Немецкие лингвисты и исследователи народной культуры братья Якоб и Вильгельм Гримм – одни из самых известных в мире немцев. Они собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными.
Сегодня, наверное, правильно было бы назвать эти сборники «Сказки от братьев Гримм». Как собиратели сказок Братья Гримм известны во всем мире. 200 лет назад, в декабре 1812 года, вышел их первый сборник сказок, и это событие отмечается как в Германии, так и за ее пределами. Братья родились недалеко от Франкфурта в городе Ханау, долгое время жили в Касселе, как раз тогда, когда были заняты собиранием и изданием сказок, а умерли оба брата в Берлине, где и похоронены. На последней версии немецкой национальной валюты оба брата были изображены на купюре в тысячу марок. Сейчас трудно себе представить, что многие известные нам сказки существовали до поры до времени как фольклор, передавались из уст в уста, что существовали рассказчики – точнее, чаще всего рассказчицы – сказок, для которых занятие это было профессией. Так было еще 200 лет назад в Германии. Так было до братьев Гримм.
Самые немецкие сказки, которые стали нам известны от братьев Гримм, – это, конечно же, «Хензель и Гретель», «Бременские музыканты». Основная версия творчества братьев говорит нам о том, что они собирали сказки в народе, подвергали их литературной обработке, сохраняя народный стиль, и затем публиковали. Но в действительности братья не всегда обращались к чисто немецким источникам. Во-вторых, Якоб и Вильгельм Гримм, хотя и знали родной край, но собирали свои сказки, часто не выходя из собственного салона, приглашая в качестве рассказчиц дочерей горожан, которые запомнили волшебные истории со слов своих кормилиц или служанок. Поэтому части сказок приходилось искусственно придавать народный тон. А вот некоторым грубым сказкам, услышанным от простых людей, давалась литературная обработка, и это было причиной ссор братьев, так как, по мнению старшего, Якоба, младший Вильгельм слишком уж много присочинял, а старший хотел оставить фольклор таким, какой он есть. Но на этом противоречии и творческих спорах, скорее всего, и основан успех неповторимого стиля сказок, двухсотлетний юбилей которых отмечается в эти дни.
– Есть много стран, в которых вообще впервые издается полное собрание сказок братьев Гримм, а это 200 текстов и десять детских легенд, – рассказывает директор музея братьев Гримм в Касселе Бернхард Лауэр. – Активно будет отмечаться год сказочников, например, в Японии, где в Токио и Осаке пройдут дни братьев Гримм. Подобные фестивали состоятся также в Глазго, Лондоне и Риме. Братьям посвящены разнообразные выставки во многих странах, наблюдается повышенный интерес к их жизни и творчеству со стороны киноиндустрии: в Германии новые экранизации сказок к Рождеству давно – традиция, но есть новые фильмы и в Голливуде. Я имею в виду не только странный фильм «Братья Гримм» или ленту «Белоснежка и охотник», американский фэнтезийный приключенческий фильм режиссера Руперта Сандерса, но могу назвать также и новый кровавый кримисериал в США под названием «Гримм». Правда, этот фильм только называется «Гримм», а в действительности больше ничего общего с нашими героями не имеет. Мне, скажу честно, немецкие фильмы по сказкам братьев Гримм нравятся больше.
Меня часто спрашивают, какая из сказок братьев Гримм наиболее известна в мире? Думаю, не ошибусь, если скажу, что таковыми являются «Белоснежка», «Золушка», «Красная Шапочка», «Госпожа Метелица» и «Хензель и Гретель». Следует заметить, что как раз сказки, которые известны и в других европейских традициях как собственные, например в Италии или Франции, были рассказаны братьями Гримм стилистически так особенно романтично, что именно их версии оказались в фокусе мирового культурного наследия. Конечно, я не оспариваю при этом известность и популярность сказок 1001 ночи, например, или сказок Андерсена, с которыми у сказок Братьев Гримм можно найти иногда пересечения. Я считаю важным, что сказки братьев Гримм, пережившие за свою 200-летнюю историю немало критических отзывов, живы и интересны по сей день, а их восхитительный романтический стиль, как и моральные ценности, трогают и детей, и взрослых, часто приводят их в восторг, – говорит Бернхард Лауэр.
