Лет семь назад я искала эксперта, который мог бы рассказать о семейной жизни Мухаммада предельно научно, но в то же время вдохновенно. Этим экспертом оказался Тауфик Ибрагимов, чей совместный с Натальей Ефремовой двухтомный труд «Жизнь пророка Мухаммада» мне впоследствии подарил Юрий Михайлов, главный редактор научно-издательского центра "Ладомир".
Признаюсь, это был мой первый опыт общения с исламской литературой, (в книге реконструируется жизнь пророка по одобренным в исламе источникам), и эти тексты стали для меня, простого читателя, открытием. Другое дело, что многих правоверных мусульманин они так же удивили бы, и не только в России.
Однако здесь ситуация заметно отличается как от европейской, так и от мусульманской, поскольку для значительной части бывших советских граждан ислам превратился в этническую составляющую, перестав быть религией и образом жизни. Именно поэтому в России сейчас такие трудности с религиозным воспитанием (я выношу за скобки РПЦ): официально церковь отделена от государства, а поскольку традиции утрачены, им неоткуда произрасти. А свято место, как известно, пусто не бывает.
Сложность заключается еще в том, по мнению одного из экспертов «Классного часа Свободы», главного редактора научно-издательского центра «Ладомир» Юрия Михайлова, что исламские богословские школы, в силу специфики самого учения, всегда приспособлены к конкретным обстоятельствам, территориальным и государственным. Вот небольшой фрагмент из его рассказа:
"Модели исламского образования, на которую можно было бы опереться с целью ее сюда перенести, не существует. По той простой причине, что национальные богословские школы, которые сформировались в арабском мире, они обслуживают национальные интересы. Если вы отправляете молодого человека, закончившего школу, учиться в Египет,( а это часто ребята из не очень образованных семей), то фактически вы отправляете его становиться представителем того общества, где он получает это образование. Он как личность там формируется. И поэтому, когда приезжает обратно, то сталкивается с проблемами вплоть до ментального плана. Отсюда происходит и такой феномен, когда, например, Саудовская Аравия говорит: да не учим мы радикализму, - а получается, что те, кто учился в Саудовской Аравии, возвращаясь, часто исповедуют радикальные взгляды.
Потому что ислам - это религия, которая должна помочь человеку всем своим образом жизни подчеркнуть приверженность богу. А образ жизни - это повседневность, трудовая этика, отношение к окружающим, к иноверующим. И если человек эту систему ценностей, сформировавшуюся для конкретного общества, с конкретной исторической ситуацией, усвоил, то трудно себе представить, что он с легкостью может взять и перестроиться. Поэтому в России систему исламского образование надо заново выстраивать".
Признаюсь, это был мой первый опыт общения с исламской литературой, (в книге реконструируется жизнь пророка по одобренным в исламе источникам), и эти тексты стали для меня, простого читателя, открытием. Другое дело, что многих правоверных мусульманин они так же удивили бы, и не только в России.
Однако здесь ситуация заметно отличается как от европейской, так и от мусульманской, поскольку для значительной части бывших советских граждан ислам превратился в этническую составляющую, перестав быть религией и образом жизни. Именно поэтому в России сейчас такие трудности с религиозным воспитанием (я выношу за скобки РПЦ): официально церковь отделена от государства, а поскольку традиции утрачены, им неоткуда произрасти. А свято место, как известно, пусто не бывает.
Сложность заключается еще в том, по мнению одного из экспертов «Классного часа Свободы», главного редактора научно-издательского центра «Ладомир» Юрия Михайлова, что исламские богословские школы, в силу специфики самого учения, всегда приспособлены к конкретным обстоятельствам, территориальным и государственным. Вот небольшой фрагмент из его рассказа:
"Модели исламского образования, на которую можно было бы опереться с целью ее сюда перенести, не существует. По той простой причине, что национальные богословские школы, которые сформировались в арабском мире, они обслуживают национальные интересы. Если вы отправляете молодого человека, закончившего школу, учиться в Египет,( а это часто ребята из не очень образованных семей), то фактически вы отправляете его становиться представителем того общества, где он получает это образование. Он как личность там формируется. И поэтому, когда приезжает обратно, то сталкивается с проблемами вплоть до ментального плана. Отсюда происходит и такой феномен, когда, например, Саудовская Аравия говорит: да не учим мы радикализму, - а получается, что те, кто учился в Саудовской Аравии, возвращаясь, часто исповедуют радикальные взгляды.
Потому что ислам - это религия, которая должна помочь человеку всем своим образом жизни подчеркнуть приверженность богу. А образ жизни - это повседневность, трудовая этика, отношение к окружающим, к иноверующим. И если человек эту систему ценностей, сформировавшуюся для конкретного общества, с конкретной исторической ситуацией, усвоил, то трудно себе представить, что он с легкостью может взять и перестроиться. Поэтому в России систему исламского образование надо заново выстраивать".