Ссылки для упрощенного доступа

Долги Греции: выкуп за дефолт


Дата 16 ноября 2012 года неизменно указывалась в публикациях последних месяцев на темы долгового кризиса в Греции. В этот день стране предстояло выплатить кредиторам 5 млрд евро в счет текущего обслуживания накопленного долга. Точнее – выкупить свои же облигации, проданные правительством в августе для погашения выпущенных им ранее долговых обязательств. Любая просрочка, допущенная тем или иным заемщиком, очередных платежей по своим долгам и считается дефолтом.

Сумма, вроде, невелика – всего-то 1,5% от общего долга Греции на сегодня. Но именно этот платеж, как и сопутствующие ему обстоятельства, полагали некоторые эксперты, могут стать определяющими для развития ситуации вокруг долгов Греции на ближайшее время.

Еще на прошлой неделе, в канун голосования в греческом парламенте по программе жестких антикризисных мер на ближайшие годы, на которых настаивают европейские кредиторы, и по проекту госбюджета на 2013 год, премьер-министр Антонис Самарас уверял, что денег на очередной платеж по долгам в казне нет. Переговоры с кредиторами о предоставлении стране очередных кредитов лишь продолжаются. У нынешней правительственной в Греции – более половины мест в национальном парламенте, поэтому исход обоих голосований был предрешен.

На следующий же день министры финансов стран еврозоны согласились продлить срок, в течение которого Греция и обязана претворить согласованную с ними программу сокращения расходов и повышения доходов казны, сделав госбюджет страны бездефицитным. Ранее страны-кредиторы настаивали на том, что Греция должна завершить эту программу в 2014 году, теперь – в 2016-ом. По завершении встречи министров финансов стран еврозоны руководитель этой группы Жан-Клод Юнкер, премьер-министр Люксембурга, заявил на пресс-конференции, что “проблемы 16 ноября” у Греции не будет. Хотя новое обсуждение, предоставить ли стране очередные кредиты (31,5 млрд евро) в рамках общей программы финансовой помощи Евросоюза и МВФ (130 млрд евро), приостановленной в июне до завершения переговоров об условиях такой помощи, министры проведут лишь четырьмя днями позже, 20 ноября.

Как Греция намерена покрыть возникающий “кассовый разрыв”, стало ясно менее чем через сутки. Во вторник, 13 ноября, греческое правительство разместило на долговом рынке (хотя и под высокие проценты) новые краткосрочные облигации на 4 млрд евро, а в четверг – еще почти на один миллиард. После чего сообщения утром в пятницу национального агентства по управлению государственным долгом о том, что платежи проводятся, воспринимались уже как рутинные. Часть новых облигаций составили бумаги со сроками погашения через месяц, в течение которого, как можно предположить, Греция и рассчитывает получить, наконец, очередные кредиты ЕС и МВФ.

ПРЕЦЕДЕНТ ДЕФОЛТА

Общий накопленный долг Греции оценивается сегодня примерно в 330 млрд евро, что составляет почти 180% годового ВВП страны. Из этой суммы 62 млрд евро приходится на долги частным инвесторам – в основном, банкам, включая греческие, инвестиционным и другим финансовым компаниям.

Именно эти инвесторы уже понесли крупные потери по своим вложениям в греческие гособлигации. К началу марта 2012 года эти вложения составляли 206 млрд евро, то есть в три с лишним раза больше, чем сегодня. И межгосударственные кредиторы – Евросоюз, Европейский центральный банк и МВФ – поставили Греции условие: их новые кредиты страна получит лишь в том случае, если сможет договориться с частными кредиторами о масштабной реструктуризации своего долга перед ними. Читай – о списании большей его части.

Переговоры длились почти месяц, и, по сути, кредиторам предложили либо продать имеющиеся у них гособлигации Греции обратно правительству страны по сильно заниженным ценам (близким к текущим на тот момент рыночным), либо обменять эти облигации на новые, со значительно (в 2-4 раза) более дальними сроками погашения и гораздо более низкими, чем предлагалось ранее, процентами.

