Ссылки для упрощенного доступа

Востоковед Виктор Павлятенко: "Китай и Япония находятся не в изолированном мире"


Китайские рыболовные суда в Восточно-Китайском море. 16 сентября 2012 г
Китайские рыболовные суда в Восточно-Китайском море. 16 сентября 2012 г
Между Китаем и Японией продолжается публичный спор из-за принадлежности группы островов в Восточно-Китайском море, которые в Токио называют Сенкаку, а в Пекине – Дяоюйтай. Обострение отношений произошло после того, как на прошлой неделе власти Японии заявили, что выкупили эти острова у частного собственника, невзирая на предупреждения Китая. В КНР проходят антияпонские протесты. Власти страны призвали участников акций соблюдать порядок и закон.

Также сообщается, что несколько японских компании, в том числе "Панасоник", "Кэнон", "Хонда", "Мазда" и "Ниссан" приостановили работу своих предприятий, находящихся в Китае. Министр обороны США Леон Панетта, 17 сентября посетивший Японию, призвал обе страны разрешить территориальный спор путем переговоров. О том, какой экономический ущерб может нанести конфликт между Китаем и Японией, говорит Виктор Павлятенко, ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока:

– Потенциально, имея в виду тот гигантский товарооборот между этими странами, который существует на сегодняшний день – свыше 300 млрд. долларов, эффект будет очень серьезный и для одной, и для другой стороны. Другое дело, как далеко зайдут стороны. Мне представляется, компании, о которых идет речь, прекратили свою работу, скорее всего, не столько потому, что хотели тем самым высказать протест, сколько с тем, чтобы не был нанесен ущерб производству.

– Высказывались мнения о том, что нынешнее обострение в отношениях между двумя странами связано с тем, что в обеих странах идет борьба за власть, в обеих странах руководство пытается быть жестким. Согласны ли вы с таким мнением?

– Что касается японской стороны, действительно, тот разброд и шатание, которые сегодня отмечаются в Токио, провоцируют на то, чтобы попытаться использовать эту ситуацию. Правящая партия раскололась, сложная ситуация в социально-экономической сфере, оппозиционная партия идет на поддержку некоторых шагов правящей Демократической партии в обмен на проведение всеобщих выборов. Все опросы показывают, что они могут победить и тем самым вернуть себе власть. Сам премьер-министр вынужден принимать сложнейшие решения по поводу повышения налогов, одновременно борясь с противниками внутри своей же партии.

Что же касается Китая, то здесь Коммунистическая партия твердо держит власть. Вполне возможно, есть определенные элементы, которые высказывают какое-то несогласие. Скорее всего, эти силы есть и в руководящих кругах. Тем не менее, предположение, что Китай расшатывается внутриполитической борьбой, все-таки носит спекулятивный характер.

– Допускаете ли вы, что нынешний спор между Китаем и Японией может достичь стадии вооруженного противостояния?

– Нет, Китай и Япония находятся не в изолированном мире. Есть еще страны, которые сотрудничают на международной арене, и их благосостояние зависит во многом от этого сотрудничества. Сегодня начал свой официальный визит в Японию министр обороны США Панетта. Состоялись переговоры, на которых, очевидно, поднимался вопрос японо-китайских отношений. Панетта призвал к здравому подходу к этой проблеме. Через несколько дней он будет в Пекине. Нет сомнений, что он поднимет эту же тему. Руководство и в Токио, и в Пекине демонстрирует решимость, тем не менее, они будут руководствоваться, прежде всего, стратегическими приоритетами. Таковыми для Китая является, прежде всего, сохранение мирного окружения, социально-экономическое развитие и продолжение подъема Китая. Китайская сторона отправила к островам сначала два судна, а потом еще шесть. Эти суда были из состава гидрографической службы наблюдения за морем, а не из состава военно-морских сил. Сегодня сообщают, какое количество лодок, катеров и кораблей направляются в сторону группы островов Сенкаку, но насколько я знаю, основную массу там составляют представители Тайваня и Гонконга, и в меньшей степени жители континентального Китая. В этом тоже есть дипломатическая тонкость, которую можно оценить как сигнал – мы дальше не пойдем.

– Поговорим о первоисточнике этого конфликта, об этих островах. Насколько велика их экономическая ценность? Или тут только политическая подоплека?

– Практически все эксперты подчеркивают немыслимую экономическую значимость этого района – безумные залежи нефти, газа. При этом все данные относят к докладу 1968 года, но ни одной цифры никем не было приведено. Единственным показателем является месторождение Чуй Чао в Восточно-Китайском море, где китайцы ведут бурение и добычу газа с морских платформ. Залежи потенциально есть и в Восточно-Китайском, и в Желтом, и в Южно-Китайском море. Район содержит определенное количество сырья, важного с точки зрения обеспечения энергетической безопасности и Японии, и Китая. Но каковы эти запасы – непонятно.

Что же касается политической подоплеки конфликта, я бы отдал ей приоритет. Я не хочу обвинять США, но так сложилась история, так действовали государства-победители в этом конкретном районе. Японцы говорят, что, мол, Китай не возражал при послевоенном распределении территорий и начал выдвигать свои претензии только с 1972 года, когда США передали Японии административный контроль над Окинавой, включая группу Сенкаку. Это группка островов площадью 0,2 квадратных километра, там пять человек уже начинают тесниться. Все эти островки не могли быть перечислены в каком-то конкретном документе. В Потсдаме было заявлено о том, что территория Японии ограничивается четырьмя главными островами и теми малыми островами, которые будут указаны. Но где именно – этого сказано не было. А вот если говорить об исторической принадлежности Сенкаку, то, наверное, все-таки у китайской стороны исторических аргументов больше. Они оперируют древними документами, а Япония – только датированными концом XIX века, 1895 годом, когда Япония одержала победу в войне против Китая. По результатам этой войны Тайвань и прилегающие к нему острова Сенкаку отошли к Японии. Выстраивается такая историческая цепочка, по которой все-таки Сенкаку входили в состав тайваньской провинции и принадлежали императорскому Китаю, который, проиграв войну, потерял эти территории. Но Япония не хочет заглядывать в глубину истории, потому что там она для себя ничего не найдет. Поэтому она ограничивается 1895 годом, говоря о том, что это ее исконные территории.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG