Ссылки для упрощенного доступа

Турецкие аналитики о вариантах развития сирийского кризиса


Ирина Лагунина: В пятницу вновь из сирийского города Алеппо начали поступать сообщения об ожесточенных столкновениях между правительственными войска и силами оппозиции. А на северо-западе Сирии в курдских деревнях развиваются красно-зелено-желтые курдские национальные флаги. Правительственная армия покинула эти районы, и мысль о создании независимого Курдистана вновь обрела очертания выполнимой мечты. О том, какие сценарии развития ситуации в Сирии видят турецкие политологи, рассказывает Елена Солнцева.

Елена Солнцева: На стамбульских улицах чувствуется дыхание войны в соседней стране. В морском порту Кадыкей, соединяющем азиатскую и европейскую части города, висят двухметровые плакаты с изображением сирийских женщин и мужчин с винтовками. В руках у пассажиров морских трамваев газеты, которые ежедневно печатают военные сводки и сообщают о новых жертвах среди мирного населения. Фотографии полуразрушенных улиц Аззаза. А вот одинокий мужчина, потерявший свое жилище в Алеппо, который еще недавно называли экономическим сердцем Сирии. Во многих турецких городах идет сбор средств и пожертвований для сирийских беженцев. В местах скопления людей: на вокзалах, в магазинах, аэропортах разбиты палатки «Красного полумесяца» .Образуются длинные очереди желающих сдать кровь для раненых, которые проходят лечение в больницах на юго-востоке Турции. Вот что говорит инженер Осман, который пришел сюда вместе с другом

Осман: Я уже третий раз сдают кровь. Мои друзья тоже приходят, чтобы помочь людям. Турки воспринимают происходящее как свою собственную боль. Более семидесяти тысяч беженцев приехали в нашу страну из Сирии. Женщины, дети, раненые. В Турции разбиты четырнадцать лагерей для беженцев. У них есть одежда, горячее питание, крыша над головой, их дети пошли в школы. Мы приютили их, потому что понимаем, что такое война.

Елена Солнцева: Еще недавно Турция была одним из основных партнеров Сирии, объем торговли между странами достигал четырнадцати миллиардов долларов. Турция поставляла сирийским производителям электроэнергию, стамбульские строители возводили больницы, торговые центры, автодороги, мосты. После начала военных действий бизнес практически сошел на нет. В целях безопасности турецкие власти закрыли границу для торговых грузов и призвали всех турок покинуть соседнюю страну. А затем и заморозили дипломатические отношения с Дамаском. В Турцию потекли сирийские беженцы. Премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил, что страна примет всех пострадавших от насилия людей, для которых в марте минувшего года были разбиты пять палаточных лагерей на юго-востоке Турции, однако беженцев оказалось гораздо больше, чем прогнозировали. Массовый исход сирийцев из страны приобрел угрожающий характер. Границу Турции переходили обычные мирные граждане, фермеры, крестьяне, женщины с детьми, гражданские и военные чиновники, генералы, представители местных властей, члены парламента. За последнее время Сирию покинули вице-премьер, первый сирийский космонавт и даже лучший друг Башара Асада Манаф Тлас. Из-за массового бегства людей правительство Турции решило ввести более жесткие меры контроля, что немедленно привело к скоплению людей на сирийской стороне границы. Журналист Осман Талипоглу побывал в лагерях беженцев на юго-востоке Турции.

Осман Талипоглу: У сирийцев в турецких лагерях есть крыша над головой, но нет родины и свободы. Люди хотят вернуться домой и строить новую жизнь. Какая она будет - зависит от самих сирийцев. Я побывал в лагерях беженце и слушал рассказы людей. Мало кто думает о том, как жить дальше. Пока преобладают эмоции. Хотят мстить. Ненавидят президента, его близких, весь режим. Действующее в Турции оппозиционное правительство в изгнании не может договориться о будущем. Много недовольных, каждый тянет одеяло на себя. Нет единой реальной власти и политической воли.

Елена Солнцева: Когда же, наконец, закончится кровопролитие в Сирии? Таким вопросом сегодня в Турции задаются многие эксперты. Сирии больше нет; Башар Асад находится в международной изоляции; его правительство должно как можно скорее уйти в отставку и прекратить убивать собственный народ, - это основные выводы статей в турецкой прессе. «Режим обречен, - пишет центральная газета «Миллиет», - Асада уже не спасти. Он перешел запретную черту и не сможет управлять страной, потому что несет ответственность за гибель тысяч мирных граждан. У него руки по локоть в крови. Даже если представить такое чудо, что конфликт как-то разрешился и военное противостояние закончилось, то сирийцы все равно никогда не простят ему гибель близких». Вот что говорит инженер-строитель Магомед из Дамаска, который переехал в Стамбул к своим родственникам:

Магомед: Я проектировал и строил жилые здания в Дамаске. Сейчас их нет, приговоры уже в руинах. Все мои близкие бежали из страны. Брат уехал в Иорданию, кузен перебрался в Кувейт. Асад больше не сможет управлять страной после пролитой крови. Этот человек не мог защитить своих граждан. Его дни сочтены. Это агония.

