Активизация общественной дискуссии о роли православной церкви в России, дело группы Pussy Riot, находящиеся на обсуждении в Государственной думе охранительные законы, в том числе так называемый «гомофобский закон», по мнению экспертов, свидетельствуют о росте агрессии в настроениях части населения страны. О степени толерантности россиян к ЛГБТ-сообществу и архетипе российского общественного сознания РС рассказывает социолог Левада-центра Наталия Зоркая.
– Мы проводим опросы – в широком смысле слова – по этой теме давно, еще с конца 1980-х годов. Отношение россиян к представителям сексуальных меньшинств на протяжении последних десятилетий оставалось осторожно-неприязненным, но в 90-е годы агрессии по отношению к этой группе населения не было вовсе. Было неприятие, раздражение, но агрессивных чувств мы не фиксировали. В последнее время эти настроения усилились в свете псевдоморализаторской деятельности нашего авторитарного режима, который рисует угрожающие образы врагов народа: то это педофилы, то это наркоманы, то это сексуальные меньшинства. Об ЛГБТ-сообществе говорят как о носителе какой-то социальной болезни, связывают это все с «тлетворным влиянием Запада». Одним словом, в обществе нагнетаются запретительные настроения. Агрессивность повышается, хотя само отношение к гомосексуальности у большинства населения, повторю, негативное. Около 20% респондентов относятся к сексуальным меньшинствам нейтрально. Когда мы задаем вопросы о дискриминации, то немногие с ней согласны – приблизительно 30-35%. Почти половина опрошенных нами в 2012 году россиян (46%) считают, что геи и лесбиянки должны пользоваться в России такими же правами, как и другие граждане.
– В последний год активизировалась дискуссия о роли в российском обществе Православной церкви. Эта дискуссия - так же, как и связанное с Православной церковью дело Pussy Riot - прямо не имеет отношения к ЛГБТ-сообществу. Тем не менее, есть какая-то корреляция в общественном сознании этих тем?
– Мне кажется, что есть, потому что власть и церковь через государственные средства массовой информации только и делают, что твердят об опоре на «традиционные ценности», на традиционную мораль, традиционную культуру. Все эти понятия не несут в себе реального смысла, это апелляция к пустым конструкциям. Но следствием этой пропаганды является накапливание в обществе агрессивных настроений. Это жесткая «осудительная» позиция по отношению ко всему, что отличается от консервативной нормы. Отношение большинства населения к Pussy Riot было очень жестким и негативным. Я не думаю, что речь шла об оскорблении религиозных чувств, потому что религиозность в российском обществе очень поверхностная, декларативная. И в наших опросах это не раз проявлялось: при очень слабой религиозной культуре и почти полном отсутствии религиозных практик россияне считают себя воцерковленными. Происходит просто нагнетание отрицательного, агрессивного отношения ко всем тем, кто против, к тем, кто другой, к тем, кто пытается жить по-другому.
– Это типично для доминирующего в России типа общественного сознания: попытка агрессивного отторжения всего того, что не считается своим, что предстает как чужое?
– В начале 1990-х годов некоторые исследователи занимали несколько наивную позицию: вот-вот произойдет трансформация человеческого типа, базовой личности нашего общества. Но оказалось, что все старые комплексы, присущие советскому человеку (а может быть надо посмотреть глубже в историю), возрождаются. Один из главных комплексов – неприятие всего чужого, деление всего на свое и чужое. Эта архаичная структура понимания мира в том или ином виде присутствует во всех обществах, но в России она становится доминирующей. Это видно и по тому, что в 2000-е годы в обществе очень сильно выросла ксенофобия, этническая неприязнь. Показная, демонстративная религиозность выступает здесь как этноидентификационная конструкция, большую роль играет этический ксенофобский комплекс: отторжение того, что непонятно, отторжение того, что не укладывается в примитивные представления о человеке. Быть как все – вот это правильно.
– ЛГБТ-сообщество в России в последние годы ведет себя активнее, старается публично заявлять о своих правах. Это попытка открыться обществу, в том числе с некоторой эдукативной целью, чтобы лучше рассказать о себе и доказать – «на самом деле мы такие же, как и вы». Такого рода попытки приносят результат?
