Ссылки для упрощенного доступа

Литовцы выступили против новой АЭС


В Литве одновременно с парламентскими выборами прошел референдум о целесообразности возведения в республике новой атомной электростанции - взамен прежней Игналинской, построенной во времена СССР и закрытой по настоянию Европейского Союза.

Новую станцию нынешнее правительство планирует построить вместе с партнерами из Латвии, Эстонии и, возможно, Польши. Ядерный реактор – от японской Hitachi. Однако на референдуме большинство граждан – более 60 процентов – высказали свое «нет» новой АЭС. Поддержали ее строительство только 30 процентов избирателей. Стратегический инвестор – японский концерн Hitachi - пока не комментирует результаты референдума. А в Латвии и Эстонии проявили некоторую нервозность. Эстонский политолог, профессор тартусского университета Андрес Казекамп сказал в интервью информационному агентству BNS: Литва с приходом к власти популистских партий может отстраниться от совместных балтийских проектов, таких как АЭС, что повлияет на весь регион. А министр обороны Латвии Артис Пабрикс в своем Твиттере заявил, что результат референдума в Литве - победа России. «Желание России, чтобы в странах Балтии не было атомной станции, одержало верх», - считает латвийский политик.

Президент самой Литвы Даля Грибаускайте не дала однозначной оценки результатам голосования. Она подчеркнула, что - с учетом явки избирателей - свою волю выразила только часть граждан: в итоге в необходимости в АЭС сомневаются, если брать статистику, меньше трети всех граждан страны, имеющих право голоса. «Новое правительство и Сейм должны будут учесть мнение части граждан и принять максимально выгодное для Литвы решение», - заявила Грибаускайте.

Политолог Аудрюс Бачюлис полагает, что подобное можно было предвидеть. «Изначально было известно, что решать будут политики, а не референдумы, - говорит он. - Результаты референдума – это только материал для демагогии некоторых политиков, не более того».

А самый старший по возрасту в своей профессии в Литве журналист Альгимантас Чекуолис, который участвовал в агитации за строительство новой атомной станции, говорит, что спокоен. Несмотря на то, что большинство принявших участие в референдуме высказались против этого проекта, новая власть, по мнению Чекуолиса, рано или поздно поймет важность атомной энергетики, и станцию построят:

- В январе соберется на первое свое заседание Совет министров Литвы, ему на стол будет положен счет на миллиард литов за электричество, которое мы импортируем из Швеции и из России, и второй счет - тоже почти миллиард литов - за импортируемый из России газ. Если посмотреть на фотографию Литвы из космоса, то у нас темно. Как можно обойтись без атомной электростанции?

- Что вы отвечаете своим оппонентам, которые также могут положить на стол отчеты о том, что станцию строить невыгодно при том, что в регионе, судя по всему, будут построены калининградская АЭС и белорусская, и дешевле будет покупать электроэнергию, особенно ночью, когда она стоит меньше?

- Обмен электроэнергией будет всегда, но для того, чтобы менять, нужно иметь либо много денег, либо много энергии.

- В Литве довольно часто можно услышать заявления, что все, кто против атомной станции, – это агенты влияния Кремля. Вы разделяете такой подход?

- У Кремля есть союзники в Литве, без сомнения. Но Кремль не является столь всемогущим. Мы должны смотреть в нашу сторону, думать о наших интересах. Если они будут совпадать с интересами Москвы – за милую душу, тогда более счастливых людей, чем мы, не найдете!

- Япония и другие страны атомной энергетики после аварий либо закрывают станции, либо уменьшают их количество.

- Мнение о том, что атомная энергетика более опасная, чем другие виды получения электроэнергии, глубоко укоренилось. В настоящее время в мире действуют 500 атомных электростанций, строятся еще полторы сотни новых. За всю историю этой отрасли аварии произошли на шести. На Фукусиме погибли два человека, а телевидение показывает огромные разрушения, как будто все это было разрушено в связи с аварией на электростанции и утечкой радиации. По всем данным, и статистическим, и медицинским, атомные электростанции безопаснее, надежнее, дешевле и чище всех других. Например, сколько пыли от угля и дыма мы впитываем в свои легкие от станции, которая работает на каменном угле? А сколько углекислого газа, который мы даже не видим? – говорит сторонник строительства литовской АЭС Альгимантас Чекуолис.

Оппонент Чекуолиса, противник строительства атомной электростанции и один из инициаторов проведения референдума, президент литовского Института зеленой политики Линас Бальсис полагает, что люди достаточно решительно выразили свое мнение по вопросу АЭС:

- Это сигнал для будущих властей. Часто бывает, что референдумы объявляются, но потом считаются несостоявшимися из-за пассивности людей. На этот раз вопрос был такой больной и такой важный, что референдум не только состоялся, но и с очень ясным перевесом голосов, 63% против – это невозможно игнорировать. Реагируют ли наши политики, включая и руководителя страны? Почему-то все начали говорить: это консультативный опрос, он ничего не решает. Это неверно или это умышленный ввод в заблуждение. В законе написано: через месяц после принятия решения на референдуме Сейм обязан исследовать вопрос, каким образом решение народа будет воплощено. Вопрос не в том, хочет этот парламент или не хочет. Он обязан принять решение. Новый Сейм должен по закону на практике положить конец договорам или переговорам, которые проводились с Hitachi.

- Победитель выборов Партия труда, ее лидер Виктор Успасских выступают за то, чтобы Литва оставалась страной атомной энергетики, и они собираются улучшать проект новой станции, представлять его народу в новом свете...

- Виктор Успасских сказал, что он выступает за атомную энергетику в принципе. И когда будет тот или иной проект, предлагает созвать еще один референдум. Сегодня мы имеем мнение «нет». Если кто-то сможет переубедить народ и в ходе другого референдума опровергнуть мнение нынешнего, пожалуйста, я думаю, что не удастся, но об этом возможно говорить.

- Может ли страна стать энергетически независимой, но освободить себя от необходимости строительства атомной станции?

- Страна находится в энергетической безопасности, когда у нее в любое время и в любом количестве есть электричество. Имея атомную станцию, мы не обеспечиваем себе энергетическую безопасность, потому что эта станция может быть остановлена в любое время по причинам, иногда не зависящим от нас. Мы синхронно включены в электропередающую сеть России, у России есть возможность заставить нашу атомную станцию не работать. С другой точки зрения, это небезопасно, потому что все наше производство электроэнергии будет сконцентрировано в одной точке, а это по любым стандартам считается одной из самых больших опасностей. Нужно иметь свои независимые средства производства электроэнергии, строить электростанции, которые бы производили и электричество, и тепловую электроэнергию, использовали биомассу. Биомасса в Литве в большом избытке. А с 2016 года Литва будет полностью, стопроцентно включена в схему электрического рынка скандинавских стран, где всегда есть достаточное количество электроэнергии для покупки и продажи. Для этого мы строим мощные линии передач со Швецией и с Польшей. Так что, координируя, мы можем полностью обеспечить себя - с точки зрения энергетической безопасности – и без атомной электростанции.
XS
SM
MD
LG