Елена Солнцева: Магомед частенько покупает турецкие газеты и журналы. Говорит, что совсем плохо понимает язык, но с удовольствием смотрит картинки. На первых полосах юмористических журналов печатают карикатуры на Башара Асада. Сирийский лидер в виде огромного двухметрового динозавра, у которого вместо крыльев российские ракеты. Или, например, Путин и Асад точат «косу смерти» для мирных сирийских граждан. Или вот еще - Башар Асад на русском танке, который заправляет соляркой российский президент. Многие недоумевают, почему Россия все еще поддерживает сирийские власти, несмотря на то, что от них отвернулся весь мир. Эксперты утверждают, что Россия продолжает поставлять туда боевую технику, военных специалистов, оружие. Сирийские системы ПВО обслуживает российский технический персонал. Сирийских солдат регулярной армии обучают российские офицеры. Вот, например, статья из центральной газеты под названием «Сирия напичкана российским оружием, как булка изюмом». Автор считает, что России выгодно, чтобы в Сирии продолжалась война. Ведь поддержка Дамаска обусловлена определенными геополитическими интересами русских. Независимый журналист Айхан Кайа

Айхан Кайа: Сирия - главная альтернатива американскому влиянию на Ближнем Востоке и стратегический выход в море. Русских не интересуют зверства и убийства мирного населения. Они утверждают, что во все всем виноваты повстанцы, что вся оппозиция организована Западом. Однако вряд ли стоит так утверждать. Народное восстание можно поддержать, но нельзя организовать искусственно, извне. Невозможно оплатить революцию, если для нее нет условий внутри страны. Недовольство народа становится главной движущей силой. Каждый готов сражаться до последнего. Все ожидают, когда кончится этот кошмар, который продолжается уже около полутора лет. Все молятся богу, чтобы погибли как можно меньше людей. Но никто не знает, что будет дальше.

Елена Солнцева: Аналитики заняты прогнозами о будущем Сирии. Многие опасаются, что после свержения Асада вооруженное восстание может перерасти в длительный межрелигиозный конфликт. Нет гарантий, что вооруженные группировки в Сирии сложат оружие. В случае недовольства новой властью повстанцы уйдут в горы и продолжат вооруженную борьбу. Они смогут вести военные действия без танков и самолетов, совершая теракты против действующей власти в крупных городах и пополнять ряды за счет местного населения. Война будет продолжаться годами. Слишком много интересов замешано в Сирии. Слишком много различных сил. Специалист по Ближнему Востоку, независимый журналист Айхан Кайа:

Айхан Кайа: Силы противников в Сирии все больше поляризуются. Там воюет «Аль-Каида», джихадисты всех мастей, салафиты, прочие сектанты. Повстанцы сражаются между собой за зоны влияния. Оспаривают завоеванные территории, ведут перестрелки. «Братья мусульмане», например, стреляют в бойцов Сирийской Свободной армии, которые, по их мнению, выступают за светский режим. В стране царит хаос. Повстанцы убивают мирных граждан, совершают акты мародерства, что наносит непоправимый вред их легитимности. Видеозаписи с места событий дают возможность понять, что вооруженные формирования оппозиционеров не так уж и сильны.

Елена Солнцева: Найдут ли компромисс сунниты, которые составляют около восьмидесяти процентов населения Сирии, и алауиты? Все места в правительстве Асада и военном руководстве страны были заняты близкими к клану алауитскими чиновниками и военными. Сунниты считают себя угнетенными и выступают против алауитского режима, который, по их мнению, узурпировал власть. Практически весь командный состав и солдаты Сирийской Свободной армии, главной оппозиционной силы в стране, сунниты, многие из которых считают, что ведут религиозную войну. То и дело мелькает информация, что бойцы-сунниты уничтожают противника по религиозному признаку, несмотря на запрет и приказы командиров.

Полагают, что после поражения Асад может создать свободную алауитскую республику в труднодоступных горных районах. Турецкие газеты сообщают данные разведки о том, что в горных массивах на Сирии уже разбиты несколько военных баз, куда Асад, якобы, планирует увести остатки регулярных правительственных войск. Оттуда военные будут продолжать вести боевые действия с целью дискредитации новой власти. К тому же, считают эксперты, после свержения режима алауиты вряд ли получат серьезную поддержку у новой власти. Правящий алауитский режим принес слишком много жертв, репрессий и боли, которые трудно будет забыть. Однако не стоит забывать, что не все сирийские алауиты поддерживают политику Асада. Ряд политиков и военных уже перешли на сторону оппозиции и выступают против режима, который правил в течение более сорока лет.
XS
SM
MD
LG