Ссылки для упрощенного доступа

"Политические императивы отличаются от города к городу"


Дарко Карачич, автор боснийской части исследования "Ревизия прошлого"
Дарко Карачич, автор боснийской части исследования "Ревизия прошлого"
О боснийском разделе исследования "Ревизия прошлого" - докторант Центрально-европейского университета в Будапеште, уроженец Боснии Дарко Карачич.

- У нас политику памяти определяют политические партии. Но определенное влияние на нее, особенно на память о партизанах, оказывают и некоторые организации, такие как Союз объединений бойцов народно-освободительной войны – он был создан сразу после второй мировой войны в социалистической Югославии и в бывших ее республиках и существует до сих пор. Этот союз ветеранов определял политику памяти партизан во время коммунистического строя в Югославии и продолжал ту же политику и после 1990 года, после первых многопартийных выборов в Боснии и Герцеговине.

- Но уничтожение памятников антифашизму ведь началось сразу после первых многопартийных выборов в Боснии, на которых победили националисты.

- Активное уничтожение памятников и любых других символов памяти второй мировой войны, воспоминаний о титовских партизанах началось сразу после выборов в одной части Боснии и Герцеговины - в той части республики, которая была под контролем военизированной организации «Хорватский совет обороны» (HVO) . В хорватской части Боснии и Герцеговины сразу начали менять названия всех улиц, которые каким бы то ни было образом напоминали партизан и их роль во время второй мировой войны. В остальных двух частях Боснии – в сербской, под контролем войск Республики сербской, и в мусульманской, под контролем Армии Боснии и Герцеговины, царило забвение. Там не было политики активного разрушения и уничтожения мест памяти партизан, хотя отдельные инциденты и случались. Там просто считалось, что после падения югославского социалистического режима эта часть нашего прошлого совершенно не важна. А на территории, которую во время и после войны контролировали Войска Республики Сербской, некоторые из мест памяти партизан были просто «присвоены» - они стали местами памяти движения четников.

- Именно в Боснии и Герцеговине во время второй мировой войны происходили крупные сражения и славные победы партизан под руководством Иосипа Броз Тито над фашистскими силами. Решающей считается битва в долине реки Сутьеска, где летом 1943 года целый месяц 22 тысячи югославских партизан сражались с наступающими фашистскими войсками численностью в 127 тысяч человек. Погибла треть партизанских отрядов, но немцы были остановлены. Это сражение в истории Югославии занимает такое же место, как Сталинградская битва в истории СССР. На горе Тьентиште позже был воздвигнут большой мемориал.

- Тьентиште было центральным местом памяти всей Социалистической Югославии. На Тьентиште до падения социалистического режима собирались в организованном порядке люди со всей страны. Коммунистическая партия Югославии – Союз коммунистов - каждый год организовала многочисленные мемориальные мероприятия, особенно крупными они были каждый пятый и десятый год от событий второй мировой войны. Тогда там порой собирались более 100 тысяч человек. Но все прекратилось в конце 80-х – даже судя по газетным публикациям тех времен можно понять, что и до падения коммунистического режима в Югославии, когда он только начал шататься, о Тьентиште в стране стали забывать. В 1990 и 1991 году пресса отмечала, что люди больше на Тьентиште не приезжают. Проведение ежегодных памятных торжеств было прекращено. И только с 2000 года на Тьентиште снова начали отмечать важное событие второй мировой войны – битву между партизанами и фашистами.

- Кто после боснийской войны начал вновь организовывать памятные церемонии на мемориале в Тьентиште?

- Вначале вместе две стороны – сербы из Республики Сербской и бошняки из боснийской Федерации. Ключевую роль в этом играли две организации Союза ветеранов Народно-освободительной войны двух частей страны. Но через пару лет, в 2003 году, эти организации разделились, как сами сообщили, «по идеологическим причинам». Федеральный союз бойцов Народно-освободительной войны выступил против того, что в организации ежегодной акции памяти участвуют политические органы Республики Сербской. Такой раскол продолжался и позже. А в 2006 году и вовсе на Тьентиште были организованы два отдельных мероприятия, с разницей в семь дней – в одни выходные там провели церемонию бошняки из Федерации Боснии и Герцеговины, а на следующие – сербы из Республики Сербской.

- А в чем настоящая причина раскола?

- Причина ссоры между этими двумя организациями, и в частности, политиками, принимающими участие в этих манифестациях, состоит в том, что они хотели их превратить каждый в свою политическую трибуну. Например, в 2006 году на первых страницах газет были опубликованы фотографии политиков, выступивших на торжественной церемонии, и их речи. Там были все ведущие политики тех времен, а выступали они лишь потому, чтобы воспользоваться моментом и расширить возможности своей политической пропаганды.

- В каком состоянии сегодня эти места памяти в Боснии и Герцеговине?

- На одной части территории Боснии и Герцеговины их разрушение проводилось систематично. Большинство этих памятников, мемориальных досок, мест памяти с надписями, которые напоминали про партизанскую борьбу во время второй мировой войны, были уничтожены или сняты. Некоторые из них находятся в таком запущенном состоянии, что практически не видны. Первыми под удар попали бюсты героев – ведь их больше всего было видно, они были выставлены на публичных местах – у государственных зданий, у канцелярий местного самоуправления, у школ и фабрик. Большинство этих бюстов уничтожено или куда-то убрано. В некоторых местах они позже были возвращены, но такое случалось редко. Вообще, политика памяти о партизанах времен второй мировой войны на территории Боснии и Герцеговины настолько разнородна, что трудно даже делать общий вывод. Политические императивы отличаются от города к городу, от деревни к деревне. Политика памяти очень менялась. Случалось, что в одном из двух соседних сел все еще стоят памятные знаки партизанам, а в другом все разрушено. И так по всей Боснии – в зависимости от присутствия определенного военного формирования во время последней войны. Военное присутствие означало власть над этой территорией, и правящие партии могли определять свою политику памяти по отношению к партизанам, как и к любым другим событиям прошлого.
XS
SM
MD
LG