Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Олег Кусов: "Кремль заставил осетинские власти замолчать"


Олег Кусов
Олег Кусов
- Трагедия Беслана остается актуальной, но не для всей Северной Осетии. Память об этой трагедии более всего живет в Беслане, в тех домах, где погибли школьники. А то, что касается остальной республики, то многочисленные проблемы сегодняшней жизни заставили людей отвлечься от этой трагедии. Произошли события в Южной Осетии, много беженцев, много нерешенных социальных проблем, неспокойно на границе, в Ингушетии происходят кровавые события. Люди потихоньку отвлекаются. Но те, кто пострадал, у кого в семье погиб ребенок или другой член семьи, конечно же, об этом никогда не забудут. Приезжая в Беслан, сразу в эту атмосферу окунаешься. Видишь эти черные платки, видишь горе в глазах женщин и понимаешь, что они этого не забудут никогда. До последних своих дней они будут пытаться искать правду.

Сразу после бесланской трагедии возникло несколько общественных организаций, которые настойчиво добивались расследования причин штурма, привлечения к ответственности не только террористов, но и представителей федеральной власти. Потом создаалось впечатление, что это движение было расколото. Лишь несколько организаций или отдельных независимых журналистов продолжают свою деятельность.

Заявленных целей - во что бы то ни стало добиться правды, добиться наказания чиновников, которые допустили такую кровавую развязку - придерживается только организация "Голос Беслана". "Матери Беслана" тоже стараются, но они больше занимаются социальными проблемами, реабилитацией тех, кто пострадал в этом теракте. У меня сложилось впечатление, что всем им эта правда известна. Они видели своими глазами, что происходило, как стреляли танки по школе, как вертолет стрелял, как из огнеметов стреляли из соседних 5-этажек. Они прекрасно видели, что штурм превратился в расстрел заложников, детей. Более того, процесс над Нурпаши Кулаевым, который власти сделали громоотводом, чтобы не вести общего дела, женщины Беслана попытались превратить в судебное расследование всей трагедии. Наши представления о произошедшем были расширены на этом процессе вопреки желанию власти.

В июне 2005 года президент Северной Осетии Александр Дзасохов подал в отставку, официально объявив это тем, что надо уступать место молодым. После этого он занял место в Совете Федерации. И Кремль был против его дальнейшего нахождения у власти, и особенно жители Беслана были категорически против. Одни считали, что желая доказать свою непричастность к теракту, желая обелить себя, Дзасохов мог бы быть полезен. Другие напротив, полагали, что раз из-за него был допущен теракт, он должен быть наказан. Тогдашний спикер парламента Северной Осетии Теймураз Мамсуров, его детикоторого оказались заложниками, возглавил республику во многом под давлением "Матерей Беслана". Они возлагали на него надежду, полагали, что ему удастся добиться того, чего они не могут добиться - правды и наказания чиновников. Но вслед за этим Кремль прислал в Северную Осетию заместителя генерального прокурора России Колесникова, который репрессии начал устраивать в республике. Было открыто уголовное дело на нынешнего премьер-министра Такоева. Фактически Кремль сделал все, чтобы и североосетинские власти замолчали.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG