С 2001 года 16 января во всем мире по решению ЮНЕСКО отмечается Всемирный день Beatles. Отличием празднования в этом году стало решение британских властей включить дома в Ливерпуле, в которых прошло детство Джона Леннона и Пола Маккартни, в список охраняемых государством исторических объектов.
Дом Джона Леннона – на Фортин-роуд, 20, Пола Маккартни – на Менлав-авеню, 251. В доме Леннона, в котором он жил с пяти лет вместе с воспитывавшей его теткой Мими, и в доме Маккартни были написаны многие ранние песни группы, в частности их первая песня Please, Please Me. Там же юные «битлы» устраивали свои первые репетиции.
Что касается ливерпульских домов Джорджа Харрисона и Ринго Старра, то прошение о придании им исторического статуса было отклонено на том основании, что их столько раз перестраивали и модернизировали, что в них мало что осталось от внешнего вида тех домов, где прошло детство и юность «битлов». Отклонено было и предложение включить в список охраняемых государством объектов детский дом «Строберри Филдс», находившийся неподалеку от дома Леннона. В саду этого приюта Джон Леннон часто играл с жившими в нем сиротами. Здание приюта также претерпело серьезные архитектурные изменения. Сейчас оба исторических дома находятся в ведении организации «Английское наследие».
Британский министр по делам туризма и культурного наследия Джон Пенроуз, объявляя о включении ливерпульских домов Леннона и Маккартни в список исторических памятников, заявил, что музыкальное наследие группы The Beatles оказало и продолжает оказывать огромное влияние на западную культуру и западную жизнь. «Эти дома, – сказал министр, – возможно, внешне непримечательные, были тщательно отреставрированы, чтобы придать им тот вид, который они имели во времена детства легендарных музыкантов».
Решение правительства о придании этим домам статуса исторических памятников было сделано по предложению организации «Английское наследие», занимающейся охраной культурных памятников и природных достопримечательностей. Статус исторического памятника означает, что эти дома не могут быть перестроены или каким-либо образом реставрированы без специального разрешения экспертов этой организации.
По мнению биографа группы The Beatles, автора книги «Джон Леннон. Жизнь» Филиппа Нормана, Ливерпуль был очень важен в культурном отношении для возникновения и становления The Beatles:
«Ливерпуль – крупный морской порт, и туда всегда проникало много американской популярной музыки. Там можно было обнаружить пластинки, которых не было в других городах Британии. Попадали они в город через моряков и другой персонал трансатлантических лайнеров. Так что жители Ливерпуля были знакомы с такими стилями американской популярной музыки, как кантри-энд-вестерн, блюз, ритм-энд-блюз. Будущие члены The Beatles своим музыкальным образованием обязаны Ливерпулю и его широким музыкальным связям и возможностям. Так что тот факт, что дома, в которых прошло детство Леннона и Маккартни, стали охраняемыми историческими памятниками, – очень примечательное событие.
Уверен, что тысячи людей наверняка посетят их, превратив в своего рода религиозные «храмы», к которым начнется паломничество. Особенно важен в этом отношении дом, где прошло детство Леннона. Когда смотришь на это здание, невольно возникает сомнение в справедливости замечания Леннона, что он «пролетарский герой» (как он себя называл). Его дом – весьма «буржуазное» солидное строение в тюдоровском стиле. Его детство прошло в комфортабельных условиях фешенебельного пригорода. У Пола Маккартни был более простой и более дешевый дом.
Надо сказать, что Ливерпуль отнюдь не сразу признал The Beatles важным достоянием своей культурной истории. Это признание происходило довольно медленно. Городские власти медленно осознавали тот огромный интерес к The Beatles и их музыке, который возник во всем мире. Но сейчас, конечно, наследие The Beatles там всячески почитается. Памятные для группы места стали объектами паломничества и в других городах. В Лондоне, например, сотни туристов приходят к студии «Эбби-роуд» и к перекрестку на Эбби-роуд, который стал знаменит благодаря фотографии на обложке одноименного альбома The Beatles: на ней четыре битла пересекают улицу по «зебре». Люди приезжают посмотреть, где Джон Леннон жил и в графстве Суррей. Публицист Дерек Тэйлор назвал отношения The Beatles и ХХ века «величайшим романом». Похоже, что сейчас все хотят прочитать этот роман!»
Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»
Дом Джона Леннона – на Фортин-роуд, 20, Пола Маккартни – на Менлав-авеню, 251. В доме Леннона, в котором он жил с пяти лет вместе с воспитывавшей его теткой Мими, и в доме Маккартни были написаны многие ранние песни группы, в частности их первая песня Please, Please Me. Там же юные «битлы» устраивали свои первые репетиции.
Что касается ливерпульских домов Джорджа Харрисона и Ринго Старра, то прошение о придании им исторического статуса было отклонено на том основании, что их столько раз перестраивали и модернизировали, что в них мало что осталось от внешнего вида тех домов, где прошло детство и юность «битлов». Отклонено было и предложение включить в список охраняемых государством объектов детский дом «Строберри Филдс», находившийся неподалеку от дома Леннона. В саду этого приюта Джон Леннон часто играл с жившими в нем сиротами. Здание приюта также претерпело серьезные архитектурные изменения. Сейчас оба исторических дома находятся в ведении организации «Английское наследие».
Британский министр по делам туризма и культурного наследия Джон Пенроуз, объявляя о включении ливерпульских домов Леннона и Маккартни в список исторических памятников, заявил, что музыкальное наследие группы The Beatles оказало и продолжает оказывать огромное влияние на западную культуру и западную жизнь. «Эти дома, – сказал министр, – возможно, внешне непримечательные, были тщательно отреставрированы, чтобы придать им тот вид, который они имели во времена детства легендарных музыкантов».
Решение правительства о придании этим домам статуса исторических памятников было сделано по предложению организации «Английское наследие», занимающейся охраной культурных памятников и природных достопримечательностей. Статус исторического памятника означает, что эти дома не могут быть перестроены или каким-либо образом реставрированы без специального разрешения экспертов этой организации.
По мнению биографа группы The Beatles, автора книги «Джон Леннон. Жизнь» Филиппа Нормана, Ливерпуль был очень важен в культурном отношении для возникновения и становления The Beatles:
«Ливерпуль – крупный морской порт, и туда всегда проникало много американской популярной музыки. Там можно было обнаружить пластинки, которых не было в других городах Британии. Попадали они в город через моряков и другой персонал трансатлантических лайнеров. Так что жители Ливерпуля были знакомы с такими стилями американской популярной музыки, как кантри-энд-вестерн, блюз, ритм-энд-блюз. Будущие члены The Beatles своим музыкальным образованием обязаны Ливерпулю и его широким музыкальным связям и возможностям. Так что тот факт, что дома, в которых прошло детство Леннона и Маккартни, стали охраняемыми историческими памятниками, – очень примечательное событие.
Уверен, что тысячи людей наверняка посетят их, превратив в своего рода религиозные «храмы», к которым начнется паломничество. Особенно важен в этом отношении дом, где прошло детство Леннона. Когда смотришь на это здание, невольно возникает сомнение в справедливости замечания Леннона, что он «пролетарский герой» (как он себя называл). Его дом – весьма «буржуазное» солидное строение в тюдоровском стиле. Его детство прошло в комфортабельных условиях фешенебельного пригорода. У Пола Маккартни был более простой и более дешевый дом.
Надо сказать, что Ливерпуль отнюдь не сразу признал The Beatles важным достоянием своей культурной истории. Это признание происходило довольно медленно. Городские власти медленно осознавали тот огромный интерес к The Beatles и их музыке, который возник во всем мире. Но сейчас, конечно, наследие The Beatles там всячески почитается. Памятные для группы места стали объектами паломничества и в других городах. В Лондоне, например, сотни туристов приходят к студии «Эбби-роуд» и к перекрестку на Эбби-роуд, который стал знаменит благодаря фотографии на обложке одноименного альбома The Beatles: на ней четыре битла пересекают улицу по «зебре». Люди приезжают посмотреть, где Джон Леннон жил и в графстве Суррей. Публицист Дерек Тэйлор назвал отношения The Beatles и ХХ века «величайшим романом». Похоже, что сейчас все хотят прочитать этот роман!»
Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»