Главным событием года братьев Гримм считается выставка «Экспедиция Гримм», которая откроется в Касселе в конце апреля.
Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»
Сегодня, наверное, правильно было бы назвать эти сборники «Сказки от братьев Гримм». Как собиратели сказок Братья Гримм известны во всем мире. 200 лет назад, в декабре 1812 года, вышел их первый сборник сказок, и это событие отмечается как в Германии, так и за ее пределами. Братья родились недалеко от Франкфурта в городе Ханау, долгое время жили в Касселе, как раз тогда, когда были заняты собиранием и изданием сказок, а умерли оба брата в Берлине, где и похоронены. На последней версии немецкой национальной валюты оба брата были изображены на купюре в тысячу марок. Сейчас трудно себе представить, что многие известные нам сказки существовали до поры до времени как фольклор, передавались из уст в уста, что существовали рассказчики – точнее, чаще всего рассказчицы – сказок, для которых занятие это было профессией. Так было еще 200 лет назад в Германии. Так было до братьев Гримм.
Самые немецкие сказки, которые стали нам известны от братьев Гримм, – это, конечно же, «Хензель и Гретель», «Бременские музыканты». Основная версия творчества братьев говорит нам о том, что они собирали сказки в народе, подвергали их литературной обработке, сохраняя народный стиль, и затем публиковали. Но в действительности братья не всегда обращались к чисто немецким источникам. Во-вторых, Якоб и Вильгельм Гримм, хотя и знали родной край, но собирали свои сказки, часто не выходя из собственного салона, приглашая в качестве рассказчиц дочерей горожан, которые запомнили волшебные истории со слов своих кормилиц или служанок. Поэтому части сказок приходилось искусственно придавать народный тон. А вот некоторым грубым сказкам, услышанным от простых людей, давалась литературная обработка, и это было причиной ссор братьев, так как, по мнению старшего, Якоба, младший Вильгельм слишком уж много присочинял, а старший хотел оставить фольклор таким, какой он есть. Но на этом противоречии и творческих спорах, скорее всего, и основан успех неповторимого стиля сказок, двухсотлетний юбилей которых отмечается в эти дни.
– Есть много стран, в которых вообще впервые издается полное собрание сказок братьев Гримм, а это 200 текстов и десять детских легенд, – рассказывает директор музея братьев Гримм в Касселе Бернхард Лауэр. – Активно будет отмечаться год сказочников, например, в Японии, где в Токио и Осаке пройдут дни братьев Гримм. Подобные фестивали состоятся также в Глазго, Лондоне и Риме. Братьям посвящены разнообразные выставки во многих странах, наблюдается повышенный интерес к их жизни и творчеству со стороны киноиндустрии: в Германии новые экранизации сказок к Рождеству давно – традиция, но есть новые фильмы и в Голливуде. Я имею в виду не только странный фильм «Братья Гримм» или ленту «Белоснежка и охотник», американский фэнтезийный приключенческий фильм режиссера Руперта Сандерса, но могу назвать также и новый кровавый кримисериал в США под названием «Гримм». Правда, этот фильм только называется «Гримм», а в действительности больше ничего общего с нашими героями не имеет. Мне, скажу честно, немецкие фильмы по сказкам братьев Гримм нравятся больше.
Меня часто спрашивают, какая из сказок братьев Гримм наиболее известна в мире? Думаю, не ошибусь, если скажу, что таковыми являются «Белоснежка», «Золушка», «Красная Шапочка», «Госпожа Метелица» и «Хензель и Гретель». Следует заметить, что как раз сказки, которые известны и в других европейских традициях как собственные, например в Италии или Франции, были рассказаны братьями Гримм стилистически так особенно романтично, что именно их версии оказались в фокусе мирового культурного наследия. Конечно, я не оспариваю при этом известность и популярность сказок 1001 ночи, например, или сказок Андерсена, с которыми у сказок Братьев Гримм можно найти иногда пересечения. Я считаю важным, что сказки братьев Гримм, пережившие за свою 200-летнюю историю немало критических отзывов, живы и интересны по сей день, а их восхитительный романтический стиль, как и моральные ценности, трогают и детей, и взрослых, часто приводят их в восторг, – говорит Бернхард Лауэр.
Главным событием года братьев Гримм считается выставка «Экспедиция Гримм», которая откроется в Касселе в конце апреля.
Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»