Ссылки для упрощенного доступа

Gunvor отлучен от "Роснефти"


Геннадий Тимченко, 2012
Геннадий Тимченко, 2012

Доля голландского нефтетрейдера Gunvor в продажах российской нефти снизилась с 40 до 15%. Одним из совладельцев компании является гражданин России и Финляндии Геннадий Тимченко - давний знакомый Владимира Путина.

По результатам проведенных тендеров, Gunvor впервые уступил право торговать нефтью компании "Роснефть" своим постоянным конкурентам – Vitol, Glencore и Royal Dutch/Shell. По данным агентства Reuters, с учетом того, что Gunvor проиграл также тендеры Сургутнефтегаза и TNK-BP, торговля нефтетрейдера сырой нефтью марки Urals теперь ограничивается двумя танкерами в месяц - по соглашению с "Газпромнефтью". Этот контракт заключен до декабря 2012 года.

Проигрыш тендеров породил новую волну слухов о том, что у Геннадия Тимченко, считающегося другом Владимира Путина, возник серьезный конфликт с другим близким к президенту России человеком – бывшим вице-премьером Игорем Сечиным, который сейчас возглавляет "Роснефть".

В июне Тимченко в интервью Reuters опроверг подобные утверждения, заявив, что с Сечиным у него "нейтральные, нормальные, рабочие" отношения. Однако слухи только усилились в августе, когда был уволен глава экспортного отдела "Роснефти" Сергей Антонов, имевший с Gunvor тесные контакты. В "Роснефти" утверждают, что Gunvor участвует в торгах наравне с другими компаниями.

Трейдеры нефтяного рынка признают, что тендеры "Роснефти" и "Сургутнефтегаза" стали в последнее время более прозрачными. В результате стало больше участников тендеров, цены на нефть выросли, доходность сделок для посредников упала.

Представители самого нефтетрейдера Gunvor настаивают, что все идет в соответствии с долгосрочной стратегией развития компании, предусматривающей отказ от акцента на торговлю сырой нефтью и диверсификацию деятельности. О необходимости такой диверсификации Тимченко заявлял еще в июне 2012 года. Речь, в частности, идет о торговле углем, природным газом, покупке нефтяных терминалов и нефтеперерабатывающих заводов, создании собственной инфраструктуры. Некоторые эксперты согласны с тем, что именно потеря доступа к дешевой сырой нефти могла заставить Gunvor изменить свою стратегию, уступив борьбу за нефть марки Urals таким компаниям, как Vitol и Glencore.

Кроме того, представители Gunvor заявляют, что иногда нефть сорта Urals достается Gunvor дешевле на спотовом рынке. Таким образом наблюдение за участием компании в долгосрочных тендерах не дает объективного представления об объемах продаваемой ею российской нефти.

Gunvor продолжает нанимать топ-менеджеров. Так 10 сентября было объявлено о назначении главой отдела Исследования и Анализа рынка Дэвида Файфа бывшего руководителя аналитического отдела нефтяного рынка Международного Энергетического Агентства.

Успехи Gunvor, чья выручка в прошлом году составила не менее 80 миллиардов долларов, многие наблюдатели объясняют дружбой Тимченко с Владимиром Путиным. В 2008 году Тимченко выступил по этому поводу с открытым письмом под заголовком "Gunvor, Путин и я: правда о российском нефтяном трейдере". В письме, опубликованном в ответ на статью "Наступление" в газете The Financial Times говорится:

"Моя более чем 20-летняя карьера в нефтяной промышленности построена не на привилегиях и не на политических связях. Более того, Gunvor является тем, чем кажется, — эффективным нефтетрейдером... Что касается цены — спросите наших конкурентов и проанализируйте наши результаты на открытых тендерах. Там вы найдете всю правду".

Путин и Тимченко признают давнее знакомство, однако отрицают, что их связывают и интересы бизнеса. По данным журнала "Форбс", Тимченко занимает 12 место в списке самых богатых людей России, а его состояние превышает 9 миллиардов долларов.

- Началось все с того, что Тимченко стал проталкивать своих людей на руководящие посты в "Роснефти", которая была и осталась вотчиной Сечина, - подчеркивает политолог Владимир Прибыловский. - Когда Сечин избавился от Богданчикова на посту президента "Роснефти", у них возникли разногласия - кого двинуть на освободившийся пост. Своя кандидатура была у Сечина, своя кандидатура была у Тимченко. Они закулисными способами влияли на Путина и Медведева. В то время последний был президентом, и формально по уставу главу "Роснефти" назначает президент. Понятно, что Медведев единолично не мог решить судьбу такого важного поста. В конце концов, был назначен Худайнатов, который не входил ни в список Тимченко, ни в список Сечина. Худайнатов не был вассалом ни того, ни другого, но повел свою линию, более выгодную Тимченко. И вот с этого началась вражда.

Насколько известно, раньше Сечин достаточно часто помогал Тимченко. И вдруг такой удар в спину: Тимченко стал интриговать по поводу поста, занимавшегося ранее Богданчиковым. Сечин с удивлением увидел, что ему пытаются поставить палки в колеса – и, собственно, поставили.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".

XS
SM
MD
LG