Ссылки для упрощенного доступа

Патриарх в борьбе за сердца россиян


Патриарх Кирилл (слева) не считает свою публичную поддержку Владимира Путина (справа) признаком слияния церкви и государства
Патриарх Кирилл (слева) не считает свою публичную поддержку Владимира Путина (справа) признаком слияния церкви и государства
Патриарх Кирилл ответил на критику Русской православной церкви, связанную, в том числе, с приговором участницам группы Pussy Riot, выступившим с панк-молебном в Храме Христа Спасителя. По просьбе Радио Свобода эксперты оценили эффективность патриаршьего ответа.

В воскресенье, 9 сентября, во время торжественных мероприятий Русской православной церкви, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, патриарх сравнил армию Наполеона с либеральной частью общества. Вечером этого же дня в интервью телеканалу "Россия" патриарх назвал "мифом" сращивание церкви и государства.

Выступление патриарха Кирилла в память о войне 1812 года и интервью после торжеств эксперты связывают с ажиотажем вокруг суда на участницами группы Pussy Riot и с так называемым "крестоповалом" группы FEMEN. "На просьбу "Вестей недели" оценить духовное состояние общества Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл откликнулся сразу", - так открыл журналист телеканала Россия Дмитрий Киселев интервью с патриархом Кириллом. Киселев назвал происходящее в последнее время в России агрессией против церкви, а предстоятель Русской православной церкви назвал эту агрессию "разведкой боем":

- Явление это, конечно, неслучайное. Надо проверить, насколько все-таки глубока вера и приверженность людей православию в России. Многие ведь уже давно похоронили всякую способность нашего народа, по крайней мере, большинства народа к самоорганизации, к защите каких-то ценностей, к защите своей позиции. Я не буду цитировать оскорбительные в адрес нашего народа заявления некоторых людей, которые считают себя креативным классом, но это пренебрежительный взгляд сверху вниз. И вот, наверное, наступило время, особенно после того, как все вы видели то, что произошло в связи с принесением в Россию Пояса Богородицы… Так вот, видимо, пришло время проверить, а действительно ли наш народ привержен вере? А способен ли он ее защитить?.. И произошли вот эти провокации. И сегодня, я думаю, все те, кто затевал эти провокации, убедились в том, что перед ними не безликая масса тихого, аморфного большинства. А перед ними народ, который способен защищать свои святыни, – убежден патриарх.

Заявления о сращивании церкви и государства в России патриарх назвал "мифом", выдуманным тем же "креативным классом". Отрицая клерикализацию общества, патриарх привел в качестве доказательства отсутствие документов, в котором об этом бы говорилось:

– Есть миф о сращивании, о клерикализации нашей жизни. Для чего? А для того чтобы показать, что через это сращивание Церковь претендует на управление вашим сознанием, вашей волей… А из этого делается вывод: Церковь опасна с точки зрения свободы, она будет порабощать ваше сознание. Мифы все. А теперь перейдем к разбору полетов. Итак, сращивание. Ведь у нас есть "Основы социальной концепции Русской Церкви". Журналисты перед тем, как распространять этот миф, просто взяли бы эту книжечку и посмотрели, что говорится на тему отношений Церкви с государством. Церковь защищает свою автономию, Церковь считает, что только свободная Церковь в государстве имеет возможность духовно влиять на людей. Что всякое сращивание, всякая клерикализация архиопасна для проповеди. Итак, нет ни одного документа, ни одного заявления, ни одного слова Патриарха, на основании которого можно было бы сделать вывод о сращивании, – подчеркнул предстоятель РПЦ.

"То, что президент или премьер-министр молятся раз или два раза в год вместе с Патриархом" не говорит о сращивании, сказал патриарх и добавил: "Не сращивание, а христианизация нашего общества – вот что пугает наших оппонентов".

