Еще я думал, что, если я стану «Коброй», отец меня зауважает. Я согласился, и кореша подарили мне куртку с вышитой на спине коброй.
Обычно мы отправлялись на танцульки в Torrance Civic и Крис, самый здоровенный и высокий из всей банды, искал в толпе танцующих, кого-нибудь равного ему по росту и объему. Он мирно ждал, пока парень не перестанет шаркать шузами по площадке и тискать подругу, оркестр объявлял антракт и Крис предлагал чуваку выйти во двор переговорить. Чувак всё еще не сек, в чем дело, предлагал Крису захлопнуть пасть, но Крис врезал ему прямого в челюсть, а уж он был хорош в этих делах, и сообщал, что мы «Кобры», после чего всё кино переезжало во двор.
У нас были любимые улицы, малонаселенные, конечно, на холме над Сан-Педро, где и происходили все стычки. Я никогда не боялся драк один на один, но иногда на одного нападали семеро и уж тут нужно было плясать вприсядку. Иногда и мы, «кобры», вынуждены были бросаться к машинам и валить прочь с холма. Но в какой-то момент, когда на меня навались два хлюпика и у одного в руке была цепь, а у второго – нож, я понял, что пора завязывать. Перестать быть «Коброй» было труднее, чем войти в банду, но Джонни Мартизиа и Джимми Хенсон, двадцатилетние музыканты, помогли мне свалить. И вот тогда-то я и нырнул по-настоящему в музыку».

2. Art Pepper - When You're Smiling – 4:52 (Art Pepper - Modern Art - Blue Note)

ДС: - «When You're Smiling», «Когда ты улыбаешься…» - стандарт Ларри Шея, Марка Фишера и Джо Гудуина. Эту песню-стандарт прославил Луи Армстронг в 1929 году, но прежде, чем вы услышите Сатчмо, я должен сказать, что это тот же состав, что и в «Blues In», то есть Арт Пэппэр – альт-саксофон; Расс Фримэн – рояль; Бен Такер – контрабас и Чак Флоурэс – ударные.

Шестой ежегодный джазовый фестиваль Гайд-Парка, но не лондонского, а чикагского, продлится всего лишь два дня: 29 и 30 сентября. Он будет посвящен 175-летию города. Пятьдесят второй техасский джазовый фестиваль откроется в Heritage (Хэритидж) Парке 19 октября и умолкнет 21-го. Среди участников Том Бракстон, Каролайна Бланшар, Джо Галлардо, Луис Гаска, Дейв Скот, Кайл Тёрнет, оркестр государственного техасского университета и еще с две дюжины джазменов. 14 сентября в Концертном зале имени Чайковского Московской филармонии состоится концерт афроамериканской джазовой вокалистки Деборы Дейвис и Биг-Бэнда Георгия ГАРАНЯНА. Фестиваль Карибского моря состоится 5 и 6 октября и в нем примут участие Чак Хан, Ренди Брекер, Пит Фили, Куента-И-Тамбу и комбо Свена Хаммонда «Soul Chicago Blues Revue». Кубинский пианист Чучо Вальдес приглашает всех желающих принять участие в гаванском международном джазовом фестивале, который стартует 16 декабря и умолкнет 24, то есть под Рождество.
Фестивали дело замечательное, но слушателям «Времени Джаза» фестивали доступны на коротких и средних в любой день недели – либо LIVE и по расписанию, либо в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в городке , известном под названием «Праздник, который всегда с тобой», ваш – ДС.

3. Louis Armstrong - When You're Smiling – 4:37 (Louis Armstrong - The Complete RCA Victor Recordings)

ДС: - «When You're Smiling», «Когда ты улыбаешься, весь мир улыбается вместе с тобой…» - первая часть поппури Сатчмо, в которое кроме «When You're Smiling» входит «St. James Infirmary» и «Dinah». Оркестр Луи Армстронга был записан в Чикаго 26 и 28 января 1933 года.
Индекс, идущий за оглавлением книги Арта и Лорри Пэппэр «Правильная Жизнь», может соревноваться лишь с оным же Чарли Паркера. С буквы «А» начинается «алкоголизм», за ним следует «аресты», а далее вповалку: наркотики (см. отдельно героин), ЛСД, изоамилнитрит, кокаин, средства от кашля, занюхивание клея, марихуана, аптечные лекарства, тюрьмы, членство в бандах, тюрьмы (выход на свободу), исправительные заведения и, только потом: оркестр Стена Кентона, Бенни Картера, Бадди Рича, Монтроуза, Эллиса, Янга, собственный квартет и опять – детектор лжи, список тюрем и исправительных заведений, кражи, татуировки, санатории, программы по лечению наркоманов, женщины (Анн, Кристина, Диана, Диди, Патти и, наконец, Лорри, которая и вытащила его из этого ада.
Артур Эдвард Пэппэр записал, как лидер, 72 пластинки и десять, как сайдмэн. Ему принадлежат добрых три дюжины композиций, из которых многие стали стандартами. Он родился 1 сентября 25 года в Гардена, Калифорния и прожил 56 лет. Он был (вместе с Четом Бейкером, Джерри Маллиганом и Шелли Маном) одним из создателей Джазовой Школы Западного Побережья.

4. Art Pepper - Besame Mucho – 3:56 (Art Pepper - The Art Pepper Quartet - Tampa)

ДС: «Besame Mucho» - Консуэлы Велазкез. Квартет Арта Пэппэра: Арт – альт-саксофон; Расс Фримэн – рояль; Бэн Такер – контрабас и Гарри Фроммер – ударные. 25 ноября 56 года Голливуд, Калифорния.

Как-то отцу пианиста Хораса Силвера, Джону Тэйвэресу Силва, попался номер «Даунбита», в котором было написано, что его сын «funky». Отец возмутился:
- Что за бред они пишут! Ты же принимаешь ванну каждый день!
Силвер-Старший не знал, что его сын запустил в джаз слово «funky», написав композицию «Funky Hotel». Первоначально и вне джаза, вне поп-музыки само слово «funk» обозначало дурной запах, даже дым или запах тела при, скажем, разнообразных усилиях. При этом это же слово могло означать заземленность. Одна из родоначальниц блюза, Бесси Смис, пела «фанково». Свинг не мог быть фанковым – ритмы были не те. Нужно сказать, что фанк вошел в послевоенную музыку через разные двери. И на этот счет у Хораса Силвера было собственное мнение, потому что в чистом, и еще не электронном джазе, отцом фанка или манеры играть funky был именно он.
Под шум вполне легального, увы, сентябрьского дождя, под плеск волн, увы, обитаемого острова, под накаты комментариев вполне законной супруги или же в полном согласии с миром внутренним и внешним, вы слушаете еженедельное упорно свингующее «Время Джаза» на уникальных ламповых, на уставших транзисторных или же на вполне бодром ноутбуке с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

5. Horace Silver Quintet - Doin' the Thing – 11:16 (Horace Silver Quintet - Doin' the Thing – Blue Note)

ДС: - «Doin' the Thing» - Хораса Силвера. Тот самый клуб, о котором разговор шел две недели назад, «Village Gate». Я, помнится, упомянул о том, что немало исторических записей было сделано в «Village Gate». Что любопытно, так это тот факт, что на этот раз запись в клубе вел сам Руди Ван Гельдер для «Blue Note». Дата – 19 мая 61 года. В состав квинтета Хораса Силвера входили: Блю Митчелл – труба; Джюниор Кук – тенор-саксофон; Хорас – рояль; Джин Тейлор – контрабас и Рой Брукс – ударные. Вы услышали пьесу Силвера почти целиком. «Doin' the Thing» длится 11 минут и 16 секунд. И это единственная возможность понять музыку квинтета Силвера.
Здесь, наверное, важно отметить, что Силвер-исполнитель и Силвер-композитор с небольшим зазором одно и то же и я позволю себе привести фразу историка джаза Билла Кёрчнера: «… Я думаю, что влияние Силвера не ограничивается его мастерством. Если Тадд Дамрон является малоизвестным крестным отцом хард-бопа, то Силвера можно назвать Дюком Эллингтоном хард-бопа. Единственным потенциальным соперником или претендентом на этот титул может быть лишь тенор-саксофонист Бенни Голсон…»

