Ссылки для упрощенного доступа

Символы иракской войны: оружие массового поражения


Заместитель премьер-министра Ирака Ахмед Чалаби выступает в институте American Enterprise в Вашингтоне 9 ноября 2005 г.
Заместитель премьер-министра Ирака Ахмед Чалаби выступает в институте American Enterprise в Вашингтоне 9 ноября 2005 г.
В какой-то момент его рассматривали в качестве возможного преемника Саддама Хусейна – после свержения режима партии Баас.

Но его звезда начала меркнуть, когда стали расти слухи о том, что именно он дал ложные основания для начала войны в Ираке.
Утверждения, что Саддам Хусейн пытался создать оружие массового поражения – основное оправдание вторжения, которое предоставила администрация Джорджа Буша-младшего, – так и не нашли подтверждения. И американские официальные лица заявили, что ложной информацией их снабжал Иракский национальный конгресс и его лидер – Ахмед Чалаби.

Еще до начала вторжения многие подвергали сомнениям утверждения президента Буша и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, что режим Саддама Хусейна тайно, в нарушение международного права развивает ядерную и военную химическую программы. Но когда глава инспекции ЦРУ в Ираке в апреле 2005 года прекратил поиски, так ничего и не обнаружив, изначальный аргумент в пользу военных действий был разрушен полностью.

Фаваз Джерджес, глава Ближневосточного Центра в Лондонской школе экономике уверен, что Чалаби сыграл основную роль в подготовке войны – именно Чалаби, по его мнению, убедил американское руководство и, в первую очередь, неоконсерваторов, что Хусейн пытается обзавестись оружием массового поражения. Хотя, как он говорит, многие американские политики "хотели, чтобы их убедили в этом". И Чалаби "был тем самым человеком для той самой аудитории".

Чалаби вернулся в Ирак в апреле 2003 года – до этого он находился в добровольной ссылке – и начал продвигать себя в лидеры постсаддамовской страны.

Поскольку он принадлежал к видной шиитской семье, его назначили руководить "дебаасификацией" Ирака, которая свелась к отстранению от власти наиболее заметных суннитских фигур из Баасистской партии Саддама Хусейна. Но очень скоро он обнаружил, что финансирование его партии, которое он получал от США, прекращено. В мае 2004 года американские войска провели обыск в резиденции Чалаби, а также в домах других членов Иракского национального конгресса в Багдаде. Чалаби обвинили в сборе и предоставлении секретной информации Ирану.

Иракскому политику пришлось перекрашиваться. Он начал представлять себя как ярого критика вторжения, а его конгресс накануне выборов 2005 года вступил в коалицию с другими шиитскими партиями. После победы шиитов на выборах он был назначен заместителем премьер-министра Ирака и выехал в Вашингтон, где провел встречи с высшими должностными лицами в администрации Джорджа Буша. Никакой информации в прессу после этих встреч не просочилось, но публично Чалаби заявил: "Что касается утверждений, что я сознательно ввел в заблуждение американское правительство, то это городские сплетни".

Накануне вторжения ЦРУ предостерегало администрацию Буша, что не стоит полагаться на Чалаби. В одном из докладов американского разведывательного ведомства говорится, что Чалаби может подстегнуть межконфессиональные разногласия и трения между шиитским большинством, к которому он принадлежит, и курдами и суннитами в Ираке.

Сегодня Ахмед Чалаби является членом иракского парламента и сейчас готовит свою партию к выборам в провинциях Ирака в апреле этого года. Он по-прежнему возглавляет Иракский национальный конгресс, но теперь его партия входит в шиитский союз премьер-министра Нури аль-Малики – Национальную коалицию.

Его семейный дом в "зеленой зоне" Багдада напоминает дворец. Сейчас его круглосуточно стережет вооруженная охрана. Но он не продал и дом в Ливане, где в 2012 году создал спутниковый телевизионный канал AsiaSat TV, вещающий на весь Ближний Восток. Мало кто теперь прогнозирует, что Чалаби когда-нибудь возглавит иракское правительство или займет президентское кресло.
XS
SM
MD
LG