– В обществе по-прежнему где-то порядка 20% – люди, которые (в силу лучшего образования и других причин) обладают способностью к рефлексии, пониманию другого, опираются на различные источники информации. Но сказать, что таких людей становится больше – по крайней мере, в социологических терминах, – нельзя. Россия в этом отношении делает самые первые шаги.
Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»
– Мы проводим опросы – в широком смысле слова – по этой теме давно, еще с конца 1980-х годов. Отношение россиян к представителям сексуальных меньшинств на протяжении последних десятилетий оставалось осторожно-неприязненным, но в 90-е годы агрессии по отношению к этой группе населения не было вовсе. Было неприятие, раздражение, но агрессивных чувств мы не фиксировали. В последнее время эти настроения усилились в свете псевдоморализаторской деятельности нашего авторитарного режима, который рисует угрожающие образы врагов народа: то это педофилы, то это наркоманы, то это сексуальные меньшинства. Об ЛГБТ-сообществе говорят как о носителе какой-то социальной болезни, связывают это все с «тлетворным влиянием Запада». Одним словом, в обществе нагнетаются запретительные настроения. Агрессивность повышается, хотя само отношение к гомосексуальности у большинства населения, повторю, негативное. Около 20% респондентов относятся к сексуальным меньшинствам нейтрально. Когда мы задаем вопросы о дискриминации, то немногие с ней согласны – приблизительно 30-35%. Почти половина опрошенных нами в 2012 году россиян (46%) считают, что геи и лесбиянки должны пользоваться в России такими же правами, как и другие граждане.
– В последний год активизировалась дискуссия о роли в российском обществе Православной церкви. Эта дискуссия - так же, как и связанное с Православной церковью дело Pussy Riot - прямо не имеет отношения к ЛГБТ-сообществу. Тем не менее, есть какая-то корреляция в общественном сознании этих тем?
– Мне кажется, что есть, потому что власть и церковь через государственные средства массовой информации только и делают, что твердят об опоре на «традиционные ценности», на традиционную мораль, традиционную культуру. Все эти понятия не несут в себе реального смысла, это апелляция к пустым конструкциям. Но следствием этой пропаганды является накапливание в обществе агрессивных настроений. Это жесткая «осудительная» позиция по отношению ко всему, что отличается от консервативной нормы. Отношение большинства населения к Pussy Riot было очень жестким и негативным. Я не думаю, что речь шла об оскорблении религиозных чувств, потому что религиозность в российском обществе очень поверхностная, декларативная. И в наших опросах это не раз проявлялось: при очень слабой религиозной культуре и почти полном отсутствии религиозных практик россияне считают себя воцерковленными. Происходит просто нагнетание отрицательного, агрессивного отношения ко всем тем, кто против, к тем, кто другой, к тем, кто пытается жить по-другому.
– Это типично для доминирующего в России типа общественного сознания: попытка агрессивного отторжения всего того, что не считается своим, что предстает как чужое?
– В начале 1990-х годов некоторые исследователи занимали несколько наивную позицию: вот-вот произойдет трансформация человеческого типа, базовой личности нашего общества. Но оказалось, что все старые комплексы, присущие советскому человеку (а может быть надо посмотреть глубже в историю), возрождаются. Один из главных комплексов – неприятие всего чужого, деление всего на свое и чужое. Эта архаичная структура понимания мира в том или ином виде присутствует во всех обществах, но в России она становится доминирующей. Это видно и по тому, что в 2000-е годы в обществе очень сильно выросла ксенофобия, этническая неприязнь. Показная, демонстративная религиозность выступает здесь как этноидентификационная конструкция, большую роль играет этический ксенофобский комплекс: отторжение того, что непонятно, отторжение того, что не укладывается в примитивные представления о человеке. Быть как все – вот это правильно.
– ЛГБТ-сообщество в России в последние годы ведет себя активнее, старается публично заявлять о своих правах. Это попытка открыться обществу, в том числе с некоторой эдукативной целью, чтобы лучше рассказать о себе и доказать – «на самом деле мы такие же, как и вы». Такого рода попытки приносят результат?
– В обществе по-прежнему где-то порядка 20% – люди, которые (в силу лучшего образования и других причин) обладают способностью к рефлексии, пониманию другого, опираются на различные источники информации. Но сказать, что таких людей становится больше – по крайней мере, в социологических терминах, – нельзя. Россия в этом отношении делает самые первые шаги.
Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»