Многие инвесторы были вынуждены согласиться, опасаясь потерять свои вложения полностью. Другие воспротивились. А от Греции требовалось заручиться согласием не менее 90-95% всех частных кредиторов. И тогда в национальное законодательство страны были внесены поправки, которые позволяли перенести часть грядущих потерь и на несогласных. Проведенную при таких обстоятельствах “реструктуризацию” греческого долга, ставшую крупнейшей в истории мировых долговых рынков, их участники однозначно расценили как дефолт. Хотя европейские политики и сделали все, чтобы ситуацию вокруг долгов Греции так не называли.

Принятые меры, безусловно, можно приравнять к дефолту или, по крайней мере, к частичному банкротству страны, отмечал тогда в интервью РС аналитик Deutsche Bank Николаус Хайнен, хотя и этот критический порог, по его словам, страна давно прошла: мир знает, что она уже фактически обанкротилась. “Поэтому и принудительные меры греческих властей, внесенные в национальное законодательство лишь в феврале, а значит – действующие задним числом, уже воспринимались рынками как чуть ли не должное. Но, безусловно, для любой другой относительно развитой страны такой шаг стал бы просто убийственным!”

12 марта, в первый рабочий день после проведенной реструктуризации греческого долга, в результате которой потери частных кредиторов составили на тот момент примерно 75% их начальных вложений, на долговом рынке Европы впервые появились новые греческие гособлигации – выпущенные взамен старых. Инвесторы восприняли их с большим недоверием, запрашиваемая рынком доходность по этим облигациям оказалась запредельной. Хотя буквально на следующий день международное рейтинговое агентство Fitch и объявило о повышении своего рейтинга по гособлигациям Греции с уровня “ограниченный дефолт” на одну ступень.

Финансовый рынок отнюдь не забыл, что его долгое время пытались водить за нос, подпитывая лукавой статистикой и несбыточными посулами, отмечал президент Баварского финансового центра профессор Вольфганг Герке. “И неудивительно, что к новым греческим гособлигациям инвесторы отнеслись с таким недоверием”.

С тех пор прошло ровно восемь месяцев. Запрашиваемые долговым рынком проценты по гособлигациям Греции заметно снизились. Однако и участники этих рынков, и даже некоторые политики все чаще говорят сегодня о том, что Греции может потребоваться новая реструктуризация долга.

ВНОВЬ - К ЧАСТНЫМ КРЕДИТОРАМ

Среди обсуждаемых ныне схем возможной реструктуризации – новое обращение Греции к своим частным кредиторам, на долю которых сегодня приходится не более 20% всего долга страны. Правда, на этот раз – куда менее радикальное, чем весной.

Тогда правительство Греции выпустило новых своих облигаций, взамен старых, на общую сумму по номиналу в 62 млрд евро. За минувшие восемь месяцев они резко подешевели и теперь торгуются на долговом рынке из расчета примерно 25 центов за каждый евро номинала. Этой ситуацией Греции и предлагают воспользоваться. А именно: выкупить у частных кредиторов их облигации по цене, превышающей текущую рыночную – например, по 30-40 центов за один евро номинальной стоимости. Если частные кредиторы проявят интерес, то накопленный долг Греции перед ними может сократиться, по некоторым экспертным оценкам, наполовину или даже больше, заметно сократив и общую сумму долга страны.

Интерес этот, понятно, будет зависеть от предложенных условий сделки, поэтому и прогнозировать его пока сложно. Тем не менее, даже первые информационные сообщения со ссылкой на неназванные источники о том, что вариант такого выкупа, якобы, обсуждается, привели к росту котировок греческих облигаций, отмечает аналитик долгового рынка из российского инвестиционного финансового Дома “Капиталъ” Владимир Харченко. С одной стороны, речь идет о выкупе по цене, превышающей текущий их уровень. А с другой стороны, сократившийся в результате такого выкупа общий долг Греции станет более управляемым, что повысит стоимость оставшихся облигаций: ведь кредиторы, даже согласившись на новое предложение Греции, могут продать ей не все греческие долговые обязательства, которыми они располагают. Часть – придержат, в расчете на будущий рост цен.

С точки зрения самого долгового рынка, такое предложение представляется вполне разумным, соглашается руководитель дирекции анализа долговых инструментов российской инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Дмитрий Дудкин. И если Греция сможет предложить привлекательные условия выкупа, многие кредиторы будут готовы на них согласиться, прогнозирует эксперт. “Но где взять деньги на такую операцию? Ведь речь идет о десятках миллиардах евро, которых у самой Греции явно нет”.

Эти средства страна могла бы получить в виде кредитов от международных кредиторов. Если, конечно, им прежде удастся договориться между собой.

ДВУХЛЕТНЕЕ ПРЕТКНОВЕНИЕ

В минувший понедельник ранее скрываемые разногласия двух главных кредиторов Греции – стран еврозоны и Международного валютного фонда - стали явными. На пресс-конференции по итогам очередной встречи европейских министров финансов руководитель их группы Жан-Клод Юнкер и директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард впервые поспорили публично.

О чем же, собственно? До недавнего времени кредиторы обязывали Грецию представить планы сокращения общего объема накопленного долга с нынешних примерно 180% ВВП и ожидаемых в 2014 году 190% до 120% не позднее, чем к 2020 году. Для сравнения, предельный уровень, установленный для стран еврозоны – 60% ВВП, хотя средний фактический для них на сегодня – почти 90%. Теперь же страны еврозоны считают необходимым отсрочить дедлайн на два года, до 2022-го, тогда как МВФ продолжает настаивать на первом варианте.

За техническим, на первый взгляд, разногласием кроется принципиальное. МВФ призывает европейских кредиторов Греции взять на себя часть потерь по предоставленным стране кредитам. В столицах стран еврозоны призыв сей фактически воспринимается как предложение либо списать часть этого долга, либо предоставить Греции дополнительно новые кредиты с тем, чтобы 120%-ый уровень госдолга был достигнут ей именно к 2020 году.

И тот, и другой вариант напрямую связаны с деньгами европейских налогоплательщиков, а потому решительно отвергаются политиками. По крайней мере, публично. Хотя иногда их прорывает. Судя по сообщению бельгийской газеты De Standaard, в минувший вторник руководитель национального банка Бельгии Люк Коэн, входящий по должности в совет управляющих Европейского центрального банка, выступая перед студентами университета в Генте, заявил, что без частичного списания кредиторами долга Греции стране не удастся выйти из кризиса.

В тот же день руководитель финансово-экономического ведомства Европейской комиссии Олли Рен заявил, что для разрешения долговых проблем Греции необходим комплекс мер кредиторов, однако они не затронут основного долга страны. Если так, то речь может идти, например, о снижении процентных ставок по уже предоставленным Греции кредитам или новым, а также о продлении сроков их возвращения. Среди других обсуждаемых мер – отказ Европейского центрального банка, являющегося крупным держателем греческих гособлигаций, от получения причитающихся процентов по ним (а это - 13-15 млрд евро, по предварительным оценкам) и распределение этих средств между странами еврозоны.
Другими словами, логика европейских политиков сводится к тому, что хороши любые технические решения, которые не затрагивали бы интересы налогоплательщиков, то есть избирателей.

Однако в пятницу, 16 ноября, о возможности частичного списания греческого долга в будущем заявил и председатель Bundesbank Йенс Вайдман. По его словам, крупнейшим кредиторам страны придется в итоге пойти на это, чтобы открыть Греции возможность самостоятельно кредитоваться на долговых рынках (ныне для нее фактически закрытых высокими процентами за риск). Но прежде, подчеркнул глава центробанка Германии, правительству Греции предстоит провести целый ряд экономических и финансовых реформ, в полной мере доказав кредиторам серьезность своих намерений.

В целом на долю правительств стран еврозоны и Европейского центрального банка сегодня приходится почти две трети общего накопленного долга Греции. Проведенная весной реструктуризация эту его часть никак не затронула. Теперь подходит ее очередь?

Выкуп правительством Греции части своих облигаций у частных кредиторов (если они согласятся и на это найдутся деньги) позволит сократить греческий долг в лучшем случае на 10-12%. Маловато для возобновления роста экономики Греции, уже пять лет пребывающей в рецессии...
XS
SM
MD
LG