Вот что ответила на вопрос Радио Свобода, существуют ли на самом деле в России признаки клерикализации, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, член богословского факультета Кембриджского университета Ирина Левинская:

- В течение многих лет церковь пыталась продавить преподавание Закона Божьего в школах. В конце концов, как сказал сам патриарх Кирилл в интервью, которое он давал польским журналистам, к сожалению, пришлось пойти на компромисс. Тем не менее, мы видели активную попытку проникнуть в ту область, которая принадлежит светскому обществу. Это, во-первых. Во-вторых, конечно, весьма показательно то, что патриарх Кирилл выступил в поддержку Путина и против оппозиционных митингов в Москве, когда он сказал, что православные на протестные акции не ходят. Патриарх открыто поддержал Путина…

Эксперты не отрицают существование широкой протестной кампанию против вмешательства церкви в дела государства и против самого патриарха, в частности. Историю с часами Breguet стоимостью 30 тысяч долларов и компенсацию в 19 миллионов рублей в качестве возмещения ущерба, причиненного квартире семьи патриарха, предстоятель не обошел стороной: "То, что частным вопросам придается чуть ли не общенациональное звучание, связано с общим контекстом антицерковной борьбы", - заявлял патриарх Кирилл. Религиовед Ирина Левинская считает такие высказывания недопустимыми:

– Дело в том, что само приравнивание критики патриарха к нападкам на церковь, с моей точки зрения, граничит с богохульством. Патриарх как глава общественной организации, с юридической точки зрения, как и глава любой организации, может быть объектом критики. Нельзя приравнивать критику патриарха к критике религии, – добавила религиовед.

Историк религии из Бременского университета в Германии, исследователь положения РПЦ в российском обществе Николай Митрохин утверждает: недовольство действиями московской патриархии вылилось в действительно широкую протестную волну после приговора группе Pussy Riot. Сама же церковь, отмечает эксперт, на деле играет не столь большую роль, как хотелось бы патриархату:

– Сейчас мы видим просто эпизод общественной борьбы двух разных идеологий – консервативной, которую представляет РПЦ, и либеральной, которую представляет городской средний класс Москвы, Питера и других городов, – считает Николай Митрохин. По его мнению, это противостояние закончится поражением церкви:

– Россия в этом плане абсолютно не уникальна. То, что церковь подверглась широкомасштабных и несправедливым репрессиям в 20-30-е годы, обеспечило ей некое моральное реноме. Однако кредит доверия, невиновности, невинности уже исчерпан. Дело в том, что РПЦ сейчас стоит дальше от государства и общества, чем церковь в странах Западной Европы, где есть уроки религиозного преподавания в школах, где есть, как в Германии, финансирование через государственную налоговую систему церкви, где реально люди ходят в церковь в достаточно большом количестве. В России количество постоянных прихожан в храмах вряд ли больше 2% от общего населения. У нас идет борьба в основном в медийном поле. Я думаю, как только фактор медийности будет выключен, как только перестанут российские СМИ обсуждать каждое заявление отца Всеволода Чаплина, которой их провоцирует сознательно, церковь просто займет то место, которое оно реально занимает в умах россиян. И место это довольно скромное, – уверен эксперт.

Между тем, правозащитники требуют лишить патриарха Кирилла сана и даже отлучить от церкви. С жалобой на патриарха в суд Архиерейского собора обратилось Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль", проигравшее РПЦ в суде дело о торговле в Храме Христа Спасителя. Патриарха обвиняют в нарушении правил Вселенских соборов, а точнее, "в лихоимстве" (пример – многомиллионная компенсация за испорченную мебель в квартире патриарха), в "участиях в трапезах братолюбия" – это банкеты в ХХС, "в стремлении к роскоши" – те же часы Breguet. Патриарха упрекают и в том, что он принял духовный сан в 22 года. Согласно правилам 6-го Вселенского собора, это возможно лишь с 30 лет. Эксперты (впрочем, как и сами правозащитники), уверены в том, что ответа от Архиерейского собора не последует.
XS
SM
MD
LG