Ссылки для упрощенного доступа

Германист Владислав Белов – о холодном приеме для Путина


7 апреля в немецкий город Ганновер на открытие крупнейшей в мире промышленной выставки-ярмарки Hannover Messe прибудет президент России Владимир Путин, который вместе с канцлером ФРГ Ангелой Меркель должен открывать мероприятие, так как в этом году Россия здесь – главный гость и партнер.
Руководитель Центра германских исследований Института Европы Российской академии наук Владислав Белов, лично наблюдавший подобные поездки Путина в Германию, полагает, что в этот раз главу российского государства ждет особенно холодный прием. Деловые отношения между Москвой и Берлином развиваются успешно и стремительно, однако в последние дни это отступило на второй план в связи с неожиданными проверками правозащитных организаций в России, вызвавшими резкую реакцию в Германии.

– Прием Путина ждет очень холодный. Как и летом 2010 года (когда, правда, вся критика досталась тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву), как и в декабре 2011 года, как и в прошлом году – когда и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев жестко критиковались за законы, принятые по некоммерческим организациям, по демонстрациям, за процесс над Pussy Riot. Ожидает холодный душ, ожидает критика. Я думаю, и сам Путин был к этому не готов.
Этот закон относительно "иностранных агентов" предполагает право местных органов власти, самых различных, проводить эти проверки. Там две возможности – либо по заявлению граждан, которые недовольны НКО, или по инициативе самих "проверяющих". И вот эту инициативу, на мой взгляд случайно, Путин инициировал, выступая перед сотрудниками спецслужб – сказав, что надо следить за исполнением законов. А у нас как? Где проще, там и делается. Зачем бороться с коррупцией, например, работать над антикоррупционными законами, которые не исполняются, когда гораздо легче взяться за НКО?
Весьма неприятно, что инициатива была распространена на немецкие фонды. Реакция Германии – адекватна, и Владимиру Путину, наверное, придется отвечать на неудобные вопросы. Хотя саму атмосферу визита уже не изменишь…

– А вас или кого-либо из ваших знакомых, в том числе по деятельности, связанной с Германией, коснулись эти проверки?

– Академия наук проверкам не подлежит. Я не буду называть партнерские организации, но я именно от них узнал об этих проверках и был немало удивлен спокойной реакцией сотрудников. Я не хотел бы оказаться на их месте – это всегда неприятно, когда тебя так проверяют. Но мне сказали: не беспокойся, все нормально. Было ли это у них исключением – не знаю. Потому что если сравнить то, что сообщает "Мемориал", и то, что рассказывали коллеги из немецких фондов, – проверки там и там выглядели по-разному. Наверное, зависит от конкретных людей, от их воспитания, от их чувства такта, когда они такие проверки проводят и когда с такими проверками приходят.

– В ноябре 2012 года во время визита в Москву Меркель говорила о дефиците демократии в России, о слишком жестком наказании для девушек из группы Pussy Riot, а Путин в ответ, например, просто высмеял многие положения политики ЕС. Сейчас среди германских политиков есть ли единство мнений по поводу того, как вести себя с Россией в ближайшем будущем? Я имею в виду и ХДС, и другие партии.

– Нет. По понятным причинам атмосфера в Германии в целом не пророссийская, а антироссийская. И насколько мне известно, и в самих фракциях, и в правящих фракциях, в оппозиционных фракциях никакого единства в отношении к Москве нет.
XS
SM
MD
LG