Хорас Силвер родился на три года и один позже Арта Пэппэра. И хотя таланты их соизмеримы, в личной жизни Хорас Силвер был противоположностью Арта Пэппэра. Он попробовал в молодости курить, но даже из этого ничего не вышло… И ему было не легко играть с большинством джазменов, потому что почти все, особенно в пятидесятые и шестидесятые, подпитывали нейроны чем-нибудь специфическим.
Альфред Лайон, хозяин и продюсер «Blue Note», однажды услышал саксофониста Лу Дональдсона. Того самого, что играет позывные «Времени Джаза». Он попросил Хораса Силвера ввести Лу в состав квартета. Квартет звучал прекрасно, но на третью запись Лу Дональдсон не явился и Альфред Лайон дал Силверу карт-бланш: Хорас был волен выбирать сайдменов. Трубачом он взял Кенни Дорэма, тенор-саксофонистом стал Хэнк Моубли, Даг Уоткинс играл на контрабасе, ну, а на место ударника Хорас зазвал Арта Блейки. После записи пластинки все участники квинтета сошлись на том, что ансамбль звучит гениально и что им нужно продолжать играть и записываться. И хотя Арт Блейки собрал свой первый состав «Вестников Джаза» в 47 году (их было на первом концерте 17 человек), квинтет Хораса Силвера стал первым составом тех «Вестников», которые нам известны нынче.
Финишная прямая «Времени Джаза». Напомню, что архив передач, как и самые последние, находится на сайте радиостанции по адресу svobodanews.ru. Спасибо за ваши комментарии и за голосование на страничке передачи.
Я нарочно не повторяю в этом сентябре самые знаменитые пьесы Хораса Силвера (Senor Blues, Sister Sadie, Blowin’ the Blues Away, Song for My Father или Cookin' at the Continental), потому что они звучали в прошлых передачах, а творчество пианиста и композитора обширно. Вот совершенно неожиданный Силвер:

6. Horace Silver - Rockin' With Rachmaninoff - 4:31 (Horace Silver - Rockin' With Rachmaninoff – Bob City)

ДС: - «Rockin' With Rachmaninoff» - это была единственная попытка Хораса Силвера сочинить и поставить мюзикл. Фабула была воистину фантастической: Дюк Эллингтон представлял на небесах звездам джаза Сергея Рахманинова. В постановке участвовали певцы, танцоры и оркестр Силвера. В данном случае Майкл Моссмэн и Боб Саммерс играли на трубах; Риччи Вудард, Ральф Боуен и Даг Уебб – на тенор-саксофонах; Энди Мартин и Боб МакЧэнзи – на тромбонах; Боб Мэйз – контрабас; Карл Баммет – ударные и Энди Бэй – вокал. Хорас Силвер – лидер и фортепьяно. Эта студийная запись была сделана в мае 91 года. Сам же мюзикл выдержал лишь два представления и, увы, не был заснят!

7. Horace Silver - Silver's Blue - 7:45 (Horace Silver - Silver's Blue – EPIC)

ДС: - «Silver's Blue» - Хорас Силвер часто обыгрывал звучание своей фамилии «Silver» - «Серебро». Но это американизированная версия (по совету матери) фамилии его отца Силва, который был иммигрантом с острова Майу архипелага Кабо-Верде, Островов Зеленого Мыса. Эта пьеска Силвера с одноименного диска «Silver's Blue» была записана 2 июля 56 года: Силвер – рояль; Джо Гордон – труба; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Даг Уоткинс – контрабас и Кенни Кларк – ударные.
Остается сказать главное: Хорас Силвер ушел из «Вестников Джаза» именно потому, что он был единственным «чистым» котом, джазменом, который не пил, не сидел на игле, не занюхивал и не курил. Ему просто было трудно с остальными.
Вот и все на сегодня. Вы можете вновь прослушать эту первую в сентябре 2012 года передачу «Времени Джаза» в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. Всех вам благ, веселой и удачной недели! Чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG