В издательстве Гарвардского университета вышла книга Пола и Карен Эврич "Саша и Эмма: Анархистская одиссея Александра Беркмана и Эммы Гольдман" (Sasha and Emma The Anarchist Odyssey of Alexander Berkman and Emma Goldman).
Один из авторов книги – скончавшийся в 2006 году Пол Эврич – крупнейший в Америке эксперт по истории анархизма. Он читал курс лекций, посвященных российской истории и анархизму в Квинс-колледже Городского университета Нью-Йорка. За несколько лет до смерти он попросил свою дочь, литератора и редактора Карен Эврич, закончить его исследование.
- Карен, вы наверняка обсуждали с вашим отцом вопрос, почему именно евреи из Российской империи, бежавшие от погромов и преследований в Америку, привезли с собой идеи анархо-терроризма, и стали их насаждать в стране, которая дала им убежище?
- Александр Беркман и Эмма Гольдман родились и выросли в Российской империи, в Литве, оба с детства были свидетелями несправедливости и народных волнений, притеснений евреев, трудностей в получении евреями высшего образования. В то же время сами они были из относительно зажиточных семей и сумели получить хорошее образование. Оба находились под влиянием идей анархистов, проповедовавших борьбу с царским режимом методами террора. Оба считали, что Америка – это совершенно иной мир, царство справедливости, свободы и равенства. Поэтому они мечтали уехать из России именно туда. В Америку, в Нью-Йорк они приехали бедными иммигрантами, устроились рабочими, зарабатывали мало и очень быстро разочаровались в новой стране. Они примкнули к радикальным группам и стали использовать в США привезенный из Российской империи опыт террористических действий, чтобы "сделать мир лучше".
– В таком случае, кто они – борцы за всеобщее счастье или террористы?
– В основе своей анархизм – мирная философия утопического общества. Позднее анархисты стали считать необходимым предварительным условием преобразования мира разрушение государственности и хаос. За хаосом следовало создание утопического общества без правительств. Зачем правительства, если все будут жить свободно, в гармонии и равенстве, и не будет разницы между бедными и богатыми? Приход такого светлого будущего надо поторопить решительными действиями. И Александр Беркман (ему был 21 год) решил убить богатого промышленника Генри Фрика, у которого возник конфликт с рабочими его сталелитейного завода под Питтсбургом в Пенсильвании. Анархисты считали акты террора вполне оправданными, даже если погибнут невинные люди. Убивать следовало тех, кто, по их мнению, символизировал тиранию. Теракты, как ожидалось, должны были объединить рабочих в их борьбе за социально-политические перемены. Да, анархисты типа Александра Беркмана использовали террор для осуществления своих целей, но террор, так сказать, сфокусированный, персонифицированный, а не массовый, как это делают нынешние исламские экстремисты. Анархисты шли другим путем, возможно, не лучшим, но другим. В этом разница.
– Какую роль сыграли они в истории США? Есть ли у них последователи? Насколько актуальны их утопические идеи сегодня?
– Они были борцами за социальную справедливость, устраивали множество мирных демонстраций протеста, требуя свободы слова, соблюдения гражданских прав. Их деятельность была довольно эффективной. В те годы права и свободы соблюдались редко. Требования движения "Захвати Уолл-Стрит" во многом напоминают требования, которые выдвигали Саша и Эмма: их объединяет обеспокоенность чрезмерным влиянием крупного бизнеса и расслоением общества. Многие проблемы, о которых говорили Беркман и Гольдман 100 лет назад, актуальны и сегодня.
– Какова на ваш взгляд самая большая ошибка Александра Беркмана и Эммы Гольдман?
– Я думаю, насильственные действия – главная их ошибка. Если их идеи находили отклик у какой-то части рабочих, то методы, которые предлагали Саша и Эмма, были слишком радикальными и настораживали, даже отталкивали большинство рабочих. Они были уверены в своей правоте, убедительны и сумели собрать вокруг себя немало сторонников, среди которых были не только анархисты, но и интеллектуалы. А людей менее образованных Беркман и Голдман просто завораживали своим красноречием. Они могли добиться гораздо большего, если бы отказались от актов насилия.
– Неужели они верили в возможность абсолютной свободы, абсолютной независимости?
– Да, это не кажется рациональным. У Гольдман было больше здравого смысла. Ей идеи анархизма служили чисто моральным компасом. Но она, в отличие от Беркмана, поняла, что цели анархистов неосуществимы, что идеальное общество построить невозможно. Эмма смотрела на мир реальнее, чем Саша, который был фанатиком анархизма.
– Когда их депортировали из Соединенных Штатов в Россию, уже советскую, как они были встречены властями?
– Они были депортированы в 1919 году за антивоенную агитацию. Они давно хотели вернуться в Россию, которая, по их мнению, в результате революции должна была сделать рабочих свободными и приблизиться к тому идеалу, о котором они мечтали. По прибытии они встретились с Лениным и согласились поездить по стране, чтобы потом выступить в роли пропагандистов и рассказать о великих достижениях большевиков. Но Саша и Эмма увидели совсем не то, что хотели: увидели разруху, голод, некоторые их друзья были арестованы и репрессированы. Все это вызвало у них колоссальное разочарование.
– Если в Голливуде захотят снять фильм об этой паре, это будет комедия, трагедия, триллер, фильм ужасов?..
– Это был бы эпическо-драматический с элементами комедии фильм о большой любви на фоне переломных исторических событий. Герои драмы – влюблённые молодые люди из Российской империи, оказавшиеся в Нью-Йорке, и разочаровавшиеся в Америке. 14 лет Беркман провел в тюрьме за попытку убийства. Пока он сидел, любовь драматически окончилась, но переросла в дружбу, потом депортация в советскую Россию, очередное разочарование, скитания по Европе... Повторяю, для меня это – история большой любви и эпическая драма.
Соавтор книги Карен Эврич говорит, что на примере Александра Беркмана и Эммы Голдман ей хотелось показать сложность пути и сложность характеров двух чрезвычайно талантливых людей, мечтавших создать идеальное общество, и избравших для этого путь насилия. Об Эмме Гольдман, родившейся в 1869 году в Каунасе и умершей в 1940 в Торонто, написано довольно много. Роль Александра Беркмана (родился в Вильнюсе в 1870 и покончил собой в 1936 во Франции), оказавшего большое влияние на анархистское движение США и Европы XX века, известно гораздо меньше. Пол и Карен Эврич попытались восполнить этот пробел. Авторы описывают жизнь Александра Бермана с симпатией, хотя и признают, что его аскетический, воинствующий идеализм был слишком радикален. Настолько радикален, что под влиянием Беркмана молодой анархист, эмигрант венгерского происхождения Леон Чолгош смертельно ранил президента США Уильяма МакКинли. Это произошло 5 сентября 1901 года. Убийство президента возмутило американское общество, но Эмма Голдман приветствовала его, сравнив Чолгоша с Брутом, убившим тирана Цезаря.
Один из авторов книги – скончавшийся в 2006 году Пол Эврич – крупнейший в Америке эксперт по истории анархизма. Он читал курс лекций, посвященных российской истории и анархизму в Квинс-колледже Городского университета Нью-Йорка. За несколько лет до смерти он попросил свою дочь, литератора и редактора Карен Эврич, закончить его исследование.
- Карен, вы наверняка обсуждали с вашим отцом вопрос, почему именно евреи из Российской империи, бежавшие от погромов и преследований в Америку, привезли с собой идеи анархо-терроризма, и стали их насаждать в стране, которая дала им убежище?
- Александр Беркман и Эмма Гольдман родились и выросли в Российской империи, в Литве, оба с детства были свидетелями несправедливости и народных волнений, притеснений евреев, трудностей в получении евреями высшего образования. В то же время сами они были из относительно зажиточных семей и сумели получить хорошее образование. Оба находились под влиянием идей анархистов, проповедовавших борьбу с царским режимом методами террора. Оба считали, что Америка – это совершенно иной мир, царство справедливости, свободы и равенства. Поэтому они мечтали уехать из России именно туда. В Америку, в Нью-Йорк они приехали бедными иммигрантами, устроились рабочими, зарабатывали мало и очень быстро разочаровались в новой стране. Они примкнули к радикальным группам и стали использовать в США привезенный из Российской империи опыт террористических действий, чтобы "сделать мир лучше".
– В таком случае, кто они – борцы за всеобщее счастье или террористы?
– В основе своей анархизм – мирная философия утопического общества. Позднее анархисты стали считать необходимым предварительным условием преобразования мира разрушение государственности и хаос. За хаосом следовало создание утопического общества без правительств. Зачем правительства, если все будут жить свободно, в гармонии и равенстве, и не будет разницы между бедными и богатыми? Приход такого светлого будущего надо поторопить решительными действиями. И Александр Беркман (ему был 21 год) решил убить богатого промышленника Генри Фрика, у которого возник конфликт с рабочими его сталелитейного завода под Питтсбургом в Пенсильвании. Анархисты считали акты террора вполне оправданными, даже если погибнут невинные люди. Убивать следовало тех, кто, по их мнению, символизировал тиранию. Теракты, как ожидалось, должны были объединить рабочих в их борьбе за социально-политические перемены. Да, анархисты типа Александра Беркмана использовали террор для осуществления своих целей, но террор, так сказать, сфокусированный, персонифицированный, а не массовый, как это делают нынешние исламские экстремисты. Анархисты шли другим путем, возможно, не лучшим, но другим. В этом разница.
– Какую роль сыграли они в истории США? Есть ли у них последователи? Насколько актуальны их утопические идеи сегодня?
– Они были борцами за социальную справедливость, устраивали множество мирных демонстраций протеста, требуя свободы слова, соблюдения гражданских прав. Их деятельность была довольно эффективной. В те годы права и свободы соблюдались редко. Требования движения "Захвати Уолл-Стрит" во многом напоминают требования, которые выдвигали Саша и Эмма: их объединяет обеспокоенность чрезмерным влиянием крупного бизнеса и расслоением общества. Многие проблемы, о которых говорили Беркман и Гольдман 100 лет назад, актуальны и сегодня.
– Какова на ваш взгляд самая большая ошибка Александра Беркмана и Эммы Гольдман?
– Я думаю, насильственные действия – главная их ошибка. Если их идеи находили отклик у какой-то части рабочих, то методы, которые предлагали Саша и Эмма, были слишком радикальными и настораживали, даже отталкивали большинство рабочих. Они были уверены в своей правоте, убедительны и сумели собрать вокруг себя немало сторонников, среди которых были не только анархисты, но и интеллектуалы. А людей менее образованных Беркман и Голдман просто завораживали своим красноречием. Они могли добиться гораздо большего, если бы отказались от актов насилия.
– Неужели они верили в возможность абсолютной свободы, абсолютной независимости?
– Да, это не кажется рациональным. У Гольдман было больше здравого смысла. Ей идеи анархизма служили чисто моральным компасом. Но она, в отличие от Беркмана, поняла, что цели анархистов неосуществимы, что идеальное общество построить невозможно. Эмма смотрела на мир реальнее, чем Саша, который был фанатиком анархизма.
– Когда их депортировали из Соединенных Штатов в Россию, уже советскую, как они были встречены властями?
– Они были депортированы в 1919 году за антивоенную агитацию. Они давно хотели вернуться в Россию, которая, по их мнению, в результате революции должна была сделать рабочих свободными и приблизиться к тому идеалу, о котором они мечтали. По прибытии они встретились с Лениным и согласились поездить по стране, чтобы потом выступить в роли пропагандистов и рассказать о великих достижениях большевиков. Но Саша и Эмма увидели совсем не то, что хотели: увидели разруху, голод, некоторые их друзья были арестованы и репрессированы. Все это вызвало у них колоссальное разочарование.
– Если в Голливуде захотят снять фильм об этой паре, это будет комедия, трагедия, триллер, фильм ужасов?..
– Это был бы эпическо-драматический с элементами комедии фильм о большой любви на фоне переломных исторических событий. Герои драмы – влюблённые молодые люди из Российской империи, оказавшиеся в Нью-Йорке, и разочаровавшиеся в Америке. 14 лет Беркман провел в тюрьме за попытку убийства. Пока он сидел, любовь драматически окончилась, но переросла в дружбу, потом депортация в советскую Россию, очередное разочарование, скитания по Европе... Повторяю, для меня это – история большой любви и эпическая драма.
Соавтор книги Карен Эврич говорит, что на примере Александра Беркмана и Эммы Голдман ей хотелось показать сложность пути и сложность характеров двух чрезвычайно талантливых людей, мечтавших создать идеальное общество, и избравших для этого путь насилия. Об Эмме Гольдман, родившейся в 1869 году в Каунасе и умершей в 1940 в Торонто, написано довольно много. Роль Александра Беркмана (родился в Вильнюсе в 1870 и покончил собой в 1936 во Франции), оказавшего большое влияние на анархистское движение США и Европы XX века, известно гораздо меньше. Пол и Карен Эврич попытались восполнить этот пробел. Авторы описывают жизнь Александра Бермана с симпатией, хотя и признают, что его аскетический, воинствующий идеализм был слишком радикален. Настолько радикален, что под влиянием Беркмана молодой анархист, эмигрант венгерского происхождения Леон Чолгош смертельно ранил президента США Уильяма МакКинли. Это произошло 5 сентября 1901 года. Убийство президента возмутило американское общество, но Эмма Голдман приветствовала его, сравнив Чолгоша с Брутом, убившим тирана Цезаря.