Вчера, просматривая англоязычные археологические блоги, обнаружил ссылку на британский таблоид Daily Mail, на публикацию с заголовком «Бриллиантовые бусы Клеопатры: древнеегипетская драгоценность найдена в сибирском захоронении жрицы-девственницы». Под таким истошно-желтым заголовком шла заметка о находке археологов из новосибирского Института археологии и этнографии: в кургане на Алтае они обнаружили мумию девушки с прекрасно сохранившимися бусами на шее.
Восемнадцать стеклянных бусин, сделанных в технике миннефолли, сохранили пестрые цвета настолько хорошо, что сложно поверить в их возраст – около 2400 лет. «Хотя оно было найдено девять лет назад, фотографии этого бесценного ожерелья археологи опубликовали впервые», – говорилось в статье.
Чтобы выяснить, какое отношение к реальности имеют факты, изложенные в британском таблоиде, я позвонил автору открытия, профессору Андрею Бородовскому. Оказалось, что в истории из Daily Mail вымысла больше, чем правды: ни к бриллиантам, ни к Клеопатре бусы отношения не имеют. Это украшение действительно нашли в 2004 году, и тогда же археологи рассказали о своей находке в русском National Geographic. В 2011-м была научная статья про захоронение с бусами в «Вестнике НГУ». На этом публикации заканчиваются, а жаль, поскольку за десять лет исследовательская группа Андрея Бородовского раскопала больше ста курганов и нашла массу не менее замечательных вещей, о которых мы с руководителем экспедиций проговорили целый час. Также он переслал мне фотографии некоторых сокровищ, опубликовать которые впервые для меня большая честь.
По словам профессора Бородовского, обладательница бус принадлежала к пазырыкской культуре, носители которой жили в железном веке, то есть в 400-300 годах до нашей эры на территории Алтая, Казахстана и Монголии. К счастью для ученых, в этой культуре было широко распространено мумифицирование, причем, как и в Египте, бальзамировали не только царей, но и менее знатных людей.
В захоронении с мумией девушки с бусами был запас еды, кинжал и другие ритуальные предметы, которые могли пригодиться покойникам в загробном путешествии.
«Очевидно, тот свет был не так далеко, поскольку пищи было немного, – пошутил Бородовский. – Но самое интересное даже не бусы, а бронзовое зеркало, второй комплект еды и второй нож, которые, очевидно, предназначались зеркалу. Там же мы нашли подвески из шаманской атрибутики. То есть зеркало выполняло какие-то особые функции, если его хоронили как нечто одушевленное. Поэтому мы и предположили, что эта женщина отправляла какие-то обряды. Находка действительно уникальная, для скифского времени ничего подобного до сих пор не попадалось, хотя мы уже знаем больше тысячи захоронений того периода».
Имеют ли найденные бусы отношение к Египту, ученые не знают. Для этого необходим химический анализ, который в России не делается, а с зарубежными коллегами новосибирские археологи пока этот вопрос не обсуждали. По виду и косвенным признакам можно определить возраст и примерное происхождение, но рецепт материалов для таких изделий в каждой стране свой, как рецепт теста у хозяйки.
«Мы знаем, что это предмет импорта с Ближнего Востока, – говорит профессор Бородовский. – Такие бусы, выполненные в многоцветной мозаике, делались только там. Техника миннефолли – это когда несколько трубочек сворачивается, стачивается под определенным углом, и получаются такие глазчатые бусы с переливами. И время очень интересное, как раз эпоха завоеваний Александра Македонского, когда импорт с Ближнего Востока усилился».
Нетронутые захоронения на Алтае встречаются нечасто, в основном в области нижней Катуни. Выше по течению, в горном Алтае 90 процентов курганов были разграблены гуннами.
Пазырыкская культура пришла на Алтай с территории Ирана в VI веке до нашей эры, занимала территорию горного Алтая и внезапно исчезла к I веку нашей эры, вероятно, из-за нашествия гуннов. Судя по захоронениям, у представителей этой культуры была четкая иерархия общества и знать. На периферии, где были найдены бусы, вероятно, жили свободные люди, потому что здесь археологи не нашли ни одного царского кургана, только захоронения более и менее знатных людей.
Археологам повезло, поскольку многие захоронения пазырыкской знати оказались на глубине вечной мерзлоты, где прекрасно сохранились. Утварь и одежда из дерева, войлока и кожи, окрашенная в яркие красные и зеленые цвета. Там же сохранилось много золота в виде тонкой фольги.
«Это был очень богатый красками и орнаментами мир, – говорит Бородовский. – Мы знаем греков по их белой классической скульптуре, хотя в действительности она ярких цветов, и храмы у них были раскрашены чуть ли не под Палех. Это доказывают многие серьезные научные работы. Очевидно, что в те времена, с середины до конца первого тысячелетия до нашей эры, мир был таким ярким не только в Греции, но и здесь, на Алтае, люди одевались ярко, почти карнавально. И смерть для них была не концом, а началом, поэтому человека хоронили в яркой праздничной одежде».
В курганах было много металлических вещей из бронзы, золота и серебра. И это тоже интересно, потому что обычно в пазырыкской культуре встречается дерево, войлок и кожа. А тут, казалось бы, не в самых элитных погребениях, много кинжалов из бронзы и железа, хорошей скифской пластики, то есть металлических изделий в виде грифонов, тигров и других животных.
«Когда Геродот писал о скифах, он упоминал племена, живущие на Алтае, которые он называл "стерегущие золото грифы", – говорит Бородовский. – Очевидно, что этот мифический орел с ушами и хохолком был знаком пазырыкской культуры. Также мы нашли целую серию женских заколок с изображениями грифонов и других животных. Что самое удивительное, аналогии им мы находим позже в Туве и Северном Китае. То есть, видимо, мода на такие высокие заколки формировалась в этих местах, а затем распространялась на восток».
У одной из женщин археологи обнаружили в прическе заколку с изображением трех орлов, вписанных в круг. В индоарийских текстах есть упоминание орлов как создателей мира, восседающих на мировой горе. «То, что эти сюжеты встречаются на женских вещах, может означать, что женщины хранили и передавали культурную традицию, – говорит Бородовский. – Что же до животных на элементах мужского костюма, скорее всего, они символизировали качества обладателя костюма. Грифон на кинжале – символ точного и быстрого удара, волк или тигр на поясе означал силу и смелость хищника на охоте. К сожалению, в виде текстов скифская мифология не сохранилась, и мы можем угадывать ее только в изображениях на предметах».
Как и почему история с бусами появилась в англоязычных блогах и таблоидах теперь, неясно. Ни одной работы на английском языке про свои находки новосибирские ученые пока даже не пытались опубликовать. «У меня сложилось впечатление, что нас за рубежом мало читают, – говорит Бородовский. – До западных газет новость 2004 года дошла только теперь, что отражает скорость, с которой информация от нас доходит до них. То же самое, кстати, и внутри страны: то, что публикуется в Сибири, в столице мало читают».
Байка про это ожерелье Клеопатры за девять лет успела попасть даже в местные путеводители по Алтаю. А путеводители по этим местам год от года пользуются все большим спросом, поскольку на Алтае стремительно развивается туризм, и вся сопутствующая инфраструктура. Недавно открылся аэропорт, постоянно строятся дороги. Так что археологам очень вовремя удалось закончить главные работы.
«Большое счастье, что у меня были эти десять лет, чтобы без спешки все раскопать, – говорит Бородовский. – С расширением Чуйского тракта в четырехполосное шоссе эти курганы будут просто уничтожены. На месте захоронения, где мы нашли те бусы, сейчас уже стоит бензозаправка. Мне тогда удалось договориться с ее владельцами, чтобы они дали нам время и даже частично профинансировали работы. И мы все сделали не спеша, а это самое главное в археологии, потому что раскопать-то можно только один раз, второго шанса нет. Теперь на месте этого могильника будет широкий хайвей, по которому будут передвигаться туристы. Кстати, под современной дорогой есть три-четыре кургана, то есть машины проезжают по древним захоронениям. Не знаю, будет ли у меня возможность к ним подобраться».
Восемнадцать стеклянных бусин, сделанных в технике миннефолли, сохранили пестрые цвета настолько хорошо, что сложно поверить в их возраст – около 2400 лет. «Хотя оно было найдено девять лет назад, фотографии этого бесценного ожерелья археологи опубликовали впервые», – говорилось в статье.
Чтобы выяснить, какое отношение к реальности имеют факты, изложенные в британском таблоиде, я позвонил автору открытия, профессору Андрею Бородовскому. Оказалось, что в истории из Daily Mail вымысла больше, чем правды: ни к бриллиантам, ни к Клеопатре бусы отношения не имеют. Это украшение действительно нашли в 2004 году, и тогда же археологи рассказали о своей находке в русском National Geographic. В 2011-м была научная статья про захоронение с бусами в «Вестнике НГУ». На этом публикации заканчиваются, а жаль, поскольку за десять лет исследовательская группа Андрея Бородовского раскопала больше ста курганов и нашла массу не менее замечательных вещей, о которых мы с руководителем экспедиций проговорили целый час. Также он переслал мне фотографии некоторых сокровищ, опубликовать которые впервые для меня большая честь.
По словам профессора Бородовского, обладательница бус принадлежала к пазырыкской культуре, носители которой жили в железном веке, то есть в 400-300 годах до нашей эры на территории Алтая, Казахстана и Монголии. К счастью для ученых, в этой культуре было широко распространено мумифицирование, причем, как и в Египте, бальзамировали не только царей, но и менее знатных людей.
В захоронении с мумией девушки с бусами был запас еды, кинжал и другие ритуальные предметы, которые могли пригодиться покойникам в загробном путешествии.
«Очевидно, тот свет был не так далеко, поскольку пищи было немного, – пошутил Бородовский. – Но самое интересное даже не бусы, а бронзовое зеркало, второй комплект еды и второй нож, которые, очевидно, предназначались зеркалу. Там же мы нашли подвески из шаманской атрибутики. То есть зеркало выполняло какие-то особые функции, если его хоронили как нечто одушевленное. Поэтому мы и предположили, что эта женщина отправляла какие-то обряды. Находка действительно уникальная, для скифского времени ничего подобного до сих пор не попадалось, хотя мы уже знаем больше тысячи захоронений того периода».
Имеют ли найденные бусы отношение к Египту, ученые не знают. Для этого необходим химический анализ, который в России не делается, а с зарубежными коллегами новосибирские археологи пока этот вопрос не обсуждали. По виду и косвенным признакам можно определить возраст и примерное происхождение, но рецепт материалов для таких изделий в каждой стране свой, как рецепт теста у хозяйки.
«Мы знаем, что это предмет импорта с Ближнего Востока, – говорит профессор Бородовский. – Такие бусы, выполненные в многоцветной мозаике, делались только там. Техника миннефолли – это когда несколько трубочек сворачивается, стачивается под определенным углом, и получаются такие глазчатые бусы с переливами. И время очень интересное, как раз эпоха завоеваний Александра Македонского, когда импорт с Ближнего Востока усилился».
Нетронутые захоронения на Алтае встречаются нечасто, в основном в области нижней Катуни. Выше по течению, в горном Алтае 90 процентов курганов были разграблены гуннами.
Пазырыкская культура пришла на Алтай с территории Ирана в VI веке до нашей эры, занимала территорию горного Алтая и внезапно исчезла к I веку нашей эры, вероятно, из-за нашествия гуннов. Судя по захоронениям, у представителей этой культуры была четкая иерархия общества и знать. На периферии, где были найдены бусы, вероятно, жили свободные люди, потому что здесь археологи не нашли ни одного царского кургана, только захоронения более и менее знатных людей.
Археологам повезло, поскольку многие захоронения пазырыкской знати оказались на глубине вечной мерзлоты, где прекрасно сохранились. Утварь и одежда из дерева, войлока и кожи, окрашенная в яркие красные и зеленые цвета. Там же сохранилось много золота в виде тонкой фольги.
«Это был очень богатый красками и орнаментами мир, – говорит Бородовский. – Мы знаем греков по их белой классической скульптуре, хотя в действительности она ярких цветов, и храмы у них были раскрашены чуть ли не под Палех. Это доказывают многие серьезные научные работы. Очевидно, что в те времена, с середины до конца первого тысячелетия до нашей эры, мир был таким ярким не только в Греции, но и здесь, на Алтае, люди одевались ярко, почти карнавально. И смерть для них была не концом, а началом, поэтому человека хоронили в яркой праздничной одежде».
В курганах было много металлических вещей из бронзы, золота и серебра. И это тоже интересно, потому что обычно в пазырыкской культуре встречается дерево, войлок и кожа. А тут, казалось бы, не в самых элитных погребениях, много кинжалов из бронзы и железа, хорошей скифской пластики, то есть металлических изделий в виде грифонов, тигров и других животных.
«Когда Геродот писал о скифах, он упоминал племена, живущие на Алтае, которые он называл "стерегущие золото грифы", – говорит Бородовский. – Очевидно, что этот мифический орел с ушами и хохолком был знаком пазырыкской культуры. Также мы нашли целую серию женских заколок с изображениями грифонов и других животных. Что самое удивительное, аналогии им мы находим позже в Туве и Северном Китае. То есть, видимо, мода на такие высокие заколки формировалась в этих местах, а затем распространялась на восток».
У одной из женщин археологи обнаружили в прическе заколку с изображением трех орлов, вписанных в круг. В индоарийских текстах есть упоминание орлов как создателей мира, восседающих на мировой горе. «То, что эти сюжеты встречаются на женских вещах, может означать, что женщины хранили и передавали культурную традицию, – говорит Бородовский. – Что же до животных на элементах мужского костюма, скорее всего, они символизировали качества обладателя костюма. Грифон на кинжале – символ точного и быстрого удара, волк или тигр на поясе означал силу и смелость хищника на охоте. К сожалению, в виде текстов скифская мифология не сохранилась, и мы можем угадывать ее только в изображениях на предметах».
Как и почему история с бусами появилась в англоязычных блогах и таблоидах теперь, неясно. Ни одной работы на английском языке про свои находки новосибирские ученые пока даже не пытались опубликовать. «У меня сложилось впечатление, что нас за рубежом мало читают, – говорит Бородовский. – До западных газет новость 2004 года дошла только теперь, что отражает скорость, с которой информация от нас доходит до них. То же самое, кстати, и внутри страны: то, что публикуется в Сибири, в столице мало читают».
Байка про это ожерелье Клеопатры за девять лет успела попасть даже в местные путеводители по Алтаю. А путеводители по этим местам год от года пользуются все большим спросом, поскольку на Алтае стремительно развивается туризм, и вся сопутствующая инфраструктура. Недавно открылся аэропорт, постоянно строятся дороги. Так что археологам очень вовремя удалось закончить главные работы.
«Большое счастье, что у меня были эти десять лет, чтобы без спешки все раскопать, – говорит Бородовский. – С расширением Чуйского тракта в четырехполосное шоссе эти курганы будут просто уничтожены. На месте захоронения, где мы нашли те бусы, сейчас уже стоит бензозаправка. Мне тогда удалось договориться с ее владельцами, чтобы они дали нам время и даже частично профинансировали работы. И мы все сделали не спеша, а это самое главное в археологии, потому что раскопать-то можно только один раз, второго шанса нет. Теперь на месте этого могильника будет широкий хайвей, по которому будут передвигаться туристы. Кстати, под современной дорогой есть три-четыре кургана, то есть машины проезжают по древним захоронениям. Не знаю, будет ли у меня возможность к ним подобраться».