Ссылки для упрощенного доступа

Экономика России: ускорение торможения


Годовой прирост экономики России в третьем квартале, по оценкам Министерства экономического развития, составил 2,8%, заявил в пятницу журналистам заместитель министра Андрей Клепач. Для сравнения, годовой прирост ВВП во втором квартале - 4%, а в первом - 4,9%.

Замедление темпов роста в третьем квартале министерство объясняет, в частности, высокой прошлогодней базой. Речь идет, видимо, о прошлогоднем урожае зерновых – на четверть больше нынешнего.

Фактор урожая, безусловно, проявился, соглашается главный экономист инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Алексей Девятов, но следует вспомнить, что и промышленность в прошлом году демонстрировала лучшую динамику. В период после кризиса относительно высокие темпы роста промпроизводства объяснялись наличием еще свободных мощностей, теперь же они задействованы фактически полностью, продолжает Девятов: “Поэтому дальнейший рост промышленности становится возможным лишь при условии существенного роста инвестиций”.

Речь идет о вложениях компаний и предприятий в собственное развитие. Если в первые месяцы года они могли достигать 10-15% к прошлогодним уровням (во многом из-за непривычного для этого времени года роста бюджетных расходов – теперь Минфин перераспределяет традиционный ранее их пик в ноябре-декабре в пользу предыдущих кварталов года), то уже к лету эти темпы резко снизились. А в течение сентября объемы этих инвестиций, по данным Министерства экономического развития, и вовсе сократились.

Данные сентября еще не стоит однозначно оценивать как начало полосы сокращения инвестиций, показатели сентября прошлого года были слишком весомыми, полагает главный экономист инвестиционной компании “Открытие” Владимир Тихомиров. Тем не менее, по его словам, снижение инвестиционной активности уже в полной мере проявляется в экономике: “Если в первом полугодии темпы роста ВВП превышали 4%, то во втором они будут ближе к 3%, а возможно и меньше”.

Динамику экономического роста в России традиционно связывают с колебаниями мировых цен на нефть, однако, когда они не столь велики, гораздо большее влияние на нее оказывает внутренний спрос, отмечает Алексей Девятов. Расчеты показывают, поясняет эксперт, что для дополнительного роста ВВП России на 1% средняя за год цена нефти должна вырасти примерно на 20%. В середине октября прошлого года цена российской нефти была практически такой же, как сегодня.

В свою очередь, темпы роста внутреннего потребительского спроса замедляются на фоне начавшегося сокращения роста кредитования, хотя он и остается пока на рекордных уровнях – более 40% в год. Кроме того, госбюджет следующего года оказывается более консервативным – правительство занялось мерами “бюджетной экономии”, продолжает Девятов. “В результате спрос окажется уже не таким сильным. Соответственно, экономический рост замедлится и составит в 2013 году, возможно, порядка 3%”.

Для сравнения, прогнозы роста ВВП России от Министерства экономического развития: на 2012 год - 3,5%, на 2013 – 3,7%. Три недели назад руководитель этого ведомства Андрей Белоусов заявил, что обеспечить выполнение бюджетом, в рамках его возможностей, как социальных, так и оборонных обязательств, возможно лишь при темпах роста экономики, как минимум, в 4-4,5%.

В ближайшие месяцы поддержать рост экономики могут расходы бюджета, особенно в конце года, говорит Владимир Тихомиров. Другим фактором остается потребительский спрос, пусть и ослабевший. “Если темпы роста объемов розничной торговли в 4-5% сохранятся до конца года, это также поддержит экономику в целом”.
XS
SM
MD
LG